Как предприниматель из Дзержинска зарабатывает на аудиороликах
Дмитрий Ретюнских более 13 лет работал на радио продакшн-звукорежиссером, но в какой-то момент понял, что пора уходить в свободное плавание. Сейчас предприниматель работает с заказчиками со всей России, а в будущем планирует расширять международное направление.
Дмитрий Ретюнских рассказал Контур.Журналу, почему работа со звуком — один из лучших вариантов для небольшого бизнеса, который можно открыть без вложений, кто на самом деле озвучивает ролики, которые мы видим на федеральных каналах, и почему ему больше всего нравится работать с голосовыми меню и приветствиями.
Старт
Дмитрий Ретюнских впервые пришел на радио в 17 лет, сразу после школы — как раз в то время, когда создал первую музыкальную группу. После этого он 13 лет работал в «Европейской медиагруппе» — российском радиовещательном холдинге, в который входит, например, радио «Европа Плюс». Там он успешно работал звукорежиссером и саундпродюсером, но позже понял, что ему некуда больше расти и решил запустить собственный бизнес.
«Я работал продакшн-звукорежиссером на радио, но потом решил открыть свою компанию, так что мне как раз пригодился полученный опыт, там же я нашел клиентов и обзавелся новыми идеями, — рассказывает Дмитрий. – Я старался создать не просто студию по озвучиванию рекламных роликов, а полноценный онлайн-сервис, поэтому вложил много денег в сайт, даже продав для этого автомобиль. Я хотел, чтобы сайт был максимально удобным и полноценным, чтобы клиент мог работать с ним самостоятельно и не испытывал никаких проблем при оформлении заказа».
Дмитрий и его коллеги уже больше года делают записи «под ключ» для автоответчиков, голосовых меню, рекламных роликов, IVR-систем, фильмов, презентаций и игр. Стоимость одного аудиоролика или рекламного сообщения варьируется от 1 000 до 2 500 руб. Бывшие работодатели с радиостанции сегодня превратились в основного заказчика Onlinesound. Чтобы привлекать других клиентов, Дмитрий работает над SEO-продвижением и в будущем планируется вложить крупные суммы денег в Яндекс.Директ или Google AdWords.
Команда и клиенты
В компании Дмитрий выступает в роли продюсера — принимает заказы, ищет частных дикторов, после обрабатывает запись, делает сведение звука и отдает готовый продукт заказчику. Современные технологии позволяют не нанимать дополнительных сотрудников в команду, поэтому всю работу Дмитрий делает у себя дома — все необходимые программы и оборудование он приобрел еще во время работы на радио. Созданием и дизайном сайта занимается друг и по совместительству владелец веб-студии. Все бухгалтерское обслуживание и налоговая отчетность отданы на аутсорсинг.
Дмитрий работает с большой базой дикторов: с одними он познакомился еще во время работы на радио, другие сами присылают резюме — кому-то Дмитрий советует еще позаниматься техникой речи с преподавателем, с кем-то соглашается работать. В среднем каждую неделю на почту приходит одно-два предложения о сотрудничестве.
Всех дикторов можно найти в специальной российской базе, также Дмитрий поддерживает общение с саунд-продюсерами, звукорежиссерами, дикторами и радиоведущими на специальном профессиональном форуме — там можно отслеживать все тенденции рынка и искать сотрудников. По словам Дмитрия, рынок звукозаписи в России после наступления кризиса в 2014 году просел примерно на 50%, но сейчас начинает потихоньку восстанавливаться.
Традиционно именно диктор определяет первоначальные расценки — на сайте они варьируются от 500 до 700 руб. за минуту начитки текста. Общая цена складывается из расценок диктора, копирайтера или сценариста и стоимости сведения звука. Сделать аудиозапись вместе со сценарием можно в среднем за два дня, если клиент предоставляет готовый текст, то за один день. «Я больше всего люблю работать с голосовыми меню и автоответчиками, так как с ними логичнее, а потому проще и понятнее работать, — признается Дмитрий. – Рекламные ролики нравятся меньше, но и их мы тоже делаем».
Ни для кого в индустрии не секрет, что многие известные голоса, которые можно услышать на федеральных каналах, на самом деле принадлежат людям, живущим не в Москве. Сейчас, по словам предпринимателя, все пытаются сэкономить, а у сотрудников из регионов обычно расценки меньше, хотя по качеству они ничуть не уступают столичным профессионалам.
Все дикторы из базы Onlinesound — специалисты с актерским образованием. Прежде чем сделать заказ, клиенты могут сами выбрать понравившийся голос на сайте. «Мои знакомые, которые работают в этой же сфере, всегда сами выбирали голос диктора, оправдывая это тем, что они творческие люди, а значит, сами должны принимать все решения, — объясняет Дмитрий. – Я думаю, это не совсем правильно и предпочитаю, чтобы клиенты сами выбирали понравившийся им голос диктора — все демозаписи голосов есть у меня на сайте. К тому же так намного проще и быстрее работать, ведь если клиентам голос потом не понравится, всю работу нужно будет начинать заново».
Чаще всего заказывают озвучку автоответчиков и голосовые меню в интернет-магазинах, автосервисах и других компаниях самых разных направлений. Например, недавно пятизвездочный отель из Нижнего Новгорода, построенный к чемпионату мира по футболу, заказал голосовое приветствие на русском и на английском языках. По словам Дмитрия, предпринимателям важно, чтобы клиент слышал приятную музыку или приятный голос, а не просто безразличные телефонные гудки. При этом важно, чтобы вся музыка для рекламных роликов была легальной, поэтому нужно ее покупать.
Большая часть заказов поступает с радиостанций Нижнего Новгорода, с которыми у Дмитрия уже налажены партнерские связи. Остальные клиенты делают заказы из разных городов — в этом преимущество работы онлайн. Предприниматель планирует в будущем делать упор и на сотрудничестве с носителями иностранных языков — французского, немецкого, испанского, чтобы расширять свое влияние на международном рынке.
Продвижение и партнеры
Большинство клиентов приходят благодаря сарафанному радио, то есть по рекомендациям других клиентов, но и с сайта приходят тоже. Пока Дмитрий не вкладывается в Яндекс.Директ и Google AdWords, но работает с SEO-продвижением. По его словам, в сфере записи звука в интернете конкуренция довольна высока, поэтому, чтобы попасть на верхние строчки поисковиков, нужны приличные деньги.
На старте бизнес практически не потребовал инвестиций, ведь самое главное в такой работе — программы для работы со звуком — у Дмитрия уже были со времен работы на радио. Деньги потребовались только на создание и дизайн сайта. Изначально предполагалось, что сайт должен быть полноценным рабочим инструментом для клиента, поэтому обычным сайтом-визиткой нельзя было обойтись.
Основные клиенты студии на сегодняшний день — это владельцы компаний, которым нужны рекламные ролики для привлечения аудитории или голосовые меню для повышения качества сервиса. Своих конкурентов предприниматель предпочитает называть партнерами. «Мы все считаем друг друга коллегами и обязательно поддерживаем в трудные времена», — говорит он.
Автор: Кристина Шперлик