Вузы мирового уровня в России к 2020 году – миф или реальность?
Российские университеты неумолимо теряют позиции в мировых рейтингах. Выпуск неквалифицированных специалистов на рынок труда подрывает развитие экономики. Способна ли модернизация образования отдельно взятого вуза обеспечить развитие целого региона?
Сергей Лозинский, партнер Strategy Partners Group:
В конце 2013 года высшие учебные заведения России в очередной раз не попали в список 200 лидирующих вузов мира согласно рейтингу лучших университетов мира британского журнала Times Higher Education (THE). Более того, только МГУ имени Ломоносова стал единственным российским вузом в списке 400 лучших высших учебных заведений мира, да и то опустился в группу 226–250 из группы 201–225, в которую входил в 2012 году.
Причины этого состоят не столько в ухудшении качества образования в МГУ и других российских вузах, сколько в усилении конкуренции. Если раньше наши вузы конкурировали в большей степени с североамериканскими и западноевропейскими, то теперь к борьбе за высокие места в международных образовательных рейтингах подключились университеты Китая, Южной Кореи, Сингапура и других стран Юго-Восточной Азии. Со свойственными этим странам упорством и готовностью инвестировать в развитие они буквально ворвались в лидирующие позиции международных рейтингов: сейчас в число 200 лидирующих вузов рейтинга THE входят пять китайских университетов (включая университеты Гонконга), четыре южнокорейских и два сингапурских. Очень сильны позиции университетов из таких стран, как Канада и Австралия (по семь вузов в TOП-200 соответственно). Но и западноевропейские страны не уступают в этой конкурентной борьбе, причем достаточно успешно выступают как старые университеты (например, один из старейших в Северной Европе Левенский университет в Бельгии, занимающий 61-е место), так и новые, недавно созданные (Маастрихтский университет в Голландии, созданный в 1976 году и занимающий 98-е место).
В условиях такой конкуренции университеты постоянно должны меняться и совершенствоваться, оставаясь же на месте, непременно отстанешь. Все это очень хорошо описывается словами Белой Королевы из «Алисы в Зазеркалье»: «Здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте! Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать по меньшей мере вдвое быстрее».
Повышение качества образования как лекарство от безработицы
Конечно, можно отмахнуться от международных рейтингов и по-прежнему считать уровень образования в России вполне удовлетворительным для получения достаточно квалифицированных кадров. Тем не менее ситуация на рынке труда опровергает этот тезис, даже несмотря на усиливающиеся негативные тенденции в экономике. Компании сегодня крайне остро заинтересованы в грамотных сотрудниках с высоким уровнем образования по современным специальностям. Причем есть вполне конкретные запросы со стороны предприятий, которым нужны навыки и компетенции не только профессиональные, но и общие, такие, например, как знание иностранного языка. Конечно, в Москве и Петербурге это уже не проблема, но в регионах компании испытывают реальный дефицит таких навыков. Если следовать этой логике, то повышение качества образования в соответствии требованиям мирового уровня позволит увеличить количество востребованных на рынке специалистов и, возможно, отчасти послужит решением проблемы безработицы.
Нельзя сказать, чтобы люди не понимали этого: по результатам исследований качества жизни в разных российских городах, проведенных компанией Strategy Partners Group в 2013 году, одним из важных аспектов для жителей крупных городов является доступность качественных рабочих мест (что подразумевает интересную работу, работу по специальности и адекватный требуемым расходам уровень зарплаты). Причем если в Москве доступность качественных рабочих мест в списке проблем для населения занимает только четвертое место, то в городах Московской области, а также в Самаре этот вопрос по важности для жителей делит первое место с качественным медицинским обслуживанием, а в Омске лидирует с большим отрывом от всех остальных. И проблема здесь состоит в том, что сложно создать рабочие места, не имея адекватного предложения на рынке труда. Во-первых, инвестор не придет на территорию, где он не сможет найти качественную рабочую силу. Во-вторых, и местные компании не смогут расширить производство без адекватного персонала.
Мировой опыт в России
К счастью, необходимость модернизации профессионального образования с целью решения серьезных экономических задач понимается уже и на федеральном уровне, и на уровне ряда регионов. Пример – Красноярский край, где по инициативе Сибирского федерального университета разработана новая концепция развития системы профессионального образования, которая позволит системе высшего образования региона соответствовать международному уровню. Первые заметные результаты реализации концепции можно будет наблюдать уже в 2017 году. До 2020 года процесс модернизации системы образования будет сфокусирован в большей степени на внутренних изменениях и развитии, далее в планах активная реализация стратегии интернационализации Сибирского федерального университета с целью сделать его своего рода «международным хабом», обеспечивающим взаимодействие Красноярского края с лучшими мировыми ресурсами в области подготовки кадров и научных исследований. Впрочем, целый ряд инициатив в «международном» направлении будет реализован и до 2017 года. Так, университет привлек к работе нобелевского лауреата в области химии Осаму Шимомура, установил партнерские отношения с крупнейшими компаниями региона «РУСАЛ» и «Роснефть», планирует взаимодействие с лидирующими вузами региона для создания технопарка в Красноярске.
Важно отметить: программа развития профессионального образования в Красноярском крае будет реализовываться «в связке» с реализацией новой стратегии повышения международной конкурентоспособности Сибирского федерального университета, что позволит наиболее эффективно использовать потенциал региональных вузов.
