Российский бизнес: далеко ли ему до европейского?
Часто от предпринимателей, ведущих свой бизнес за рубежом, приходится слышать, что местные менеджеры впадают в ступор от российского подхода к организации бизнеса. Они не понимают, как можно работать без оклада и что такое мотивация процентами от продаж. Действительно ли наш подход так отличается от европейского?
Если говорить о различиях между европейским и российским бизнесами, то стоить отметить разницу не столько в принципах управления, сколько в культурно-этических основаниях людей, разницу в ценностях и приоритетах. При сравнении пары компаний эта разница, может быть, будет не так заметна, но в целом, сравнивая подходы в массе случаев, разница становится очевидной.
Если брать пример шведской модели бизнеса, то главной ценностью здесь является «прозрачность» (transparency) ведения дел. Все должно быть четко, вовремя и в соответствии с достигнутыми договоренностями. Что касается сотрудничества со шведскими компаниями, то здесь важно быть пунктуальными. У шведов рабочий день начинается в 08:30-09:00 утра, а заканчивается в 16:30-17:00, поэтому если нужно что-то согласовать до конца дня, лучше начать этот процесс заранее. Семья для многих шведов является приоритетом, поэтому уход с работы вовремя это норма. Также на наших программах ExecutiveMBAесть выражение пять «шведских» минут. Это значит, что участникам дается ровно пять минут на перерыв, после истечения которых начинаются занятия. Опоздавших не ждут.
Какие минусы в российском подходе? Возможно ли и каким образом уйти от них?
В некоторых сферах бизнеса это отсутствие реальной конкуренции, преференции избранным компаниям, использование административного ресурса, и искусственные ограничения на вход новых игроков.
Если поставить себе цель, то изменить ситуацию можно. На наших программах мы учим смотреть на проблемы компании шире, смотреть на ситуацию целиком, мыслить на уровне стратегии, предвидеть те или иные события на рынках и учиться правильно на них реагировать.
Конечно, есть и частные проблемы, как коррупция, бюрократизм и проч.
Стокгольмская Школа Экономики регулярно принимает участие в конференции, посвященной борьбе с коррупцией, которую проводит Совет Министров Северных стран при поддержке Генерального Консульства Швеции в Санкт-Петербурге. Мы заинтересованы в том, чтобы борьба с коррупцией была результативной, чтобы об этой проблеме говорили и успешно ее решали на всех уровнях управления. Относительно налоговой системы и бюрократизма – участники наших программ Executive MBA– это владельцы крупных компаний, управленцы высшего и среднего звена. В процессе занятий они делятся своим опытом решения различных сложных ситуаций в своих компаниях. Все они так или иначе справляются с этими вопросами, значит, это тоже вопрос постановки целей и правильной их реализации.
За какой период при должном желании можно вывести российский бизнес на хороший уровень?
Непонятно что в данном вопросе считать хорошим уровнем. Если речь идет об уровне прибыли, то он в России гораздо выше во многих сферах бизнеса, чем на Западе. Те факторы, которые я упомянул ранее - отсутствие реальной конкуренции, использование административного ресурса и искусственные ограничения на вход новых игроков, помогают поддерживать нормы рентабельности на хорошем уровне для избранных компаний (хорошие примеры – строительство, госмонополии, все что связано с исполнением гос.заказов). В некоторых сферах, где разворачивается реальная конкуренция и битва за клиента (например, телеком-сервисы) норма рентабельности становится минимальной, и это закономерно в условиях сильной конкуренции. Компании в этих сферах бизнеса начинают всерьез задумываться об оптимизации издержек, повышении эффективности, серьезно занимаются изучением передового опыта и обучением своего персонала. Поэтому вопрос о мотивации бизнеса на поиск новых возможностей как бы отпадает сам собой, когда бизнес помещается в условия более-менее честной конкуренции за кошелек клиента (и за эффективных сотрудников тоже).
Какие основные принципы организации европейского бизнеса?
Для европейской культуры безусловно важны как ценность отдельного человека, так и интересы общества. И эти приоритеты неизбежно определяют восприятие роли бизнеса в обществе вообще, и всю ткань человеческих отношений возникающих в бизнесе между сотрудниками, клиентами, поставщиками и даже конкурентами.
Стокгольмская Школа Экономики является проводником этих ценностей, на наших программах обучения мы часто говорим о них и обсуждаем с нашими участниками. В некоторых компаниях эти ценности уже есть, значит, они могут появится и во всех остальных. Необходимо не стоять на месте, постоянно совершенствоваться и развиваться. Прислушиваться к мнению как руководителей, так и линейного персонала, быть открытым к новым идеям и тенденциям.
Отличаются ли правила бизнес-этикета от российских?
Если говорить об особенностях европейского бизнеса в стиле управления, то нельзя дать однозначный ответ. Европа состоит из большого числа различных национальных культур, и каждая из них в той или иной мере накладывает отпечаток на стиль управления, формы общения между людьми, отношение к клиенту и сотруднику в компании.
Если например говорить про шведов, то особенность, пожалуй, одна – шведы педантичны и пунктуальны. Еще сильнее, чем немцы. Также опаздывать с ними на встречу, или срывать сроки нельзя, они такого подхода просто не понимают.
Что нужно помнить российскому предпринимателю при сотрудничестве с европейскими коллегами?
Несправедливо было бы сказать, что в какой-то европейской компании дела ведутся совсем не так, как в подобной российской. Но при ближайшем рассмотрении, и особенно при длительном общении, вы обнаружите, что так называемый менталитет и ценностные основания у европейцев во многом отличаются от наших, в том числе и между собой тоже. Например, в Северной Европе особенно сильна озабоченность состоянием окружающей среды. Я замечал, что даже на бытовом уровне, в семьях, существуют дискуссии между родителями и детьми что еще можно сделать в собственном домашнем хозяйстве такого, чтобы это наносило меньший урон загрязнению.
Недавно в Стокгольме я видел биллборд с рекламой нового автомобиля, где была указана всего одна цифра. И это была не цена, не скорость, не мощность, не потребление топлива. Это был объем выброса углекислого газа, т.е. уровень загрязнения среды. И пониженный объем эмиссии, получается, служит мощным стимулом для местного потребителя к покупке данного автомобиля. Совершенно невероятный для нас факт. Другой пример приводил один из наших профессоров, который постоянно живет в Нидерландах. Он рассказывал, что имел большие затруднения обсуждать с американскими студентами концепцию бизнеса как согласования интересов различных стейкхолдеров (в круг которых входят по определению государственные службы, акционеры, наемные служащие, клиенты, поставщики, кредиторы, общественные группы и т.д.). Дело в том, что эта концепция достаточно близка именно к европейскому менталитету, где бизнеса понимается и как ответственность, и как элемент общественной жизни, или как минимум элемент экономической системы. В глазах американцев восприятие сути бизнеса несколько иное, для них важен рост стоимости капитала, дивиденды, курс акций, прибыль. Соответственно и миссии компаний формулируются совершенно по-разному в Европе и Америке. Типичная миссия шведской компании – что-то в духе «мы делаем жизнь наших клиентов удобнее и заботимся об окружающей среде», а миссия одной из самых крупнейших американских компаний – мы «увеличиваем ценность активов наших акционеров».