Короли госзаказа — 2016: рейтинг Forbes
Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения. Этот афоризм Михаила Салтыкова-Щедрина как нельзя лучше описывает российскую систему госзаказа. Когда Россия оказалась на пороге кризиса, Минэкономразвития, отвечающее за контрактную систему в сфере госзакупок, объявило: в 2015 году сокращать госзаказ не будем. В конце года Счетная палата подвела предварительные итоги исполнения бюджета: на 17,6 процентного пункта выросли закупки у единственного поставщика, достигнув 39% от всех господрядов. Пятый рейтинг «Короли госзаказа» показывает, что среди крупнейших закупок государства и госкомпаний эта доля значительно выше. «Короли» получили без конкурса заказов более чем на 1 трлн рублей. Это строительство и Амурского ГПЗ за 790,6 млрд рублей, которым по заказу «Газпрома» занялась структура «Сибура», и газопровода в Китай «Сила Сибири» (строительные компании Аркадия Ротенберга и Геннадия Тимченко), и, наконец, знаменитого Крымского моста за 228 млрд рублей.
По сути, это означает провал реформы госзакупок, проводимой с середины 2000-х годов. Ведь цель этой реформы была обратная: сделать все госзакупки конкурентными, что в теории приводит к повышению качества и снижению цен. Ради этого в России приняты очень жесткие по мировым меркам законы о госзакупках. Чиновников заставили публиковать подробную информацию о тендерах и заключенных контрактах, обязали приобретать значительную часть товаров и услуг только на электронных аукционах, жестко прописали правила проведения конкурсов. Такие же порядки постепенно распространяют на госкомпании — публиковать информацию они уже обязаны, а теперь чиновники собираются законодательно регулировать и сам процесс корпоративных закупок. Почему же, несмотря на насаждение жестких правил госзакупок, крупнейшие господряды распределяются без оглядки на эти правила?
Распределение крупных госзаказов — одна из граней ручного управления страной наряду с назначением на ключевые посты проверенных и лояльных. Если рассматривать каждый контракт в отдельности, то всегда найдутся резонные причины, почему его «в ручном режиме» получил тот или иной подрядчик. Например, передача контракта на мост в Крым компании «Стройгазмонтаж» (хотя и сообщалось о неких конкурентных переговорах с 70 подрядчиками) представлена как социальная ответственность, а не бизнес. Этому решению предшествовали разговоры о слишком низкой цене контракта с учетом сроков и рисков строительства. От контракта якобы отказался Геннадий Тимченко. А Аркадий Ротенберг говорил в интервью «Коммерсанту», что многим жертвует: это будет «его последний проект», которым он решил «внести вклад в развитие страны».
Руководители госкомпаний берут пример с руководства страны и примеряют на себя костюм честного заказчика: если исполнителей всех государственных «строек века» от саммита АТЭС до Олимпиады и чемпионата мира по футболу назначают по решению премьер-министра или президента, то они чем хуже?
«Газпром» или РЖД теперь тоже часто приводят аргументы о надежности поставщика: все их проекты стратегические, и срыв повлияет на развитие всей страны. Поэтому контракты могут получить только «проверенные подрядчики». Допущение, что такого подрядчика можно определить в ходе прозрачного конкурса, вызывает снисходительную улыбку: придет неизвестно кто, будет демпинговать, сам сделать не сможет и попытается взять на субподряд «проверенного подрядчика». Ну и заключительный аргумент: «Это вам не скрепки с карандашами на аукционе закупать!»
Назначая подрядчиками своих строек века компании, принадлежащие к кругу близких к президенту Путину людей, и передавая им в распоряжение гигантские суммы денег, руководители госкомпаний, по сути, снимают с себя ответственность за результат, перекладывая ее на президента. Если за Крымский мост Аркадий Ротенберг отвечает лично перед президентом Путиным, то и за «Силу Сибири» ответит, если потребуется. Таким образом, отношения с «проверенным поставщиком» в крупных контрактах выходят за пределы контракта, размещенного на сайте госзакупок: это сложнаясистема личных отношений, доверия между руководителями государства и госкомпаний, которая во многом заменяет финансовую дисциплину.
Но если что-то в этой системе не сработает, поступить жестко с преданным человеком будет сложно. Именно поэтому выстроенные институты в долгосрочной перспективе оказываются более устойчивыми, чем ручное управление «проверенными поставщиками». Но сейчас время других решений.