При построении новой модели развития для Сибирского федерального университета было выбрано пять примеров лучшей международной практики: Университет Альберты в Канаде (расположен в похожем по географии и отраслевой структуре регионе), Маастрихтский университет в Нидерландах (самый быстрорастущий молодой университет в Европе, показал прогресс за счет активной интернационализации), два ведущих европейских технических университета – Мюнхенский и Делфтский, а также Университет Кореи (показал очень быструю положительную динамику в международных рейтингах). Таким образом, были выбраны именно те примеры, которые продемонстрировали лучшую динамику в рейтингах и при этом имеют хороший опыт взаимодействия с промышленностью (что актуально для Красноярского края).
Из практики этих вузов выбраны полезные идеи в сфере инноваций, образовательных программ, научных исследований, организационной структуры. И уже к 2016 году в Сибирском федеральном университете планируется введение следующих изменений:
- изменение структуры образовательных программ в пользу специализированных и исследовательских магистерских (почти в 2 раза, до 21%, увеличится доля магистерских программ);
- изменение системы лабораторий и исследовательских центров в направлении междисциплинарных исследований. Реструктуризация системы научных лабораторий по приоритетным направлениям исследований;
- интернационализация и изменение структуры подготовки кадров (примерно в четыре раза увеличится число иностранных студентов и преподавателей, до 5 и 2% от общей численности соответственно, при этом до десяти программ будет преподаваться на английском языке);
- развитие научных исследований за счет привлечения сильных ученых из-за рубежа и из других российских вузов;
- программы коммерциализации разработок;
- привлечение к управлению университетом «независимых директоров» из числа ведущих ученых, в том числе из других стран, и представителей корпораций – партнеров университета.
Таким образом, перед Министерством образования и науки и вузовским сообществом Красноярского края стоит задача по созданию сильных конкурентоспособных программ на площадке вузов региона за счет концентрации сильных программ и аннулирования слабых направлений. При создании концепции был подготовлен прогноз развития рынка труда по отраслям с выяснением их потребностей в специалистах. Интересно, что в перспективе востребованность юристов и экономистов будет уменьшаться в пользу технических специальностей в сфере металлургии, нефтехимии и т.д. Крайне важно, безусловно, учитывать потребности промышленности и бизнеса, но еще не менее важно учитывать международный опыт и прогнозировать изменяющиеся условия развития экономики, чтобы избежать риска создавать кадры для «старой» экономики. Образование должно быть в значительной степени рассчитанным на опережение, тривиальный опрос текущих потребностей предприятий не даст необходимого результата.
Первым этапом концепции модернизации образования уже на уровне региона стала разработка стратегии развития среднего профессионального и школьного образования по образцу модульной системы.Сейчас обсуждается вопрос интеграции разных уровней образования и во многих регионах уже реализуется, интеграция техникумов с вузами – своего рода идея сквозных программ, чтобы абитуриент после обучения в ПТУ по схожей программе мог поступить в техникум с зачислением некоторых модулей, которые он уже освоил. Этот подход достаточно хорошо интегрируется с моделью «2+2+2». То есть первые два года – это общее образование по ключевым дисциплинам, которых требует высшее образование. Следующие два года – это специализация на уровне бакалавриата. И последние два года – обучение на уровне магистратуры.
Следующее положение, которое легло в основу концепции модернизации системы профессионального образования региона, – интегрированная система образовательных заведений. Создание в регионе вуза мирового уровня, который отвечает за то, чтобы в регионе были программы подготовки кадров мирового уровня и проводились научные исследования мирового уровня. При этом идет четкая концентрация качественных ресурсов (сильных преподавателей, качественного оборудования) в профильных центрах – образовательных, научных, инновационных. Важно, что эта модель не является жесткой – процессы выбора «центра компетенций» по тому или иному направлению регламентируются не сверху, а строятся на принципах лидерства.
Этот процесс уже идет в Красноярском крае – в процессе создания Сибирского федерального университета было интегрировано несколько программ и объединен ряд вузов. Уже на начальной стадии сделано много в плане публикаций, повышения подготовки кадров, кроме того, сейчас уже полностью построен кампус Сибирского федерального университета, включая общежития, учебные корпуса, библиотеки, инфраструктуру для научных исследований, занятий спортом, здравоохранения и т.п.
Подводя итог
На примере Красноярского края видно, что любой опыт успешных мировых образовательных учреждений возможно внедрить в России.
Единственная проблема – это вопрос времени, которое потребуется на реализацию подобных программ в том или ином регионе, поскольку базовые условия везде разные. Красноярский край является одним из лидеров экономического развития в России – здесь реализуются крупнейшие промышленные проекты в области металлургии, нефтедобычи и переработки, нефтехимии, металлообработки, энергетики. Трудной задачей является реализация подобных программ в регионах с более сложной экономической ситуацией, но и таких примеров хватает, один из подобных «кейсов» можно увидеть в Пензенской области.
Что важно для реализации подобных концепций, так это наличие вуза-лидера, который взял бы на себя роль «двигателя» для развития региона. И результат не заставит себя ждать. В результате реализации стратегии развития Сибирского федерального университета планируется (без федеральной поддержки) войти в число 350 лучших университетов мира. И что более важно – система профессионального образования сможет обеспечить адекватную поддержку амбициозным планам развития промышленности Красноярского края.