Зарабатывать на жизнь можно самыми разными способами. Один предприимчивый американец, например, зарабатывает тем, что побуждает к заработку других. Следующим этапом транслирования своей мудрости — а заодно и получения очередного барыша — стала книга «Не набрасывайтесь на мармелад». Это чуть более чем 100-страничное творение вышло из-под пера профессионального оратора Хоакима де Посады; он взял смелость утверждать, что раскрыл секрет успеха практически в любом жизненном начинании, и обещает обучить читателя этому «волшебству».

Почему мармелад?

И слово, и принцип, заложенный в «философию» Посады, позаимствован из известного эксперимента, проведённого в США около 40 лет назад. 4-летних малышей сажали в комнату, давали мармелад и оставляли наедине на 15 минут. При этом, каждому ребёнку был обещан ещё один кусок сладости — но только при условии, если он не притронется к первой мармеладке в течение 15 минут. Впоследствии, наблюдая за судьбой этих детей в процессе взросления, учёные сделали такой вывод: те, кто в 4 года не съел мармелад, добились в жизни гораздо больших успехов, нежели их менее терпеливые сверстники.

Но никакого волшебства в этой маленькой книжечке нет. Как и любое другое обещание золотых гор, она быстро вызывает чувство лёгкого разочарования; к тому же ораторский опыт де Посады отнюдь не пошёл на пользу его письменному труду. Свой принцип жизненного успеха автор строит на эксперименте, проведённом над детьми и, видимо, поэтому к читателю он волей-неволей обращается точно так же: он разжовывает, повторяет, увещевает — словно сюсюкается с пятилетним дитятей. Даже форма повествования, и та смутно напоминает какую-нибудь «Улицу Сезам» или обучающую книжку для младших классов, хотя по сути — это диалог между Успешным Бизнесменом и его водителем-гастарбайтером. Если бы автор не носил такого говорящего о его этнической принадлежности имени, его можно было бы заподозрить как минимум в снобизме.

Но. При всей наивности изложения, всё, что де Посада пытается «втемяшить» в голову своего тупицы-читателя, — вещи крайне правильные и полезные, хотя и в такой же степени очевидные. Так, главный принцип, собственно, и почерпнутый из эксперимента с мармеладом, можно сформулировать примерно так: вместо того, чтобы набрасываться на сиюминутную добычу, лучше подождать, подумать — и в результате получить гораздо лучший результат. Или, ещё проще: семь раз отмерь, один раз отрежь. Чтобы удержаться от соблазна взять всё и сразу, нужна сила; чтобы ждать и терпеть — вера, а всё вместе это, по выражению де Посады, даёт «мегамармелад» в конце пути.

Следующая «истина» утверждает, что, чтобы добиться успеха, надо работать много и усердно. Тезис номер три: всё, что происходит с человеком, зависит от него самого, а не от его прошлого, окружающих обстоятельств и т.д. и т.п.

В общем, ничего нового самопровозглашённый Знаток успеха, на самом деле, не открыл. Однако: главная ценность рассуждений де Посады — не в изначальных принципах успеха, а в способности интерпретировать их и использовать действительно для любых целей и в любой момент. На протяжении книги он предлагает с десяток ситуаций, в которых с первого взгляда и не увидишь «мармелад», но по мере упомянутой уже «долбёжки» понять логику автора становится всё легче. Ниже мы приводим отрывок из книги, где описаны несколько простейших «мармеладных» случаев, касающихся бизнеса и финансов. Научиться их отличать и вовремя в них ориентироваться — это и есть переход от «теории успеха» к практике.

Мармеладный выбор

Я рекомендую вам стать суперсберегателем, а не супертранжирой. Сберегая свой мармелад, вы достигнете своих целей. Ешьте его сразу — и вы ничего не добьетесь. Именно нежелание откладывать удерживает людей в финансовой ловушке.

Представьте себе миллионы людей, достигающих возраста шестидесяти пяти лет и не имеющих никаких сбережений. Кто их поддержит? Система социального обеспечения? Даже если она не рухнет под своим собственным весом, эта система сможет предоставить только самое минимальное содержание. Поэтому так важно, чтобы мы приняли принцип сопротивления мармеладу.

«Мерседес» или мармелад?

Майкл ЛеБёф, мой хороший друг и, по моему мнению, один из лучших бизнес-авторов в мире, лучше всех помогает нам рассчитать стоимость потерянного благосостояния. Он задает вопрос: «Управляете ли вы своей финансовой свободой? Носите ли вы ее на своем запястье, на своих пальцах или вокруг шеи? Едите ли вы ее в модных ресторанах, курите или пьете ее? Отдаете ли вы ее своему арендодателю, снимая шикарную квартиру вместо того, чтобы инвестировать в свой собственный дом? Истинная цена вещи не написана на ее ценнике. В эту цену входит и потерянное благосостояние, которое могли бы со временем принести потраченные вами сейчас деньги».

