Как математик развивает семейный туристический бизнес в Глазове
Мама Марии Пластун начала работать в туризме еще в 1978 году. Уникальный опыт и наработанная база клиентов позволили в 2005-м открыть свою фирму. Сегодня этот семейный бизнес — один из крупнейших игроков на локальном рынке с ежегодным темпом роста в 15 %.
О прибыльном старте, семейном деле и уникальном продукте на высококонкурентном рынке Марина Пластун рассказывает в интервью Контур.Журналу.
Старожилы туризма
Жизнь нашей семьи тесно связана с городом Глазовым. Здесь я родилась, окончила физико-математический лицей, сюда же вернулась работать после получения диплома Удмуртского государственного университета по специальности «математик» в 1998 году. Математикой я увлекалась с детства и после окончания профильного лицея решила связать дальнейшую жизнь с этой сферой.
После окончания вуза из образования я не уходила: начала работать в школе, а позже преподавала высшую математику в Глазовском филиале Ижевского государственного технического университета. Помимо образовательной деятельности я всегда была тесно связана с туризмом. Моя мама когда-то стояла у истоков этой отрасли в нашем городе.
В 1978 году, когда в Глазове открылось первое «Бюро путешествий и экскурсий» под управлением Удмуртского областного совета по туризму, мама начала работать там. Приобщение горожан к красотам России и всего мира стало делом ее жизни. Много лет мама работала в этом государственном учреждении, а после приватизации компании в 2000 году перешла в частный сектор.
В 2005 году мы решили уйти в самостоятельное плавание — к тому моменту у нас уже была большая наработанная клиентская база, а также помещение в собственности, которое мы оборудовали под офис. Сначала дело вела мама — работала со своими постоянными клиентами, затем она вышла на пенсию, и турагентство «Аструм+» подхватила я.
Покинув университет в 2017 году, я полностью сосредоточилась на семейном деле и прошла путь от обычного менеджера до директора фирмы. Сейчас у меня подрастает дочь, надеюсь, она сможет продолжить нашу семейную бизнес-историю.
Уникальный продукт для клиента
За 12 лет работы нам удалось стать крупнейшим туристическим бюро в городе. Сегодня мы работаем с индивидуальными заказчиками и организованными сборными группами, возим туры выходного дня, разрабатываем для школьников интересные экскурсии по Удмуртии и России.
Конкурентов в городе хватает: на 93 000 населения у нас 15 профильных фирм по туризму. Однако мы борьбу за выживание не ведем. У нас очень солидный опыт и история, люди понимают, что мы не фирма-однодневка. В современном контексте туристического рынка для клиентов это очень важный момент. Мы постоянно расширяем продуктовую линейку, находим новые туры, придумываем программы. Большинство других агентств просто перепродает предложения операторов, не предлагая клиенту собственного, уникального продукта. Мы для них конкуренты, они для нас — нет.
Сегодня наша компания «Аструм+» – одна из немногих, кто активно использует все рекламные каналы. Наши ролики крутит местное телевидение, о нас пишет пресса, рекламные баннеры висят по всему городу, мы активны в социальных сетях. Информации о конкурентах я нигде не вижу. Иногда у меня складывается ощущение, что они вообще не продвигаются.
Рост клиентской базы мы ощущаем постоянно, экономические сложности на нас не сказались. В среднем в год мы растем на 15 %. Средний чек на услуги достигает 90 000 — 100 000 руб. (это 10-дневная путевка на семью из трех человек).
Прибыльный старт
В раскрутке бизнеса нам помогли колоссальный опыт моей мамы и наработанная клиентская база. Некоторые из ее заказчиков до сих пор доверяют нам свой отдых. Плюс мы смогли оптимизировать стартовые издержки за счет собственного помещения, где организовали первый офис. Это помогло нам сразу выйти в прибыль: мы ни дня не работали в минус или в ноль.
Второй филиал компании открыли в центре, это помещение мы сейчас арендуем, но в ближайшем будущем планируем выкупить его, чтобы оптимизировать ежемесячные издержки.
На чем мы не экономим, так это на персонале. Люди в нашей отрасли многое решают. Найти профессионального менеджера по туризму в маленьком городе невозможно, поэтому мы растим кадры сами, постоянно проходим курсы повышения квалификации.
Сейчас у нас в штате работает 10 сотрудников, из них пять менеджеров. Трое пришли к нам из других агентств уже с опытом работы в туризме. Мы стараемся работать официально: с договорами, всеми отчислениями, с выплатой больничных и отпускных. Один-два раза в год все менеджеры посещают рекламные туры. Все эти инициативы позволяют полностью исключить текучесть кадров — у нас люди работают годами.
Читайте также: Как организовать свой туристический бизнес в 2018 году
Планов по масштабированию у нас нет: у «Аструм+» работает два офиса, я думаю, этого вполне достаточно для нашего небольшого города.
Всем начинающим предпринимателям я советую просчитать матчасть: прикинуть возможные доходы и расходы бизнеса.
Автор: Елена Тимохина