Интервью с Константином Гараниным, основателем российской краудорсинговой платформы CITYCELEBRETY
Выражение «с миру по нитке» приобрело в наше время поистине колоссальный размер и официальное наименование – краудсорсинг. Не пугайтесь, речь идет о сборе средств для развития полезных и интересных проектов, испытывающих трудности с финансированием. Жертвователи – обычные пользователи с доступом в Интернет. Благодаря краудсорсингу сотни стартаперов нашли деньги, не обивая пороги инвестбанкиров и не теряя доли в еще не созданных компаниях.
фото advertology.ru
Мы побеседовали с Константином Гараниным, основателем российской краудорсинговой платформы
- Константин, расскажи, пожалуйста историю создания проекта.
- В 2008-м первый раз родилась идея сделать проект, где были бы показаны российские таланты, где они могли бы рассказывать о себе, находить партнеров. Мы даже начали делать проект, который назывался «--». Но из-за кризиса он провалился. Потом мы нашли возможность вернуться к идее – начинали как маркетинговый проект по поиску талантливых людей в регионах и сведению их с инициативами, компаниями, которые могли дать им новые возможности. Это было в 2009 году. Мы сделали много проектов в этом направлении и нас до сих пор помнят в городах, где мы делали творческие мастерские, поддерживали фестивали, акции. А в 2011-м мы окончательно сфокусировались на краудсорсинге и сегодня являемся крупнейшей российской краудсорсинговой платформой.
- Идея краудсорсинга не нова, в чем особенность ее реализации в CITYCELEBRETY?
- Главная особенность в том, что мы мультиформатная платформа, а в мире в основном развиты узконишевые сервисы. Мы же работаем с широким спектром задач и проектов. Это дает возможность компаниям-парнерам решать широкий спектр задач у нас. В теории мы идем к тому, что компании малого и среднего бизнеса смогу легко перекладывать на крауд большую часть своих бизнес-процессов – от сбора идей и исследований, до краудфандинга и продажи цифрового контента. Сейчас у нас в разработке еще несколько серьезных новинок, но говорить о них рано.
- Чем отличается российский краудсорсинг от, скажем, мирового?
- По большому счету тем, что его нет. В мире это огромная индустрия с огромными оборотами, а у нас все очень тяжело растет. Нет грамотных инвесторов, которые понимали бы этот рынок и финансировали новые стартапы, нет институтов развития или крупных корпораций, которые бы стимулировали рост краудсорсинга, как это происходит на Западе, где основные драйверы крауда – крупные технологические гиганты. А ведь краудсорсинг для нашей страны очень выгоден, так как это и новые возможности для заработка людей в регионах, и возможность снять социальную напряженность через конструктивную активность, и высокотехнологичные удаленные рабочие места – например, возможность вернуть в экономику убежавшие за границу «мозги». Ну, и маленькая особенность нашего рынка – плохое знание английского, что мешает международной интеграции.
- Какие проекты размещаются на сайте?
Самые разные. От сбора идей до создания коллективных книг и новых интернет-ресурсов. Но больше, конечно, творческих проектов, креативных разработок.
- Я увидел, что даже Сбербанку не чужды свежие идеи. Неужели мир так быстро меняется или это молодое поколение маркетологов дорвалось до «кнопки»?
- К сожалению, пока краудсорсинг в России это больше политический и имджевый инструмент. Маркетологи в России плохо понимают преимущества крауда и не спешат внедрять его в свою работу – у нас всегда была проблема самообразования профессионалов, внедрения нового. И пока мы очень сильно отстаем от европейского и азиатского рынка, где рынок краудсорсинга уже составляет десятки-сотни миллиардов долларов.
- Что лежит в основе альтруизма людей, на твой взгляд?
- Эгоизм. Я серьезно. Я полагаю, что альтруизм это социально полезная форма эгоизма, когда человеку приятно делать что-то безвозмездно для других. И он делает это, чтобы удовлетворить свою внутреннюю потребность. И это здорово – должно быть больше людей, которые получают удовольствие от альтруизма. Но если говорить про краудсорсинг, то это не альтруизм – краудсорсинг строится на том, что человек много получает для себя. Не обязательно деньги (хотя порой и их), но уровень самосознания, опыт, профессиональный рост, общение, статус.
- Проект вышел в плюс?
- Нет, так как у нас еще большие затраты на разработку. Если бы не продолжали развитие, то были бы уже прибыльными, но пока надо найти еще инвестиций, сделать серьезную технологическую доработку и выйти на серьезную прибыль года через полтора-два.
- Сколько людей трудится над проектом?
- Сейчас над проектом работает около десятка человек. Мы готовимся к новому этапу развития и постепенно будем искать людей с новыми компетенциями, которых у нас нет.
- Разработчиков сразу штатных искали или на аутсорсе начинали?
- Мы изначально работали на аутсорсинге и продолжаем придерживаться данной стратегии, но думаю, что в скором времени будем формировать свою команду, так как задачи укрупняются и сложно делать большие разработки полностью на стороне.
- Какие задачи приходится решать конкретно тебе? Опиши свой типичный рабочий день.
- На мне сейчас стратегия, общение с партнерами-клиентами-инвесторами, управление внутренними процессами компании. Мой день начинается в 8-9 утра проверкой почты, дальше встречи, работа с документами, общение с сотрудниками, переписка с партнерами, вечером спорт, а ночью вся творческая работа – новые концепции, стратегии, коммерческие предложения. Спать ложусь в 4-5 часов, так как очень люблю работать ночью в тишине и одиночестве. На сон 4,5-6 часов. Мой принцип – «на том свете отоспимся».
- Вопрос к тебе как к рекламщику, из чего черпаешь вдохновение? Как вообще рождаются новые идеи и креативные решения? Есть «Методика Константина Гаранина»?
- У меня есть несколько внутренних методик, но главная – наблюдение за миром в мелочах. Когда работаешь над чем-то, очень важно много ходить пешком, рассматривать детали окружающего мира, бывать в новых местах, видеть новое, чтобы это натолкнуло на свежие мысли, которые потом трансформируются в идеи. Если нет возможности ходить, то помогает перещелкивание телевизора или «тупое» листание глянца с большим количеством образов, картинок.
- Твой любимый вид отдыха. «Отдыхаю на работе» не принимается=).
- Я люблю активный, даже сказал бы агрессивный, отдых – волейбол, горные лыжи (соревнования, фрирайд), водный сплав, современное искусство. Все то, что быстро и сильно переключает. Вырывает в среду с другими эмоциями, активными физическими нагрузками. Это очень важно для того, чтобы мозг отдыхал, чтобы накопленные негативные эмоции выплескивались во что-то конструктивное.