Страхование грузов: условия заключения договора
Страхование грузоперевозок – это процедура дополнительной защиты, как финансовых интересов владельца груза, так и самого груза от порчи или уничтожения, по другому называют Карго.
По договору страхования можно защитит следующее:
- Финансовую сторону грузоперевозки (стоимость груза, фрахт, ожидаемый доход после продажи перевозимого товара);
- Любые дополнительные расходы по недопущению ущерба;
- Все расходы связанные с логистикой груза после наступления страхового груза (перегрузка, сохранность на складах, транспортировка);
- Последствия после ДТП (убытки, взносы и жертвы).
Дорожно-транспортное происшествие называемое общая авария - это основной страховой случай в карго, которое несет угрозу для целостности груза и транспортного средства, которое его перевозит. В случае ДТП может возникнуть необходимость пожертвовать грузом или его частью, в целях спасения людей и транспортного средства. В связи с этим стоимость ущерба должна распределяться между владельцем груза, перевозчиком и владельцем транспорта в долях, которые прописываются в договоре страхования. Такой ущерб выплачивается страховой компанией.
Термин частная авария - это ДТП с последствием, которого становятся ущерб и финансовые потери одного из участников перевозки, в подобном случае страховку возмещает компания – страховщик только этому лицу (компании).
Риски страхования грузов
Для страхования грузов существуют определенные разнообразные риски, они могут быть только финансовыми. Их рассчитывают исходя из стоимости груза, его качественных оценок и вероятности наступления ущерба.
Для расчета стоимости и степени риска страховщику, используют данные, которые характеризуют груз:
1. Наименование груза, его классификация и стандарты, упаковочная тара, количественные показатели мест, описание внешнего вида, состояние перед началом перевозки;
2. Свойства и качественные показатели (степень воспламеняемости или потенциальной опасности);
3. Сопроводительные документы: транспортные накладные на товар;
4. Способ транспортировки размещения груза в транспортном средстве: снаружи, внутри с креплением или насыпью и т.д.
5. Маршрут, которым следует груз от пункта загрузки и отправления до выгрузки и приемки товара грузополучателем;
6. Наличие права на регресс.
Для страхования грузов все виды рисков зависят от характеристик товара. В случае, когда покупатель получил генеральный полис, в котором прописываются все риски и ситуации, тогда груз считается максимально застрахованным. Если же страховался отдельно взятый случай, тогда на стадии оформления страховки необходимо прописывать все требования сторон.
Также риски зависят от вида транспорта и его технических характеристик: года выпуска, исправности, оснащения, тоннажа, квалификации водителя и количества водителей в рейсе. Достаточно часто учитываются также климатические и погодные условия территории, на которой происходит грузоперевозка.
Груз признается застрахованным в той сумме, которую заявляет страхователь, она не может быть выше стоимости груза, которая указывается в транспортных и бухгалтерских документах. Именно эта сумма и ограничивает размер ответственности перед страхователем.
Если же груз страховался частично от стоимости, то все объекты страхования имеют страховую стоимость в таком же частичном соотношении от общей стоимости.
Условия заключения договора страхования грузов
В процессе оформления страховки, страховой компании разрешено оценивать страховой риск на основании самостоятельной проверки состояния груза. Как с финансовой (стоимость) и юридической (документы на право собственности на груз и транспортное средство), т.к. все они характеризуют риски, которые будут впоследствии покрываться страховкой. Страхование груза может осуществляться по средствам генерального полиса, так и методом частичного страхования объектов и рисков. В одном договоре страхования могут быть прописаны разные объекты: ожидаемая выгода, комиссионные выплаты, расходы связанные непосредственно с транспортным средством, с хранение и погрузочными работами.
Есть перечень рисков, ущерб от которых не может покрываться страховкой. К таким относятся:
- Военные действия и все, что с ними связанно. Террористический акт, повреждения и гибель груза вследствие государственного переворота или массовых беспорядков, реквизиция груза властями.
- Атомный взрыв или радиационное поражение.
- Умысел или халатность владельца груза, перевозчика или владельца транспортного средства. Действие или бездействие, которые нарушают правила и нормы пересылки, хранения товаров и грузов.
- Перепады температур или свойств груза, которые он приобретает во время перевозки.
- Воздействие огня или взрыва во время погрузки, о которых страхователь или представитель заведомо знали, но не поставили страховщика в известность, в том числе и самовозгорания.
- Недостачи груза, выявленная при приемке товара, в случае, когда целость упаковок и пломб не нарушена;
- Порча и уничтожение груза вредителями (мыши, крысы, насекомые);
- Убытки, связанные с недополученной выгодой, вследствие падения цен в процессе транспортировки.
Данный вид страховки широко используется во всем мире, в том числе и в нашей стране. Страховые компании предлагают разные договора и условия для страхования.
Все очень подробно описано, спасибо. Реально - эти вещи нужно знать заранее, прежде, чем планировать грузоперевозку.
Есть смысл страховать, если это очень крупный и дорогостоящий груз, а так, мне кажется, проще подобрать перевозчика, в котором будешь уверен.
Тут еще нужно не ошибиться с компанией-страховщиком, а то или оценят по-минимуму, или откажутся возмещать.
Тут уж Вам все карты в руки. Страховых компаний много, есть из чего выбирать, шерстите рынок.