Как зарабатывать на приготовлении завтраков для кофеен?
Два года назад Игорь Новосельцев вместе с друзьями открыл компанию, чтобы готовить завтраки и бранчи для занятых горожан. Проект «Завтрак будит» предлагает широкий ассортимент блюд: различные каши, творожки, пудинги и сырники. Все продукты поставляются в кофейни Екатеринбурга.
В чем уникальность проекта «Завтрак будит», как он развивается и отстраивается от конкурентов, Игорь Новосельцев рассказывает Контур.Журналу.
Концепция
До того, как открыть свое дело, мы не имели опыта в общепите и в бизнесе. У нас с женой возник такой период, когда мы завершили все текущие проекты, работы не было. Неожиданно во мне проснулось желание готовить завтраки. Оказалось, что почти у каждого человека из нашего окружения была проблема — не хватало времени на завтрак, поэтому не было привычки есть по утрам.
Мы начали интересоваться у друзей, насколько интересен им был бы проект, связанный с завтраками. Они ответили, что интерес есть. И мы решили взяться за дело. Конкретных ориентиров у нас не было, поэтому мы действовали методом проб и ошибок. Спустя год мы уже понимаем, над чем именно нужно работать, чтобы добиться успеха.
Мы готовим здоровые завтраки и доставляем их в кофейни. Когда цена продукта относительно мала, то доставка на дом никому не интересна — люди не хотят за нее платить. Да и сами мы не хотим выставлять цены за доставку.
Можно развивать бизнес, выполняя комплексные заказы, но это тоже не очень удобно, нужно с кем-то кооперироваться. На сегодняшний день кофейная культура в Екатеринбурге пережила бум, многие наши клиенты перед работой покупают кофе, поэтому мы подумали, что им будет очень удобно покупать и завтрак.
Также мы принимаем небольшие заказы кейтеринга на какие-то мероприятия или просто в офис.
Реализация
Самая большая наша проблема заключалась в отсутствии опыта. Первое время буквально каждый вопрос требовал глубинного изучения. Кроме того, все члены нашей команды склонны к перфекционизму. На рынке много плохих предложений, а нам хотелось все делать по-настоящему вкусно, красиво и интересно.
В общепите порог для входа достаточно низок. У меня есть бизнес-образование, степень MBA в рамках направления «производство и менеджмент». Мы выбрали простую бизнес-модель: семейный бизнес — бизнес, который ты потихоньку развиваешь, имея определенное количество денег, без кредитов. На запуск проекта мы потратили всего 150 000 руб. Сэкономить на старте удалось на аренде помещения у друзей. У них есть все необходимое оборудование. Нам пришлось потратиться только на приобретение инвентаря и разработку блюд.
Постепенно у нас появились отличные поставщики продуктов, упаковок. Мы минимизировали затраты. Всеми разработками мы занимались самостоятельно. Так как моя жена — дизайнер-иллюстратор, то она занималась логотипом, наклейками и другой визуализацией. Так что на дизайн мы потратили только свое время.
Поскольку мое образование — управление закупками, я тоже постарался максимально включить все свои умения в бизнес. Мы вместе разрабатывали концепт новых блюд. Наша команда: я, Наташа, Евгений (решает оперативные вопросы, занимается логистикой, частично закупками, организацией) и шеф-повар Денис.
Трудности
Открывая новое заведение, ты автоматически сталкиваешься со всеми сопутствующими проблемами — с санэпидемстанцией, Роспотребнадзором, пожарной безопасностью. Взаимодействовать с этими организациями очень непросто. Наш плюс в том, что мы уже находимся на базе — в помещении наших друзей. Несмотря на этот очевидный плюс, мы все равно стараемся следовать букве закона во всем. Параллельно мы сейчас сами разрабатываем план, чтобы в следующем году аттестоваться, хотя для фастфуда это не является обязательным условием. Мы ведем все журналы: журнал наблюдения за холодильником, журнал готовой продукции. Мы изучили, насколько могли, все тонкости. Так, первые два года предприятие не должно подвергаться никаким проверкам. В течение года мы набрались опыта и теперь точно знаем, как открыть свое заведение.
Есть очень много нюансов, которые появляются не столько на старте, сколько в процессе работы. Например, хранение продуктов. На протяжении года мы что-то меняем и оптимизируем. Это постоянная работа, потому что нюансы связаны не с организацией, а с опытом.
Конкуренты
Пока наш бизнес достаточно локален, мы работаем только в Екатеринбурге. С одной стороны, у нас есть конкуренты, ведь в Екатеринбурге нет никакой монополии, все все предлагают. Однако каждое заведение специализируется на чем-то конкретном. Есть много проектов, рассчитанных на общение, проведение времени, в основном это кофейни. Но мы все-таки отличаемся, ведь мы отстроились на том, что ориентируемся на людей, у которых нет времени. Конечно, здорово посидеть в красивом месте, пообщаться. Но я, как человек, у которого есть еще одна работа, понимаю, что это очень тяжело, времени часто не хватает. Так что если говорить про продукцию, то наши конкуренты — все, а если про концепт, то никто.
Реклама
Мы посещаем различные маркеты еды, в том числе и благотворительные. Платную рекламу никогда не даем. Могу сказать, что нам очень помог Instagram. Все-таки «ВКонтакте» и Facebook — это информационные ресурсы, а Instagram очень привлекает клиента красивыми фотографиями и короткой подписью. Многие наши клиенты пришли именно оттуда.
Были попытки платной рекламы в Facebook, она привлекает определенное количество подписчиков, но я не могу сказать, что влияет на продажи.
Автор: Дарья Мартыщук