Gorky Store: как создать собственный бренд одежды в России
Предприниматель из Нижнего Новгорода начал с торговли европейской одеждой и пришёл к созданию собственного бренда.
Полтора года назад Александр Макаров из Нижнего Новгорода стал привозить из Англии брендовые вещи и продавать их среди друзей и знакомых. Сейчас он имеет магазин, оборот которого превышает полмиллиона рублей в месяц и начинает выпускать одежду в стиле casual под собственным брендом MakeHot. Через пять лет Макаров вместе с партнерами рассчитывает построить федеральную сеть магазинов Gorky Store.
«Цыплячий» бизнес
Свой бизнес Александр Макаров, когда еще работал экономистом в одном из нижегородских НИИ. «На майские каникулы я поехал в Венгрию, там сделал первую закупку одежды Lonsdale и привез ее в Россию. Тогда же я узнал, что Lonsdale, который у нас считается премиум-брендом, в Англии очень простая одежда и стоит дешевле, чем Adidas, - рассказал Александр в интервью «Деловой среде». – Все, что привез, очень быстро разошлось по друзьям и знакомым. И я подумал: а что если открыть магазин – привозить известные бренды и продавать их здесь?». Он создал группу «ВКонтакте» и через нее продавал одежду. На вырученные деньги делал новую закупку – что-то вез из Москвы, какие-то вещи заказывал в Европе. Так продолжалось около года. «А потом, когда на работе (в это время Александр уже работал в аудиторской компании KPMG – Прим. «ДС») случились небольшие неприятности, я уволился и решил полностью заняться своим магазином. Это было в октябре 2013 года», - продолжил Макаров.
Тогда бизнес Александра представлял собой «домашний магазин». Весь товар (примерно на 200 000 рублей) хранился в его маленькой квартирке, а продажи строились через группу «ВКонтакте» и по телефону. Люди звонили, уточняли размер, цвет вещи… Но работать так было невозможно, в первую очередь потому, что много вещей в квартире не разместишь, а модельный ряд ограничивался, как правило, одним размером. Через полтора месяца Александр арендовал угол на цокольном этаже торгового центра на улице Белинского и организовал там точку выдачи заказов. «Это был даже не магазин. Я там не находился постоянно. Те, кто хотели посмотреть вещи, предварительно звонили мне и договаривались о встрече», - рассказывает Макаров.
В преддверии Нового 2014 года Александр Макаров познакомился с соучредителем нижегородской группы компаний «Эра» Иваном Арсеньевым. Тот вместе с сыном Федором зашел в магазин. Пока 15-летний отпрыск мерил и выбирал вещи, Александр с Иваном нашли общую тему для разговора. «Александр так живо и ценностно близко отвечал на мои вопросы, что вызвал с моей стороны безусловный интерес, - вспоминает Иван Арсеньев в интервью «Деловой среде». – Через 40 минут я предложил Александру стать частью нашего холдинга и действовать под эгидой серьезной газовой компании. А это и юридическое обслуживание, и инвестиции, и совсем другой уровень менеджмента. В добавок, я ему предложил из цыплячьего бизнеса создать серьезный федеральный проект в течение 5-8 лет». В течение января 2014 года партнеры уладили все вопросы, и с 1 февраля у Gorky Store началась новая история.
Магазин сменил прописку – переехал со скромных 15 кв.м. на просторные 54 кв. м., в здание в историческом центре Нижнего Новгорода, где располагается центральный офис ГК «Эра». Здесь же разместился и склад, благодаря чему удалось серьезно увеличить объемы закупки. Штат магазина вырос до трех человек, включая двух продавцов. «Еще моя подруга Яна – по образованию маркетолог – помогает», - говорит Александр. Сын Арсеньева – Федор ведет учет одной из секций; также он взял на себя функциональную часть продвижения проекта в сети и почтовую рассылку в рамках интернет-магазина. Заказы поступают из Хабаровска, Южно-Сахалинска, даже близких к Европе Калининграда и республики Беларусь. Каждый день отправляется не менее двух посылок.
По словам Александра Макарова, если раньше проект начинался как интернет-магазин и основная часть вещей продавалась через сеть, то сейчас доля продаж через сайт составляет около 10% от общего объема. «Но в абсолютном выражении эти 10% больше, чем было раньше. Ведь объем продаж с октября 2013 года у нас вырос раз в десять», - говорит предприниматель. За это время число подписчиков в группе gorkystore «ВКонтакте» выросло более чем в три раза и достигло почти 8000 человек.