Вот какие пять причин откладывать мармелад приводит Майкл. Представьте себе, что вместо траты следующих сумм вы инвестировали бы их в индексный фонд, приносящий в среднем 11 процентов в год (это примерно соответствует годовому росту индекса S&P 500). Вот что получится.

1. Если вы сбережете 5000 долларов, не купив наручные часы в возрасте двадцати семи лет, к шестидесяти пяти годам у вас будет 250 000 долларов.

2. Если вы сбережете 1 доллар, не покупая каждый день лотерейные билеты, начиная с восемнадцати лет, к шестидесяти пяти годам у вас будет около 600 000 долларов.

3. Если вы сумеете избежать выплат процентов по кредитам на кредитных картах с момента совершеннолетия по дату достижения пенсионного возраста, к шестидесяти пяти годам у вас будет примерно 1 500 000 долларов.

4. Если вы сэкономите 5 долларов в день на фаст-фуде, сигаретах и выпивке с 21 по 65 лет, у вас накопятся дополнительные 2 000 000 долларов.

5. Если вы купите дом вместо того, чтобы его арендовать, то при средней арендной плате в 100 долларов в месяц к шестидесяти пяти годам у вас накопится 13 000 000 долларов.

Не говорите «да»... пока

Как еще можно применить в жизни принцип мармелада, кроме сбережений? Для продавцов (а таковыми в разной степени являются почти все из нас) это означает научиться, когда и как говорить «да». Вот пример.

Однажды я проводил семинар по тайм-менеджменту, на котором присутствовали люди из телефонной компании Пуэрто-Рико. После семинара они попросили меня встретиться с директором по развитию менеджмента, который спросил меня, готов ли я провести обучение тайм-менеджменту для целой компании. Большим искушением было бы немедленно согласиться, но это было бы поеданием мармелада. Вместо этого я ответил: «Конечно, я могу провести такие семинары для ваших работников, но позвольте мне спросить — какие проблемы компании, по вашему мнению, они должны решить?» Ответ на этот вопрос принес мне контракт на сумму в 1,2 миллиона долларов.

Когда клиент говорит вам, что хочет купить продукт X и вы сразу начинаете заполнять контракт — вы едите мармелад. Вместо этого вам надо узнать, в чем еще может нуждаться этот клиент. Это позволит вам съесть не один кусок мармелада, а много, много кусков.

Мармеладная практика — Уолл-стрит и окрестности

Хотя эта книга написана про успех в бизнесе и финансах, я твердо уверен в том, что изложенные в ней принципы могут быть применены в любой сфере деятельности, любой профессии, для достижения любой цели и людьми любого возраста. Возможно, вы часто слышали истории о людях, получивших огромные выигрыши в лотереях и закончивших жизнь в нищете. Возможно, вы возмущались несправедливостью того, что внезапное богатство обрушивалось на людей, которые не могут с ним управиться, а не на более достойных — на вас, например. Вы бы сумели им распорядиться получше! Но проблема обладания горами мармелада и их полной потери не ограничена только этими «лотерейными миллионерами». Она распространяется и на тех людей, которые всю жизнь трудились за каждый заработанный грош.

Какова бы ни была ваша цель — продвижение по службе, покупка нового автомобиля, достижение статуса миллионера или уважение со стороны коллег, успех будет связан с вашей способностью трезво взглянуть на самые первые достижения, не слишком полагаться на них и действовать способами, совместимыми с вашими целями. Принцип мармелада вовсе не состоит в бесконечном самоограничении — единственное оправдание хранению мармелада под матрасом может состоять только в том, что это улучшает ваш сон. Этот принцип, говоря уже серьезно, состоит в поиске баланса между вашими нынешними и будущими желаниями.

Тратить деньги намного легче, чем их зарабатывать, и наши аппетиты обычно намного больше, чем наши банковские счета. Но любая история успеха может быть погублена неверными решениями. Сколько раз мы видели, как богатые знаменитости и владельцы корпораций теряли почти все, принимая неверные финансовые или фискальные решения? Мощное желание тратить, и тратить беспрепятственно, доводило до нищеты людей, считавших себя финансово неуязвимыми. Они не могли понять простой вещи: истинный секрет мармеладного успеха состоит в том, чтобы знать, чего вы хотите, и постоянно помнить о своей большой мармеладной мечте, приближая ее достижение вместо того, чтобы поедать любые куски мармелада, встречающиеся на пути.

К успеху ведет множество путей, но (и я смею надеяться, что сумел вам это доказать) настоящий и устойчивый успех приходит только при наличии терпения, настойчивости и постоянном фокусировании на долгосрочных целях.

AIF.RU благодарит издательство «Манн, Иванов и Фербер» за предоставленный материал.