«Гипермаркет на диване» осваивает Петербург
Вдохновившись успехами британского ретейла, издатель газеты «Мой район» Григорий Кунис создал сервис по доставке еды из гипермаркетов с помощью электроскутеров. Отказаться от походов в магазин готовы как минимум 3% петербуржцев, считает он. Однако многообещающему стартапу скоро придется столкнуться с конкуренцией в лице крупнейших продуктовых сетей, которые проявляют все больше интереса к онлайн-торговле, уверены эксперты.
Из издателя в курьеры
«В Великобритании в Интернете совершается 10% покупок еды, тогда как у нас в Петербурге не более 0,2%. Но проблема не в недостатке спроса, а в отсутствии предложения. Большинство сетей не имеют даже электронных каталогов, а многочисленные службы доставки не могут обеспечить быструю доставку, как правило, ограничивая ее следующим днем или интервалом ожидания 3 – 4 часа», – рассуждает руководитель сервиса iGooods Григорий Кунис.
По словам предпринимателя, который известен многим петербуржцам как куратор движения «Бессмертный полк» и издатель газеты «Мой район», в интернет-торговлю привел именно опыт работы в газетном бизнесе. Брат предпринимателя, Дмитрий, три года назад придумал идею электронной платформы, которая бы позволила магазинам создавать удобный сервис для заказа продуктов по Интернету. Однако выяснилось, что маленьким ретейлерам самостоятельно запустить интернет-магазин не под силу, а крупные скептически относятся к чужим разработкам.
«В итоге было решено делать проект самостоятельно. А поскольку я до этого работал в издательском бизнесе и знаю, как быстро развезти продукт по множеству точек, то взялся за организацию логистики», – говорит Григорий Кунис.
Успеть за час
Сервис iGooods был запущен в августе 2015 года. Первым партнером стала сеть Metro Cash&Carry (центры на Комендантском пр. и пр. Косыгина), в апреле 2016 года подключилась также Prisma (гипермаркеты на Большом пр. В.О. и ул. Савушкина).
«Фишка» проекта — это использование для доставки трехколесных электроскутеров. Выбор пал на них не только из-за желания привлечь клиентов «экологичностью». «Мы принципиально отказались от машины, которая забирает много заказов и развозит их по адресам, потому что это не позволило бы обеспечить всем одинаково быструю доставку», – говорит Григорий Кунис.
32 трицикла были заказаны в Китае и обошлись компании в 6,4 млн рублей. «Заряжаем ночью на нашей собственной электрозаправке, но на всякий случай даем курьерам запасной аккумулятор», – отмечает Григорий Кунис. Специальные контейнеры и термовкладки с хладагентами позволяют обеспечить сохранность продуктов вне зависимости от погодных условий.
Однако главное ноу-хау iGooods не видно глазу покупателя. В отличие от других сервисов доставки, каталог на сайте iGooods привязан к ассортименту конкретного магазина и получает данные о наличии товара прямо из учетной системы ретейлера. «Чтобы получить допуск к святая-святых, нам пришлось подписать договор о конфиденциальности. Хотя штрафные санкции очень жесткие, мы решили, что сможем обеспечить безопасность данных», – комментирует Григорий Кунис.
При совершении заказа информация о нем попадает к комплектовщику, который постоянно находится в торговом зале магазина. «Когда мы поняли, что тратим на сборку слишком много времени, мы усовершенствовали программу, снабдив ее планограммой и подсказками, где что искать. Теперь мы делаем это в 2 – 3 раза быстрее, чем сам покупатель нашел бы все нужные продукты в магазине», – отмечает Григорий Кунис. Собрав заказ, комплектовщик проводит его через кассу и затем кладет в ячейку в специальной камере хранения. А интеллектуальная система сообщает курьеру, где его забрать. «Все предельно автоматизировано. Комплектовщик не теряет времени на общение с курьером и идет собирать следующий заказ», – подчеркивает Григорий Кунис.
Также пришлось «обучить» систему запоминать данные о местоположении парадной клиента. «Это существенно экономит время при повторной доставке, особенно в районах новостроек», – рассказывает предприниматель.
Такой подход позволяет тратить на сборку и доставку в общей сложности не больше часа и пятнадцати минут с момента заказа. «Такого сейчас могут добиться только службы доставки пиццы и суши, но они имеют дело с куда меньшими по весу товарами», – комментирует руководитель iGooods.
Петербург – не предел
По словам Григория Куниса, сейчас iGooods доставляет из четырех гипермаркетов «несколько десятков заказов в день». «Основные клиенты – это молодые мамы, которые сидят с детьми, пенсионеры и люди с ограниченными возможностями, которым тяжело нести покупки, и просто занятые современные люди. На них приходится 90% заказов», – рассказывает Григорий Кунис. Еще 10% — это корпоративные клиенты, детские сады и кафе. Впрочем, компания зарабатывает не только на доставке (ее цена зависит от веса заказа), но и на комиссии, которую получает от ретейлера. «Сетям это выгодно, поскольку мы даем им дополнительные объемы продаж», — подчеркивает предприниматель. Средний чек доставляемого заказа — 4100 рублей, средний вес — 23 кг.
На данный момент в iGooods инвестировано 30 млн рублей. Из них 10 млн пошло на разработку софта, 10 млн – на закупку оборудования, 10 млн — на продвижение и содержание штата (в компании работают 10 комплектовщиков, 10 курьеров и 8 офисных работников). Это собственные средства братьев Кунисов, а также их партнера, имя которого не раскрывается. Для выхода на прибыль необходимо подключить как минимум 10 гипермаркетов и выйти на 500 заказов в день. «Цель — чтобы на доставку iGooods приходилось 3% от продаж гипермаркетов, с которыми мы работаем», – говорит Григорий Кунис. Сейчас, по словам, предпринимателей этот показатель составляет 1 – 1,5%. Для этого понадобится 2 – 3 года, считает он.
Впрочем, останавливаться на этом iGooods не собирается. В планах — уже в ближайшее время выйти на рынок Москвы и других регионов, для чего основатели проекта намерены привлечь инвестора. Также компания работает над ускорением процесса доставки. В частности, за счет интеграции с кассовой системой магазина можно будет отказаться от проведения заказа через кассу в порядке общей очереди.
Впрочем, рост продаж тормозит недоверие потребителей и проблемы с правовым регулированием, признает Григорий Кунис. «Люди боятся доверить покупку постороннему — вдруг он выберет что-то не то или выберет некачественное, не проверит срок годности», — говорит Григорий Кунис. Но буквально 10 лет назад с таким же недоверием люди относились к приобретению в Интернете бытовой техники, тогда как сейчас это распространенная практика, добавляет он.
Также тормозит развитие рынка правовое регулирование этой сферы. В частности, формально в России запрещена дистанционная продажа алкоголя. Чтобы избежать претензий правоохранительных органов, клиенты при получении подписывают поручение на покупку, в котором указано, что они предварительно ознакомились с товаром.
В ожидании конкурентов
По оценке исследовательской компании GFK, в целом по России только 1% продовольственных товаров покупается через Интернет. «Впрочем, в эту цифру входит также дистрибуция, если считать отдельно сети, то это будет не более 0,1%», – считает Мстислав Воскресенский, управляющий партнер компании «Директ-фуд», специализирующейся на консалтинге в сфере продуктового онлайн-ретейла.
По его словам, главной проблемой, препятствующей развитию этого направления, является неумение сетей вести учет товарных запасов в режиме реального времени. «Обычно данные в системах обновляются раз в сутки. Какой-то товар может закончиться, но при этом будет отражаться в электронном каталоге. Если у сети сильная акционная активность, то расхождение может достигать 30%», – говорит он. При этом, если сам человек пришел в магазин и не нашел нужного продукта, он без проблем выберет аналог, но доверить такой выбор постороннему психологически не готов, отмечает эксперт.
Именно это тормозит рост заказов, а недостаточные объемы не дают сделать этот бизнес прибыльным. «Стартапов по доставке из гипермаркетов появляется по 50 в год, но долго они не живут. Когда сети научатся работать с интернет-заказами, они окажутся вовсе нежизнеспособными», – отмечает Мстислав Воскресенский.
Крупнейшие сети сейчас всерьез взялись за онлайн-направление. Так, в Петербурге интернет-магазин есть у премиальной «Азбуки вкуса». «О'Кей» тестирует дистанционные продажи продуктов питания в трех петербургских гипермаркетах — на Выборгском шоссе, Пулковском шоссе и Таллинском шоссе. Петербургская сеть «Лэнд» также имеет интернет-магазин, но пользуется для доставки услугами сервиса «Многомарт.ру». Правда, пока все они могут предложить доставку только в достаточно широкий интервал: «Азбука вкуса» – в течение четырехчасового промежутка, «О'Кей» и «Лэнд» – трехчасового. Metro Cash&Carry сама принимает и доставляет заказы оптовым клиентам. «Лента» намерена запустить интернет-площадку для корпоративных клиентов в августе этого года, сообщил генеральный директор компании Ян Дюннинг в ходе форума «Менеджмент будущего 2016». Хотя впоследствии компания не исключает ее использование для розничных продаж. X5 Retail Group планирует запустить интернет-магазин на базе сети «Перекрёсток», однако детали проекта пока не раскрываются.
Автор: Галина Бояркова