Как мы считали
За основу мы взяли топ-рейтинг поставщиков на сайте zakupki.gov.ru и исключили из него компании, принадлежащие государству. Получившийся перечень частных подрядчиков мы проанализировали с помощью баз данных «СПАРК-Интерфакс» и сайта zakupki.gov.ru и выявили тендеры, в которых компании, попавшие в наш список, признавались победителями. Затем, пользуясь открытыми данными и базой «СПАРК-Интерфакс», мы определили владельцев компаний-господрядчиков и проверили, получали ли госконтракты другие структуры, принадлежащие нашим героям. После этого мы рассчитали, на какую долю в сумме госконтрактов может претендовать участник рейтинга исходя из эффективной доли в компании-подрядчике.
1. Аркадий Ротенберг
Заказчики: Газпром, Росавтодор
Доли в основных компаниях-подрядчиках: 100% Стройгазмонтаж
Сумма господрядов: 555,5 млрд руб.
Аркадий Ротенберг 60 — постоянный участник и лидер рейтинга «Короли госзаказа». В этот раз он поставил впечатляющий рекорд. Сумма подрядов, отданных попавшему под западные санкции миллиардеру, превысила 500 млрд рублей. Лидеры прошлого рейтинга Искандер Махмудов и Андрей Бокарев на двоих разделили в 2014 году только 130 млрд. Все 555,55 млрд рублей получил «Стройгазмонтаж», которым Ротенберг единолично владеет после покупки 17% холдинга у брата Бориса. Шесть крупнейших подрядов на общую сумму 426 млрд рублей «Стройгазмонтажу» передали без конкурса. В начале 2015 года был подписан контракт на возведение Керченского моста на 228,3 млрд рублей, притом что у «Стройгазмонтажа» такого опыта не было. Ротенберг в интервью «Коммерсанту» признался, что просил президента Путина о помощи в обеспечении эффективной работы с госзаказчиком. А в конце 2015 года «Стройгазмонтаж» получил еще пять подрядов без конкурса от «Газпрома» на строительство части газопровода «Сила Сибири» на 198 млрд рублей.
2. Леонид Михельсон
Заказчики: Газпром
Доли в основных компаниях-подрядчиках: 43,55% НИПИгазпереработка
Сумма господрядов: 344,3 млрд руб.
800 футбольных полей — площадь Амурского газоперерабатывающего завода (ГПЗ), который Газпром начал строить в ходе работ по проекту «Сила Сибири». Стоимость стройки, по размаху не уступающей олимпийской, тоже поражает воображение. Один только завод обойдется «Газпрому» в 790,6 млрд рублей. Договор на осуществление работ по рабочему проектированию, поставке оборудования и материалов, строительно-монтажным работам по проекту строительства Амурского газоперерабатывающего завода монополия подписала без конкурса со структурой «Сибура» — «НИПИгазпереработкой». Более крупного договора на портале госзакупок за все годы его существования не нашлось. Представитель «НИПИгаз» подчеркивает, что строительство завода, как и его финансирование, растянуто на годы. «НИПИгазпереработка» должна передать завод «Газпрому» в рабочем состоянии только в 2025 году. Тем не менее подписание «сделки века» в 2015 году вместе с другими господрядами, полученными структурами «Сибура», позволяет включить акционеров холдинга в список «Короли госзаказа». Владелец крупнейшего пакета Леонид Михельсон 7 в этом рейтинге новичок. По мнению представителя «НИПИгаза», договор инжинирингового центра не может считаться стандартным подрядом и попал в настоящий рейтинг по формальным основаниям.
3. Геннадий Тимченко
Заказчики: Газпром, Минтранс, ФСК
Доли в основных компаниях-подрядчиках: 59,85% ОАО Стройтрансгаз, 31,5% ЗАО Стройтрансгаз, 13,3% НИПИгазпереработка
Сумма господрядов: 161 млрд руб.
В 2011–2013 годах Геннадий Тимченко 9 стал партнером в нескольких строительных компаниях. Его структуры получили по 25% в ИФСК «АРКС» и УСК «Мост», а также 50% в ЗАО «Аргус Пайплайн» (позже переименованное в ЗАО «Стройтрансгаз»). Но в 2015 году Тимченко продал доли в «АРКС» и «Мосте», оставив себе только пакеты в ОАО «Стройтрансгаз» и ЗАО «Стройтрансгаз». В начале 2015 года ЗАО «Стройтрансгаз», как и «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга, получило без конкурса подряд на строительство одного из участков газопровода в Китай «Сила Сибири» за 46,5 млрд рублей. Это почти половина суммы всех подрядов, полученных компанией в прошлом году. В свою очередь, ОАО «Стройтрансгаз», отказавшееся строить мост в Крым, подрядилось построить мостовой переход «Фрунзенский» через реку Самару за 12,3 млрд рублей — это один из крупнейших заказов ОАО. В общей сложности две компании получили в 2015 году господряды на 136,5 млрд рублей, на долю Тимченко, по оценке Forbes, приходится 54,6 млрд рублей. Также Forbes засчитал Тимченко долю в договоре «НИПИгаза» (дочерней структуры «Сибура») на строительство Амурского ГПЗ за 790,6 млрд рублей. По мнению представителя «НИПИгаза», договор инжинирингового центра не может считаться стандартным подрядом и попал в настоящий рейтинг по формальным основаниям.
