Упаковка: пластик уступает картону?
Сегодня на мировом рынке существуют две наиболее популярные упаковки для яиц: контейнеры из пластика и из картона. О преимуществах, а также недостатках того и другого видов упаковки мы поговорили с Виктором Вальцем, директором по продажам в Восточной Европе компании Hardmann.
– Виктор, на выставке VIV 2014 было представлено очень много пластиковой упаковки для яиц с различными маркетинговыми решениями. Почему же пластиковая упаковка не пользуется особой популярностью среди российских производителей?
– Пластиковая упаковка прежде всего предназначена для транспортировки продуктов из одной точки в другую. Функция же тары из бумажной формованной массы несколько иная. История упаковки картонной более длительная, чем пластиковой.
Впервые люди начали транспортировать яйцо тысячу лет назад. Раньше это происходило очень просто: брали корзину, укладывали в нее солому, и яйцо от производителя поступало на стол потребителю напрямую. Как вы понимаете, солома – это тоже натуральный продукт, и на ее основе была разработана упаковка примерно 60–70 лет назад. Затем появилась упаковка на 30 яиц из бумажной формованной массы, это тоже натуральный продукт. В итоге получается, что один натуральный продукт – бумажное волокно – контактирует с другим натуральным продуктом – яйцом. К слову, яйцо – самый известный продукт, который попадает на стол потребителю в непереработанном виде. Те же молоко или масло поступают на стол потребителю в переработанном виде, то есть к ним прикасалась машина. С яйцом этого не происходит, оно покидает организм курицы живым и попадает на стол в точно таком же состоянии.
Важно отметить, что яйцо само по себе защищено специальной пленкой. Это биологическая защита яйца, которая позволяет регулировать обмен влаги и воздуха с окружающей средой. Если же закрыть сообщение между яйцом и окружающей средой, в частности посредством упаковки, продукт, как правило, портится. Яйцо может находиться в нормальном состоянии без охлаждения 120 дней, но для этого оно должно быть или на открытом воздухе, при температуре 20 градусов, или попасть в бумажную упаковку, которая имеет микропоры и позволяет продукту дышать точно так же, как в природе, и обмениваться с окружающей средой влагой и воздухом.
Есть, конечно, и другие нюансы, в частности, связанные с процессами сортировки или транспортировки. Например, человек, который фасует яйцо, не порежет пальцы, контактируя с бумажной упаковкой.
Еще один момент: при транспортировке периодически случается, что яйца бьются. Картонная упаковка многих производителей, за счет своей конструкции, обеспечивает впитываемость одного или двух разбитых яиц из 10, и это приводит к тому, что оставшиеся 8 или 9 сохранившихся яиц не портятся в этой упаковке. В пластиковой же упаковке, которая не впитывает влагу, вся жидкость остается внутри, и оставшиеся целыми яйца могут в ней полностью испортиться за 4–5 дней.
– Почему, на ваш взгляд, производители яиц не пользуются всеми маркетинговыми возможностями упаковки? Изображения на контейнерах для яиц, как правило, достаточно однообразные.
– Здесь многое зависит от производителя яиц и от степени развития розницы. В тот момент, когда торговля будет проявлять желание работать с продуктами в яркой, оригинальной упаковке, такая тара появится. Необычные маркетинговые ходы уже представлены в Западной Европе, самый известный из них – замена одного яйца в упаковке каким-нибудь подарком.
Сегодня многие производители упаковки для яиц имеют возможность наносить текст и информацию как на внутреннюю сторону контейнера, так и на оборот этикетки. Это могут быть информационные материалы любого характера, в частности рецепты приготовления. Данные варианты достаточно широко используются в Европе, в других странах мира. Думаю, что и в России тоже на каком-то определенном этапе, может быть, через 2–3 года, упаковка для яиц начнет развиваться в таком ключе.
– Что дороже: производить бумажную упаковку или пластиковую?
– Изготовление пластиковой упаковки существенно дешевле бумажной. Но если учитывать весь технологический процесс, который проходит пластиковая упаковка, в итоге они полностью сопоставимы по цене.
Дело в том, что изготовители бумажной тары, как правило, выпускают готовый продукт с наклеенной этикеткой, который можно ставить на полку. На пластиковую же упаковку, как правило, еще необходимо наносить определенную маркировку, наклеивать этикетку.
К тому же скорость работы сортировальной машины существенно ниже при работе с пластиковой упаковкой, чем с бумажной.
А если еще участь тот факт, что сегодня конечные потребители все чаще задумываются о сохранении окружающей среды, делая выбор в пользу бумажной упаковки, то выявляется еще одно ее преимущество над пластиковой тарой.
Поэтому перед тем, как выбрать ту или иную упаковку для яиц, необходимо хорошенько сопоставить все за и против и только после этого принять решение.
Автор: Ольга Паленова, ИД «Сфера»