Цены на машины нажмут на газ
Укрепление рубля, прогнозируемое экспертами вследствие решения ОПЕК сократить добычу нефти, не остановит подорожание автомобилей. С 1 января как импортируемые, так и производимые в России машины могут вырасти в цене от 2 до 8%, говорят дилеры. А задержка принятия решения о продлении господдержки грозит увеличить разрыв январских цен с декабрьскими по отдельным моделям до 15%. Представители брендов официально хранят молчание, но намекают, что такой сценарий весьма вероятен.
Стабилизация курса рубля в 2016 году не смогла остановить рост цен на машины. По оценке Автостата, по итогам девяти месяцев года средняя цена нового автомобиля в России выросла на 17%, до 1,37 млн рублей. В следующие два месяца корректировки цен продолжились. Так, в октябре Audiподняла стоимость седана А4 на 1,6 – 9,4%, универсала A4 Avant – на 1,5 – 8,7%, а полноприводного универсала A4 Allroad – на 8,5%. В ноябре Mercedes-Benz увеличил расценки практически на весь модельный ряд на 0,4 – 13,4%. За последние две недели ценники переписали также KIA (на 1,1-1,8% на седан Optima и на 0,7-1,2% на кроссовер Sportage), Hyundai (на 0,4-0,6% на кроссовер Creta), Ford (на 1,4% на кроссовер Kuga в комплектации Trend).
На этом производители и импортеры останавливаться не намерены. Официально о повышении цен после Нового года уведомило дилеров только представительство компании General Motors, чья линейка сейчас представлена марками Cadillac и Сhevrolet Tahoe. Рекомендованная цена всех моделей в январе увеличится на 2−4%.
Однако только премиальным сегментом подорожание не ограничится. К примеру, АвтоВАЗ также планирует поднять цены на весь модельный ряд Lada на 5-7%, знают представители автодилеров. По словам руководителя отдел продаж «Автоцентра Василеостровский» Максима Прутковского, официальное объявление может состояться уже в десятых числах декабря или начале января.
«Но скорее всего, в январе – феврале будут акции, которые полностью или частично отыграют подорожание, поэтому повышение цен будет плавным», – говорит он.
«Вероятность повышения цен на автомобили Lada с января весьма высока», – соглашается Андрей Ивойлов, владелец группы «Лада-Центр», входящей в «Объединенную автомобильную корпорацию». По его словам, дилеры будут стремиться максимально опустошить свои склады в декабре, чтобы не столкнуться с затовариванием из-за сокращения спроса.
В пресс-службе АвтоВАЗа на момент публикации на запрос «Фонтанки» не ответили. Однако 2 декабря, в пятницу, компания разослала сообщение о том, что ее производственный план на 2017 год «находится в стадии проработки и не финализирован».
Hyundai также рассматривает повышение цен, рассказал генеральный директор холдинга «Максимум» Вадим Арустамян. По его словам, сильнее всего подорожают производимые в Петербурге кроссовер Creta – на 5-7% и седан Solaris – на 3-5%. «Стоимость других моделей вырастет не так сильно», – отмечает он. По словам топ-менеджера, в 2016 году компания захватывала долю рынка, теперь хочет начать зарабатывать. В Hyundai оставили заявление дилера без комментария.
Желающим приобрести Nissan следует быть готовыми к тому, что модельный ряд подскочит в цене «не менее, чем на 7-8%», – рассказал на условиях анонимности один из участников рынка. В пресс-службе Nissan подчеркнули, что официальной информации насчет ценовой политики в следующем году пока нет, однако возможности подорожания не исключили. По словам представителя компании Романа Скольского, розничные цены все еще в полной мере не отыграли ослабление курса рубля, которое случилось в 2014-2015 годах. Поэтому, несмотря на то, что российская валюта стабилизировалась, дальнейшие корректировки неизбежны.
По этой же причине рост цен прогнозируют дилеры Ford. «Официальной информации нет, но 5-7% ожидаемо будет. Производитель не может работать в минус», – комментирует генеральный директор «Аларм-Моторс» Борис Мухин.
Также корректировок цен ожидают продавцы Renault (3% на весь модельный ряд), Toyota (2%). А вот дилеры KIA считают, что следующее повышение произойдет в феврале. «Компания уже увеличила стоимость с 6 декабря на 1,5%. Поскольку данный бренд придерживается политики плавных изменений, следующего можно ждать через два месяца», – говорит Максим Прутковский.
Представитель KIA дал понять, что такой сценарий весьма вероятен. «В 2014 году рубль девальвировался по отношению к доллару США практически в два раза. При этом цены на автомобили в среднем по рынку увеличились на 35% за последние два года, согласно данным «Автостата», рассказали в пресс-службе бренда. Впрочем, окончательное решение компания будет принимать, реагируя на изменения на рынке.
Выжидательная позиция производителей и импортеров может быть связана с прогнозами экономистов об укреплении рубля. Напомним, на прошлой неделе страны ОПЕК договорилось о сокращении добычи нефти на 1,2 млн баррелей в сутки. Сегодня стоимость барреля Brent на бирже ICE выросла более чем на 1%, впервые почти за полтора года превысив отметку $55. «Укрепление рубля, безусловно, продолжится вместе с дальнейшим ростом цен на нефть», – считает аналитик инвестиционного департамента ВТБ24 Алексей Михеев. По его словам, в этом году доллар имеет шансы подешеветь с нынешних 63 до 60 рублей.
Впрочем, по мнению дилеров и экспертов, от январского подорожания это не избавит. «Но если курс сильно пойдет вверх, то весной возможны акции и спецпредложения, которые полностью или частично отыграют повышение цен», – говорит Вадим Арустамян.
Ценники будут корректироваться все равно, хотя и меньшими темпами, чем в 2016 году, соглашается генеральный директор Auto-Dealer-СПб Михаил Чаплыгин. Причем собираемые в России модели не станут исключением. «Локализованные марки также зависят от скачков валюты, так как сырье для компонентов и основные агрегаты по-прежнему импортируются. Яркий пример этого года – Toyota RAV4, стоимость которой не упала после старта местного производства, а осталась на прежнем уровне», – пояснил он. По прогнозу эксперта, в среднем подорожание может составить 10% в течение 2017 года.
Однако тех, кто решит отложить покупку нового авто на январь, может ждать еще один неприятный сюрприз. «Программа утилизации не согласована, то есть, скорее всего, в первые месяцы года ее не будет, что ударит по всем игрокам», – поделился опасениями один из участников рынка. Сейчас, в зависимости от типа утилизируемого авто, скидка может составлять от 50 до 350 тысяч рублей. Ранее глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил, что правительство РФ планирует сохранить программы утилизации и trade-in наряду с новыми мерами поддержки в первом квартале или первой половине 2017 года. Но сумм, которые планируется выделить на поддержку автопрома, не уточнил. Если госпрограммы не будут работать в том объёме, который есть сейчас, это может стать дополнительной причиной роста цен, уверен Михаил Чаплыгин.
Автор: Галина Бояркова