Как торговец миксерами сотворил McDonald’s
На данный момент сложно ответить однозначно, кто кому больше обязан в успехе - братья Макдональд Рэю Кроку, или же наоборот. Дела американского предпринимателя Крока на тот момент шли не самым лучшим образом, достаточно лишь упомянуть, что в 50 лет он занимался продажей бумажных стаканчиков и миксеров. Впрочем престарелый коммивояжер также участвовал в джазовом ансамбле и продавал недвижимость - одним словом, проявлял себя в разного рода деятельности. Вот только беда - ни одно занятие не приносило ему стабильный большой доход.
Настоящее имя Рэя Крок было Реймонд Альберт Крок и по национальности был он чехом. Реймонд родился 5 октября 1902 года в городке Оук-Парк в штате Иллинойс США. Во время Первой мировой войны сын мигрантов из Чехии не смог остаться в стороне событий и, солгав о своем возрасте, отправился работать водителем в Красный крест. После войны Реймонд Крок лишился отца, одной из причин смерти которого стал крах его фирмы во время Великой депрессии. Когда грянуло второе кровопролитное событие в мировой истории, Крок снова отправился воевать, и, к слову, сослуживцем его был никто иной, как Уолт Дисней.
Надо заметить, что личность Реймонда Крока была многогранной, что красноречиво выражалось в тех разносторонних профессиях, в которых ему удалось себя попробовать за полвека жизни. Помимо джаза, миксеров и бумажных стаканчиков, Рэй, вернувшись с войны, опробовал себя даже в роли радиоведущего, поступив на службу на одну из станций. Однако лишь одно занятие в дальнейшем предопределило его благополучную и безбедную старость - работа в ресторане Ray Dambaugh's, где он досконально изучил основы этого прибыльного бизнеса.
В период, когда Рэй Крок разъезжал по стране в роли торгового агента, распространяя в среде американцев миксеры для молочных коктейлей, на рынке электротоваров произошел бум. Начала расти конкуренция, и продажи Рэя Крока стали столь стремительно снижаться, что Крок начал впадать в уныние. И именно в этот момент в 1952 году случайным образом он оказался в небольшой закусочной в городе Сан-Бернандино в Калифорнии. Место это поразило коммивояжера Крока своим устройством. Ресторан был спроектирован таким образом, чтобы эффективно обслуживать клиентов, при этом затрачивая минимальное количество времени. Владельцами этой закусочной оказались два брата - Дик и Мак Макдоналд, которые в 1948 впервые сформулировали концепцию «быстрого питания». Они приобрели у торгового агента Крока восемь миксеров, и крайне его озадачили.
Реймонд Крок задумался, какую выгоду он мог бы получить как продавец миксеров, если бы таких ресторанов было много. Размышления привели коммивояжера к идее- фикс. Он решил развивать данное направление в ресторанном бизнесе, и вскоре вновь посетил братьев Макдональд с предложением, от которого они отказываться не стали, поскольку недавно потеряли агента по франчайзингу. Крок выкупил у Дика и Мака право на открытие ресторанов с аналогичным названием и содержанием во всех штатах. Кстати, в некоторых источниках сообщается, что на момент, когда Рэй встретил создателей концепции «быстрого питания», он был настолько небогат, что для осуществления сделки ему пришлось заложить дом и страховку. Только тогда на руках Крока оказались 15 тысяч долларов наличными, за которые он приобрел права на ресторан Макдоналдов.
Город Дес-Плейнз стал первым, где Рэй Крок в 1955 году открыл собственный ресторан McDonald's, заботливо сохранив фамилию сговорчивых братьев. Спустя шесть лет он сумел полностью выкупить компанию McDonald's за 2,7 миллионов долларов. И став полноценным владельцем, теперь уже бывший продавец миксеров приступил к продаже франшизы на открытие аналогичных ресторанов. При этом исключительной особенностью подхода к делу Рэя Крока были строгие стандарты, которых должны были придерживаться покупатели франшизы.
Именно Рэю Кроку поклонники ресторанов McDonald's обязаны тем, что гамбургеры и картошка фри имеют одинаковый вкус во всех уголках планеты, как в США, так и в Японии и России. Строгие правила Крок предъявлял и к свойства продукции - еда должна быть определенного размера, изготовлена по определенной технологии и упакована тоже должна быть одинаково. К тому же Крок был категорически против добавления в продукты ресторанов McDonald's сои, что могло значительно снизить затраты. Согласно правилам Крока, клиенты в ресторане не должны ждать заказ более пяти минут, в противном случае ресторан должен возвращать им деньги. Аналогичную процедура применялась в том случае, если заказ выполнен неправильно. Нетрудно догадаться, что ограничения и строгие условия, которые ставил Рэй Крок самим покупателям франшиз не особенно нравились, потому и продажи у Рэя Крока в первой время шли еще хуже, чем ранее с миксерами. Однако сын чешских мигрантов, участник двух мировых войн, был терпелив и умел ждать.
В результате политика, выбранная Рэем Кроком, начала давать свои плоды. Ресторан стал широко популярен среди посетителей, в связи с чем покупатели франшизы слетелись на бренд, как мухи на мед. Каждый из них, меж тем, должен был пройти специальную систему обучения в учреждении под забавным названием «Институт гамбургелогии».
После знакомства с братьями Макдоналдами Рэй Крок прожил еще 30 лет и заработал за эти годы, по разным данным, 500-600 миллионов долларов. Он активно участвовал в благотворительности и при его содействии было создано несколько благотворительных фондов. Скончался Рэй Крок от разрыва сердца ровно 29 лет назад, 14 января 1984, в калифорнийском городе Сан-Диего. А империя McDonald's, разбросавшая десятки тысяч ресторанов по всему миру, продолжает существовать по строгим правилам разработанным предприимчивым отпрыском из чешской семьи.
Елизавета Польская
29/01/2013