Основным своим преимуществом Александр Макаров считает невысокие цены. «Когда я только начинал, мне даже угрожали и требовали продавать на таких же условиях, как и все. У меня цены были в 2-3 раза ниже, чем у конкурентов. Но зачем мне продавать дороже, если у меня и так хорошая, достаточная наценка? - удивляется Александр. – Мне часто покупатели рассказывают, что оригинальный Lonsdale не может стоить таких денег, а я смотрю на человека и понимаю, что его кто-то когда-то обманул. Потому что реально это вещь ровно столько и стоит». Для примера Александр показывает сумку Lonsdale. «Такие сумки в Москве в якобы официальном магазине продавали по 2500 рублей. У меня они на тот момент стоили 600 рублей, а в Екатеринбурге мой партнер продает их по 1200. В Англии такая сумка без скидок стоит 12 фунтов (около 720 рублей). Но я могу покупать существенно дешевле, поскольку имею хорошие скидки», - поясняет Александр.
Закупкой товара для магазина Александр по-прежнему занимается самостоятельно, поскольку многое в этом бизнесе завязано на личных контактах. До последних событий: падения курса рубля, кризиса на Украине и введения санкций - 85% вещей поставлялось из Англии. Сейчас примерно поровну из заграницы и из Москвы. «На столичных базах есть разные вещи. Порой неоригинальные вещи выдают за оригинальные, - отмечает руководитель Gorky Store. – Но когда мы говорим про бренд, для многих – для 80% покупателей - очень важна аутентичность, то есть чтобы это была действительно оригинальная вещь, а не просто красивая наклейка. Если эта вещь фейковая, ненастоящая, то я покупателю так и скажу».
Одежда для фаната
«Gorky Store – это страстный подход к жизни. Это здоровый образ жизни. Это самоидентификация себя как русского человека. Это активная жизненная социальная позиция. Это готовность отстаивать свои интересы. Это готовность к активным действиям. Это способность искренне восхищаться тем, что происходит в жизни вокруг тебя. Это способность идти вслед за чудом… - перечисляет Иван Арсеньев. - С такими людьми приятно работать, именно для них мы продаем одежду известных брендов и планируем создание собственной линейки».
Команда Gorky Store разработала новую торговую марку – MakeHot. «От сленгового выражения Make hot or make not – «Делай горячо или не делай вообще», - поясняет Александр Макаров. В названии MakeHot по-русски отчетливо читается «енот». Так на логотипе и появился енот, увенчанный короной Российской империи, со славянским луком в лапах и «эрегированным хвостом». По словам предпринимателей, одежда под маркой MakeHot будет ценностно ориентирована на ту же самую аудиторию, что и британские бренды: футбольные фанаты, политически активная молодежь.
Первые образцы одежды – кофты – были выпущены месяц назад. Сейчас они продаются в магазине Gorky Store и, по словам Александра Макарова, получили неплохую оценку потенциальных покупателей. В ближайших планах – расширение линейки бренда. «В данный момент шьются три вида сумок. К осени будут пошиты еще шесть видов кофт, три вида шапок и три вида шарфов. По цене одежда под маркой MakeHot будет сопоставима с другими вещами. Например, кофта сейчас стоит 2250 рублей», - говорит Макаров.
Все заказы предприниматели из Нижнего Новгорода размещают на российских фабриках. «Это часть концепции нашего бренда, - поясняет Иван Арсеньев. – Вся наша одежда будет отшиваться из российских материалов и на российских предприятиях». В перспективе в рамках холдинга планируется организация швейного производства. Этот шаг отчасти вынужденный. «В России очень не любят работать, - отмечает Александр Макаров. - Например, мы начинаем сотрудничать с какой-то фабрикой. Нам рассказывают, что у них мощности простаивают, работы не хватает… И мы договариваемся разместить у них свой заказ. Подписываем документы. А потом начинаются постоянные срывы – сроков, условий договора, увеличивают себестоимость, заменяют одни материалы другими…»
В этом году одежда и аксессуары под брендом MakeHot будут продаваться только в магазине в Нижнем Новгороде: так проще собрать отзывы покупателей. Со следующего года параллельно с развитием сети магазинов Gorky Store планируется начать экспансию в другие регионы: это будет как продажа через собственную сеть, так и через прочие мультибрендовые магазины одежды. По оценкам Александра Макарова, доля MakeHot в ассортименте магазина Gorky Store должна составлять не менее 25%.
Автор: Роман Данилов