Если считать дороги кровеносной системой города, Москва смертельно больна, потому что её сосуды забиты пробками. Столица пытается пойти по западному пути: до 2016 года на развитие инфраструктуры московские власти обещают потратить 1,64 трлн рублей, в том числе на создание новой интеллектуальной системы управления. Специалисты по трафик-менеджменту — инженеры транспортного планирования — всё более востребованы, если учесть, что вслед за Москвой разбираться с пробками начнут другие российские мегаполисы.

Профессия появилась в Европе и Америке в 60-е годы XX века, когда количество частных авто выросло настолько, что дороги перестали их вмещать, а система управления транспортом больше не работала. Понадобились специалисты, которые придумали бы новую систему, построенную на приоритете общественного транспорта над частным, а также на жёстком планировании инфраструктуры при любом строительстве.

 

 

Например, в Сингапуре

с автомобилистами обошлись по-азиатски жёстко.

 

 

В начале 90-х власти Сингапура активно строили дороги и парковки — тратили огромные средства, но от пробок не избавились. Тогда был опробован другой способ — ограничение количества автомобилей. В числе прочих мер дороги сделали платными. Причём власти стали использовать гибкие тарифы: если общая скорость движения по городским дорогам снижается, власти поднимают цену передвижения — завтра, условно, будете платить не два, а три доллара.

Большая часть мегаполисов пошла по этому пути, а прогнозировать изменения трафика на годы вперёд стали инженеры транспортного планирования.

О профессии

ПРОФЕССИЯ

Инженер по транспортному планированию

КОГДА ПОЯВИЛАСЬ

В США и Европе в 60-х, в России — около двух лет назад

ОБЯЗАННОСТИ

Управление транспортными потоками, прогнозирование изменений в транспортной обстановке

КОМУ ПОДХОДИТ

Логистам, социологам, экономистам, инженерам по безопасности дорожного движения, математикам

ЗАРАБОТОК

От 40 000 рублей до 200 000 рублей и выше

КЛИЕНТЫ

Правительства крупных городов, девелоперские компании, архитекторы

С февраля 2012 года в Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры разрабатывают транспортную модель Москвы и области. Модель представляет собой базу данных информации о городе: количество домов, жителей, рабочих мест и других показателей в каждом районе. Анализируя эти данные, модель сможет показать картину перемещения транспортных средств и потоков людей во всём городе, а также спрогнозировать изменения в транспортной обстановке при строительстве нового объекта или, например, при перекрытии дороги.

Пока происходящее на дорогах оценивается по старинке — данные собираются из баз данных разных транспортных служб, а также проводятся социологические опросы населения. Следующий этап — повсеместная установка камер в рамках отладки новой интеллектуальной транспортной системы.

 

 

Ещё одна возможность будущего — управление движением 

в режиме реального времени.

 

 

Если в каком-то месте образовался затор, математическая модель сможет показать, как организовать работу светофоров на этой улице, чтобы пробка рассосалась максимально быстро.

Данные транспортной модели должны постоянно обновляться, методики оценки и анализа данных — дорабатываться. Это задача инженера по транспортному планированию.

 

 

Александр ПОЛЯКОВ

Инженер по транспортному планированию, руководитель информационно-аналитического центра при Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы

 

Как пришёл в профессию

Опыт работы в различных компаниях научил меня разбираться в структуре движения и планирования в городе. В крупной продовольственной компании «Русьхлеб» я был ответственен за логистику. На следующем месте работы, РЖД, я занимался планированием и распределением финансовых потоков, что пригодилось мне, когда я должен был рассчитать социально-экономический эффект при планировании трафика.

Затем я стал начальником проектно-изыскательского центра при ФГУП ГОССМЭП, федеральном предприятии, которое занимается организацией дорожного движения в городах России. Там я начал заниматься чем-то приближённым к тому, что делаю сейчас. Мы проводили научно-исследовательские работы по безопасности движения, проектировали автоматизированные системы управления движением. У нас была своя (проще, конечно, чем современная) математическая модель транспортных потоков. То есть к тому моменту, как меня позвали работать в информационно-аналитический центр, у меня были знания в логистике, экономике и в сфере организации дорожного движения.

 Где учиться профессии

Комплексный подход к управлению транспортными потоками в России — вещь новая, так что пока специальности такой в наших вузах нет. У меня два образования: я инженер по автоматизации и специалист по логистике.

Сейчас у нас в центре работают и программисты, и экономисты, и специалисты по организации дорожного движения. Мы готовы принимать людей практически с любым высшим техническим, экономическим образованием и сами готовы их всему учить.

 

 

Учиться за рубежом

я бы не советовал:

в России совсем другие реалии.

 

 

Я думаю, что в ближайшее время в России всё-таки появится профильное образование. В 2011 году при ВШЭ был создан Институт экономики транспорта — он в основном пока занимается научно-исследовательскими работами, но возможно, в скором времени возьмёт на себя подготовку специалистов по транспортному планированию.

Какие решает задачи

В департаменте транспорта существует множество рабочих групп: одна отвечает за развитие метрополитена, вторая — за организацию дорожного движения, третья — за развитие железнодорожного сообщения, и так далее. При принятии того или иного решения каждая группа нуждается в точном прогнозе — например, как повлияет строительство третьего пересадочного контура метро на загруженность Кольцевой линии метро.

В мае в тестовом режиме начала работать программа, которая позволит «рассасывать» улицы от пробок в режиме реального времени. Процесс ввода новых данных, каких-то уточнений — постоянный. Наши специалисты занимаются сбором информации, кодировкой, вводом её в систему.

Заработок

Я не могу раскрывать свою зарплату, потому что это не принято у чиновников, но она выше средней зарплаты по стране. Инженер по транспортному планированию может работать и в частной компании — например, в крупной девелоперской компании. Если ты способен разработать транспортный мастер-план территории, то заработок составит более 100 000 рублей в месяц.

Перспективы

То, что мы делаем сейчас, в скором времени должно прийти в каждый крупный российский город. Штат нашего информационного центра постоянно растёт. Специалисты данной профессии будут востребованы не только в других городах, но и других странах с похожими проблемами.

До недавнего времени Москва шла по пути точечной градостроительной застройки. Думаю, сейчас всё перевернется. С помощью нашей транспортной модели можно будет высчитывать, где построить школу, больницу, торговый центр, чтобы каждый житель имел в шаговой доступности все значимые социальные объекты. Аналитическими данными нашей транспортной модели будут пользоваться не только в департаменте транспорта, но и в других ведомствах. Какие дороги перекрыть и куда направить потоки машин при проведении митингов, какие маршруты общественного транспорта пустить, чтобы все в праздник смогли добраться до гуляний, и так далее ­ — на все эти вопросы в скором времени можно будет дать ответ. 

 Текст: Олеся Шмагун

06/11/2012