Каждый пятый россиянин перешел на более дешевые продукты
Резкое подорожание продуктов питания в последние месяцы заставило каждого пятого россиянина начать покупать более дешевые аналоги или вовсе отказаться от приобретения определенных товаров.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о том, как россияне оценивают рост цен на различные категории товаров и услуг, какие способы экономии практикуют в своей семье.
Покупками и ведением хозяйства самостоятельно занимаются три четверти россиян (76%): в том числе 38% возлагают эти обязанности полностью на себя и 38% делят их с другими членами семьи. Женщины (89%) и пожилые люди (78% старше 60 лет) делают это чаще, нежели мужчины (60%) и молодежь (57% от 18 до 24 лет). Не утруждают себя подобными хлопотами 23% опрошенных.
По оценкам респондентов, за полгода цены на товары и услуги существенно выросли. Прежде всего говорят о подорожании овощей и фруктов, сахара и мяса (91%, 90% и 89% респондентов, соответственно), а индексы роста цен* составляют 79, 78 и 76 п. Для сравнения, в сентябре 2014 г. показатель, отражающий восприятие роста цен на фрукты и овощи составлял 45 п.
Подавляющее большинство опрошенных также отмечают повышение ценников на макаронные изделия, крупы (индекс – 71 п.) и молочные продукты (индекс – 68 п. – с 54 п. в сентябре 2014 г.). 85% респондентов сетуют, что сегодня приходится больше отдавать за хлеб (41% говорят о сильном скачке цен и 44% - о небольшом приросте), значение индекса – 61 п. – за полгода он вырос в полтора раза (с 38 п.).
Рост коммунальных платежей в настоящее время отмечают три четверти респондентов, оплачивающих квитанции, – 75% (в том числе 45% - существенное повышение), при этом за полгода ситуация практически не изменилась (в сентябре 2014 г. эта доля составляла 77%), соответствующий индекс равен 58 п. Аналогичным образом обстоит дело и с бензином: как осенью прошлого года, так и сегодня его подорожание заметили более половины респондентов (60% и 61%), показатели восприятия инфляции – 46 и 45 п., соответственно. По словам 60% респондентов, повысились тарифы и на проезд в общественном транспорте (значение индекса – 43 п.), при этом 24% заявили, что не заметили подорожания проездных билетов.
Каждый пятый россиянин признается, что в последний месяц ему пришлось перейти к приобретению более дешевых продуктов (20%) или вовсе отказаться от покупки некоторых товаров (23%). Каждый шестой начал это делать еще шесть месяцев назад (16% и 18%) и еще каждый пятый – более полугода (22% и 21%). К прочим «антикризисным» мерам большинству наших сограждан прибегать еще не приходилось. Среди наиболее распространенных моделей поведения можно выделить покупку продуктов впрок (сегодня это практикуют 39% опрошенных) и выращивание собственных овощей и фруктов (33%). Около трети ведут поиск более высокоплачиваемой работы или приработка (33%), тратят сбережения на повседневные расходы (30%). Четверть респондентов берет деньги в долг у знакомых (24%), пятая часть оформляет кредиты в банке (22%). Наконец, лишь 13% делают сбережения в валюте и 11% продают ценное имущество или даже личные вещи.
*Индекс роста цен демонстрирует восприятие россиянами инфляции. Показатель рассчитывается как разница положительных и отрицательных ответов на вопрос «Как бы вы оценили рост цен на следующие товары и услуги в течение последнего месяца-двух?». Ответу "цены значительно снизились" присваивается коэффициент (-1), ответу "цены снизились, но незначительно" коэффициент (-0,5), ответу "цены выросли, но незначительно" 0,5, ответу "цены значительно выросли" 1, ответу "цены не изменились" 0. Индекс измеряется в пунктах и может колебаться в диапазоне от -100 до 100. Чем выше значение индекса, тем выше инфляция по мнению россиян.
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 31 января – 1 февраля 2015 г. Опрошено 1600 человек в 132 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,5%.
