Борис Виноградов: Заработок профессора должен составлять 100-120 тысяч рублей в месяц
Как сообщает
Как отметил Б.Виноградов, "научная нагрузка должна быть следующей: либо профессор выигрывает гранты, либо он ведет прикладные научные исследования с промышленностью". "Раньше это называлось – хоздоговорные работы. И третья часть нагрузки профессора и его научной группы, потому что профессор не может работать сам по себе, состоит в том, что он должен возглавлять научную группу, в которую входят аспиранты, докторанты и студенты (группа, примерно 8-10 человек). Я имею в виду, конечно не гуманитария, не экономиста, а профессора технического ВУЗа, который занимается тем, что превращает Россию в страну инноваций. Так вот третья часть нагрузки у него должна быть связана с инновационной деятельностью, с участием своими разработками в создании инновационных фирм, компаний, может быть, малых предприятий при ВУЗе. Это то, о чем говорил Президент Медведев. Вот такая должна быть структура нагрузки у профессора. В сумме это составит 700-800 часов в год плюс надо учесть необходимость его работы с литературой, т.е. потребность повышать квалификацию путем ознакомления с последними публикациями в стране и за рубежом по проблеме, которой он занимается. В итоге суммарная нагрузка получится 900-1000 часов в год. Такова нагрузка профессора, который работает творчески, продуктивно, "на полную катушку", но без износа. При этом заработок его в этом случае должен составлять порядка 100-120 тысяч рублей в месяц. Из них 30-40 тысяч рублей он должен получать за учебную нагрузку. Тогда это будет достойная зарплата. Примерно такого же уровня должна быть зарплата у доцентов, работающих в его группе, а это 1-2 человека. Вот такая структура рабочего времени, и такая структура зарплаты позволит и профессору жить достойно, и стране идти по инновационному пути", – продолжил эксперт.
"Сегодня, к сожалению, зарплата профессора составляет около 20 тысяч рублей за учебную нагрузку. Я не могу сказать, что сегодня много профессоров ведут аспирантов, тем более докторантов. Я не могу сказать, что они ведут их успешно, поскольку требования к эффективности подготовки диссертаций не высокие, поэтому эффективность подготовки научных кадров не превышает 30%. Это общепризнанный показатель, когда число выпускников аспирантуры или докторантуры с защитой диссертаций в срок не превышает 30%. По техническим наукам ситуация в стране еще хуже, примерно 20-25%, т.е. только каждый четвертый человек защищает диссертацию в срок. Это говорит, во-первых, о том, что в аспирантуру и докторантуру идут недостаточно подготовленные кадры. Во-вторых, о недостаточном уровне ответственности научных руководителей за взятых ими аспирантов. В-третьих, это свидетельствует о плохих условиях работы и о том, что нет достаточной материально-технической базы для исследований и т. д.", – добавил политик.
"Учебная нагрузка сегодня дифференцируется по ВУЗам. В обычном, региональном ВУЗе без льгот учебная нагрузка профессора может составлять от 500 до 800 часов в год. И лишь в МГУ и еще 3-4 ВУЗах нагрузка профессора соответствует тем требованиям, о которых я говорю. Но при этом далеко не всегда профессора организуют научные группы, ведут активную научную работу, выигрывают гранты, участвуют в научных программах, занимаются научными исследованиями. В этом Фурсенко абсолютно прав. Научная деятельность в ВУЗах, к сожалению, значительно отстает от академической и отраслевой науки. В этом смысле надо, конечно, активизировать эту работу. Другое дело, что это кнутом не делается. Дело в том, что проблема высшей школы сегодня, с точки зрения кадрового состава, заключается в том, что деды учат внуков. Очень мало в высшей школе работает профессоров возраста максимальной работоспособности 35-50 лет. Таких профессоров очень мало, гораздо меньше, чем нужно для того, чтобы наука высшей школы была активной. Сегодня средний возраст профессора превышает 60-70 лет, а это тот возраст, когда уже больше занимаются организационной, руководящей работой, а не исследовательской", – отметил Б.Виноградов.
"Поэтому сегодня крайне важно, во-первых, улучшить структуру кадрового потенциала высшей школы. Во-вторых, обеспечить повышение эффективности работы системы подготовки научных кадров, которой министерство вообще не занимается, предпочитая заниматься демагогией. В-третьих, создать условия работы и повысить требования к ответственности как научных руководителей за подготовку научных кадров, так и преподавателей ВУЗов за работу в сфере научных исследований и инновационной деятельности. Вот то, что должны делать работники и руководители министерства вместо того, чтобы давать интервью", – подчеркнул Борис Виноградов.
Источник: