Как имиджмейкер стал успешным предпринимателем
Добившись карьерных высот в родных Чебоксарах, Цветана Софронова довольно быстро создала себе репутацию профессионала, запустила первые в Поволжье курсы по стилю и через два года уехала покорять столицу. Сегодня она постоянный эксперт на телевидении и в глянце, грамотный предприниматель с целым штатом специалистов.
О том, как начать бизнес в регионе, продавать онлайн-курсы по стилю и отстраиваться от конкурентов, Цветана Софронова рассказывает Контур.Журналу.
Поиск дела по душе
Многие начинающие бизнесмены хотят всего и сразу. Но практика показывает, что так не бывает. В предпринимательстве нужно много и упорно трудиться, верить в себя. Только в этом случае вы можете состояться в профессии и собственном деле. Так я когда-то начинала сама: семь лет назад в своем родном городе Чебоксары впервые попробовала себя в имиджмейкерстве. Когда-то все начиналось с одного клиента в несколько дней, а сегодня у меня практически нет свободного времени — в неделю поступает как минимум четыре заказа.
В детстве я не мечтала стать стилистом и связать свою жизнь с модой. В школе мне нравилась экономика, и свое первое образование я получила именно по этой специальности. В 2010 году я с красным дипломом окончила Волго-Вятскую академию государственной службы при Президенте РФ (ныне Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ). Училась я так хорошо, что мне предложили поехать в магистратуру в Чехию, но уже тогда я понимала, что экономика — это не мое. Вместо Чехии пошла в аспирантуру Чувашского государственного университета по специальности «мировая экономика», но и это образование не окончила.
В 2012 году я, наконец, нашла занятие по душе и поступила на имиджмейкера в Московский государственный университет культуры и искусств. Училась дистанционно, а параллельно уже строила собственную карьеру. Впервые в бизнес я попала в 2010 году: у меня был магазин нижнего белья, которым я занималась почти три года, до конца 2012-го. Эту точку я в итоге закрыла. Во-первых, мне надоела ниша, во-вторых, сильно наседали конкуренты, и я решила, что это дело того не стоит.
Конкурентные преимущества
После закрытия магазина я решила попробовать свои силы в модной индустрии, перевелась в московский вуз и уже планомерно строила карьеру в этой сфере. Нарабатывать клиентскую базу стала через организацию модных съемок с местными фотографами. С одним из них у нас сложилось довольно продуктивное партнерство: и хотя сами фотосессии нам денег не приносили, мы работали на имя и репутацию.
Постепенно эта деятельность начала приносить плоды: у меня появились клиенты на консультации, индивидуальные шопинги, разборы гардероба. Через год я запустила первый образовательный проект — авторские курсы по стилю. Фактически это были первые подобные курсы в Поволжье, и они еще больше укрепили мою репутацию. С финансовой точки зрения проект тоже был успешным: мы вложили в него порядка 100 000 руб. и практически за месяц вышли в плюс. Все эти средства — мои собственные, плюс кредиты. Внешних инвесторов в моем бизнесе никогда не было.
Успехи подтолкнули меня к новым горизонтам. В 2014 году я решила переехать в Москву и развиваться на столичном уровне. Сегодня в ассортименте моих услуг индивидуальные консультации, шопинг, имидж-консультация по цветам, фигурам, стилистике, коучинг, авторский курс по стилю Image Place в двух ступенях Style Girl (от 4 900 до 19 900 руб.) и Fashionista (от 9 900 до 29 900 руб.). Есть отдельный образовательный проект в Instagram, специальные образовательные продукты для региона, а также различные разовые мастер-классы, вебинары, лекции.
Свое главное конкурентное преимущество я вижу в особом подходе к каждому клиенту. В работе я всегда уделяю внимание психологическим особенностям человека. Мне важно не просто его переодеть, но и помочь ему, дать советы не просто по внешнему виду, но и по образу жизни. Этот подход позволяет выстраивать доверительные отношения с заказчиками и обеспечивает «сарафанное» продвижение моих услуг.
Кроме того, я продвигаюсь через социальные сети. Особенно эффективен Instagram. Раньше неплохо работал и «ВКонтакте», но сейчас там не очень платежеспособная аудитория. Также на имидж хорошо работает моя профессиональная активность и премии. Я стала победительницей ТВ-проекта «Битва стилистов — 2013», выступаю в качестве визажиста и стилиста на канале 21+ в ТВ-шоу «Сделай мамбу» и «Подуиум». Был опыт участия в ТВ-проекте Shop and Show, ежегодном свадебном параде «Мы женимся». Постоянно сотрудничаю с глянцевыми изданиями: «Мы женимся», «Выбирай», «Моя семья», «Pro город», «Пятница», LIFE & LOVE, Shopping guide «Buyer» и другие.
Читайте также: Фотограф и копирайтер стала стилистом-имиджмейкером и открыла собственный бизнес
Состояние рынка и команда
Конкуренции со стороны других стилистов я не боюсь. В эту сферу сейчас приходит много людей, которым хочется быстро заработать. Через какое-то время такие авантюристы пропадают из инфополя. Поэтому я не очень переживаю. Сильные специалисты есть, их немного, но это нормально.
Состояние рынка пока на таком уровне, что каждый стилист находит своего заказчика. Конечно, экономический кризис сказывается на нашем рынке: покупательская способность населения снижается, люди начинают экономить, откладывают покупку одежды. Да и услуги стилиста в России далеко не каждый может себе позволить. Но в сегменте VIP, топ и люкс особо сильного спада клиентской активности я не ощущаю.
Моя компания существует на рынке уже семь лет, за это время я успела поработать более чем с 2 000 человек и 300 слушателей курсов. Средний чек на клиента составляет 5 000-6 000 руб. Загрузка сейчас большая — практически каждый день новый заказчик. Справляться с ситуацией помогает моя команда — у нас есть штатный дизайнер, личная помощница, организатор мастер-классов и обучающих программ, программист, менеджеры по рекламе, куратор на курсе, менеджер по продажам, два фотографа.
Сложности с персоналом есть у всех предпринимателей, но я предпочитаю отбирать людей по личным критериям: смогу ли сработаться с человеком, насколько он подходит мне по профессиональным качествам. Этот подход приносит свои результаты: костяк команды работает со мной очень давно.
Грандиозного масштабирования в ближайшее время не планирую, так как совсем скоро ухожу во второй декрет, а по возвращении уже буду думать о продвижении на зарубежный рынок и, возможно, о франшизе.
Автор: Елена Тимохина