Кто в Вашей семье в основном занимается покупками продуктов и ведением домашнего хозяйства? (закрытый вопрос, один ответ) | ||
IX.2014 | II.2015 | |
В основном я сам(а) | 45 | 38 |
Я наравне с другими членами семьи | 37 | 38 |
Другие члены семьи, я не принимаю никакого участия | 18 | 23 |
Затрудняюсь ответить | ‹1 | 1 |
Как бы вы оценили рост цен на следующие товары и услуги в течение последнего месяца-двух (закрытый вопрос, один ответ по каждой категории товаров, % от тех, кто покупает продукты самостоятельно) | ||||||||||||||
Цены значительно снизились | Цены снизились, но незначительно | Цены не изменились | Цены выросли, но незначительно | Цены значительно выросли | Затрудняюсь ответить | Индекс* | ||||||||
IX.14 | II.15 | IX.14 | II.15 | IX.14 | II.15 | IX.14 | II.15 | IX.14 | II.15 | IX.14 | II.15 | IX.14 | II.15 | |
Овощи и фрукты | 1 | 1 | 5 | 1 | 20 | 3 | 39 | 21 | 29 | 70 | 6 | 5 | 45 | 79 |
Сахар** | - | 1 | - | 1 | - | 3 | - | 21 | - | 69 | - | 5 | - | 78 |
Мясо и мясопродукты | 1 | 1 | 1 | 2 | 11 | 4 | 30 | 21 | 55 | 68 | 2 | 5 | 69 | 76 |
Крупы, макароны** | - | 1 | - | ‹1 | - | 5 | - | 30 | - | 57 | - | 6 | - | 71 |
Молочные продукты | 1 | 1 | 1 | 1 | 18 | 5 | 43 | 35 | 34 | 52 | 3 | 5 | 54 | 68 |
Хлебобулочные изделия | 1 | 1 | 1 | 1 | 36 | 9 | 42 | 44 | 18 | 41 | 2 | 3 | 38 | 61 |
Коммунальные платежи | 1 | 1 | 1 | 2 | 17 | 17 | 39 | 30 | 38 | 45 | 4 | 5 | 56 | 58 |
Бензин | 1 | 1 | 1 | 4 | 9 | 10 | 26 | 27 | 34 | 34 | 29 | 24 | 46 | 45 |
Стоимость проезда в общественном транспорте** | - | 1 | - | 1 | - | 24 | - | 30 | - | 30 | - | 14 | - | 43 |
** в сентябре 2014 г. эти варианты не предлагались
Часть россиян считает, что в стране наступил экономический кризис, и они начали экономить, занимать в долг, накапливать сбережения и т.д. Скажите, пожалуйста, что из перечисленного Вы (члены Вашей семьи) делаете и как давно? (закрытый вопрос, один ответ по каждой строке) | |||||
Начали делать за последний месяц | Делаем это последние полгода | Делаем это уже больше полугода | Не делаем это | Затрудняюсь ответить | |
Покупать более дешёвые, чем раньше, продукты и товары | 20 | 16 | 22 | 38 | 4 |
Покупать реже или отказываться от некоторых продуктов питания, товаров, услуг, развлечений | 23 | 18 | 21 | 34 | 4 |
Покупать продукты впрок | 10 | 12 | 17 | 56 | 5 |
Искать более высокооплачиваемую работу, приработок, заниматься бизнесом | 8 | 11 | 14 | 62 | 5 |
Тратить на повседневные расходы ранее накопленные сбережения | 9 | 10 | 11 | 66 | 5 |
Брать деньги в долг у родственников и знакомых | 5 | 8 | 12 | 70 | 5 |
Брать кредит в банке, покупать товары в кредит | 3 | 6 | 13 | 74 | 4 |
Получать безвозмездную помощь от родственников и знакомых | 4 | 6 | 12 | 72 | 5 |
Выращивать больше овощей и фруктов, разводить птицу и т.п. на своём участке, делать больше заготовок продуктов | 3 | 8 | 22 | 62 | 5 |
Откладывать деньги в валюте (доллары, евро и др.), вносить деньги на валютный счёт | 2 | 5 | 6 | 82 | 5 |
Продавать ценное имущество (автомобиль, квартиру, дачу) или личные вещи (одежду, книги, предметы домашнего обихода) | 2 | 4 | 5 | 85 | 5 |