4. Кирилл Шамалов
Заказчики: Газпром
Доли в основных компаниях-подрядчиках: 18,6% НИПИгазпереработка
Сумма господрядов: 148,8 млрд руб.
Для 33-летнего предпринимателя из Санкт-Петербурга, совладельца «Сибура» Кирилла Шамалова 2015 год выдался удачным. В июле одна из структур нефтехимического холдинга подписала договор с «Газпромом» на строительство Амурского ГПЗ за 790,6 млрд рублей. А в декабре совладельцем «Сибура» стала китайская госкомпания Sinopec. По этой сделке весь нефтехимический холдинг оценен в $13,38 млрд без учета долга. Для Шамалова, который только в 2014 году купил 17% компании у Геннадия Тимченко исходя из оценки примерно $10 млрд, вложение в «Сибур» оказалось очень выгодным. Сделка с Sinopec позволяет считать Шамалова долларовым миллиардером. Forbes оценил состояние молодого предпринимателя в $1,2 млрд с учетом долга, взятого на покупку акций «Сибура». Кирилл, младший сын совладельца банка «Россия» Николая Шамалова, пришел в «Сибур» в 2008 году после работы в «Газпроме», «Рособоронэкспорте», Газпромбанке и аппарате правительства. Первые 4,3% нефтехимической компании он приобрел в 2011–2013 годах по опционной программе для менеджеров «Сибура».
По мнению представителя «НИПИгаза» — дочерней структуры «Сибура», договор инжинирингового центра не может считаться стандартным господрядом и попал в настоящий рейтинг по формальным основаниям.
5. Игорь Ротенберг
Заказчики: Газпром, Башнефть
Доли в основных компаниях-подрядчиках: 100% Газпром бурение, 100% ТЭК Мосэнерго, 100% Глобальные системы автоматизации
Сумма господрядов: 112,1 млрд руб.
В предыдущем рейтинге «Короли госзаказа» 42-летний Игорь Ротенберг 166дебютировал на девятом месте. Взяв кредиты в банках, он выкупил у отца, Аркадия Ротенберга, часть его активов, включая строительные компании «Мостотрест», «Газпром бурение», «ТЭК Мосэнерго». В минувшем году «Мостотрест», постоянно получающий господряды, был продан пенсионному фонду «Благосостояние», но это не помешало молодому бизнесмену взлететь на второе место в рейтинге. Оставшиеся у Ротенберга-младшего компании продолжают обслуживать госкомпании. В 2015 году «ТЭК Мосэнерго» получила несколько заказов на проектирование и строительство энергетических объектов, самый крупный из них — строительство Грозненской ТЭС за 27,3 млрд рублей. Его компания «Газпром бурение» победила в 49 тендерах. Крупнейший из них — на строительство скважин на Чаяндинском нефтегазовом месторождении на 39,3 млрд рублей — состоялся в конце декабря 2015 года. Также Forbes обнаружил, что принадлежащая Игорю Ротенбергу компания «Глобальные системы автоматизации» в 2015 году вышла на рынок господряда в сфере IT, получив заказы почти на 340 млн рублей.
6. Алексей Мордашов
Заказчики: Росатом
Доли в основных компаниях-подрядчиках: 100% Силовые машины, 79% Северсталь
Сумма господрядов: 97,4 млрд руб.
Миллиардер Алексей Мордашов 5 весной 2015 года принял решение оставить кресло гендиректора своего металлургического холдинга «Северсталь» и сосредоточиться на развитии других принадлежащих ему компаний. Газета «Коммерсантъ», цитируя Мордашова, утверждала, что один из таких активов, требующих его внимания, — энергомашиностроительный концерн «Силовые машины»: «Похоже, бурный рост, который обеспечила команда Игоря Костина (бывший руководитель «Силовых машин», покинувший компанию в декабре 2014 года. — Forbes), начав с отрицательного EBITDA минус $100 млн и демонстрируя $500 млн EBITDA в последние годы, заканчивается». Внимание миллиардера к «Силовым машинам» пошло компании на пользу. По итогам 2015 года она выиграла тендеры госкорпорации «Росатом» на поставку оборудования для атомных электростанций в России, Индии и Иране на сумму 122 млрд рублей. Благодаря этим контрактам Алексей Мордашов впервые вошел в рейтинг крупнейших господрядчиков «Короли госзаказа».
7. Дмитрий Пумпянский
Заказчики: РЖД, Министерство спорта, Роснефть, Газпром
Доли в основных компаниях-подрядчиках: 48,85% Уральские локомотивы, 97,7% Группа компаний «Синара»
Сумма господрядов: 78,3 млрд руб.
Основа состояния участника списка Forbes Дмитрия Пумпянского 136 — контрольный пакет акций в «Трубной металлургической компании» (ТМК) и группе компаний «Синара». ТМК — один из крупнейших производителей труб в мире, она публична (ценные бумаги торгуются на Московской и Лондонской биржах) и приносит Пумпянскому стабильный доход в виде дивидендов. «Синара», значительная часть выручки которой приходится на машиностроение, зарабатывает благодаря госзаказам. Самый крупный из них, подписанный в 2011 году контракт СП «Уральские локомотивы», созданного «Синарой» вместе с немецким концерном Siemens, подорожал из-за валютных колебаний на 30%, с 87 млрд рублей до 118,8 млрд рублей. СП, которым партнеры владеют в равных долях, поставит РЖД 240 электропоездов «Ласточка». Еще один крупный госконтракт в минувшем году девелоперское подразделение «Синары» заключило с Министерством спорта. За 12,2 млрд рублей компания Пумпянского реконструирует стадион в родном для бизнесмена Екатеринбурге. Планируется, что там в 2018 году пройдут матчи чемпионата мира по футболу.
8. Арас Агаларов
Заказчики: Росавтодор, Министерство спорта
Доли в основных компаниях-подрядчиках: 100% Крокус интернешнл
Сумма господрядов: 69,3 млрд руб.
Первый крупный госзаказ компания «Крокус интернешнл» получила в ходе подготовки к саммиту АТЭС во Владивостоке. Компании Агаларова 46 тогда поручили построить корпуса Дальневосточного университета, конференц-центр, магистральный водовод, 22 км дорог и другие объекты на острове Русский. На эту стройку века «Крокус» пригласил первый вице-премьер Игорь Шувалов, после того как однажды побывал на выставке автомобилей в «Крокус-Сити». Агаларов пообещал Шувалову построить объекты Дальневосточного университета за $2000–2500 за 1 кв. м. Но стройка обошлась ему дороже. В 2015 году «Крокус» взыскал с Дальневосточной дирекции Минрегионразвития 1,1 млрд рублей. В этом же году он подписал контракт на строительство стадиона в Калининграде к чемпионату мира по футболу (17,4 млрд рублей), а также получил от Росавтодора заказ почти на 50 млрд рублей на строительство первого участка ЦКАД, который раньше выполнял другой подрядчик — «Стройгазконсалтинг».
9. Иван Шабалов
Заказчики: Газпром
Доли в основных компаниях-подрядчиках: 100% Трубные инновационные технологии
Сумма господрядов: 38,1 млрд руб.
В начале 2000-х Иван Шабалов, ученый и предприниматель, смог объединить российских производителей труб в ассоциацию. Создав мощности по изготовлению труб большого диаметра (ТБД), они едва не вытеснили с рынка зарубежных игроков. Но с 2005 года «Газпром» стал покупать трубы не у них, а у посредников-трейдеров. Тогда Шабалов основал трейдер «Северный европейский трубный проект» (СЕТП), на долю которого в 2010 году пришлось более 90% поставок труб «Газпрому» (данные ФАС). В том же году он продал контрольный пакет братьям Аркадию и Борису Ротенбергам. После того как ФАС стала заставлять «Газпром» покупать трубы без посредников, Ротенберги закрыли СЕТП, но еще одна компания Шабалова «Трубные инновационные технологии» (ТИТ), которая занялась поставками деталей для трубопроводов, стала для концерна главным поставщиком ТБД (около трети поставок). В сентябре 2015 года глава ФАС Игорь Артемьев назвал это «членовредительством», а через месяц ТИТ подала иск к ФАС в арбитражный суд. «ФАС намерена покинуть правовое поле», — разъяснил тогда свою позицию Шабалов газете «Ведомости».
10. Александр Лавленцев
Заказчики: департамент строительства Москвы, АО «Мосводоканал», ГКУ «Дирекция дорожного строительства», департамент Москвы по конкурентной политике
Доли в основных компаниях-подрядчиках: 100% ИФСК АРКС
Сумма господрядов: 35,9 млрд руб.
Компания АРКС, основанная в 2002 году Александром Лавленцевым, известна не только тем, что выигрывает крупные тендеры на строительство в Москве и Подмосковье. До недавнего времени одним из ее совладельцев был друг президента Владимира Путина, гражданин Финляндии и России Геннадий Тимченко. Летом 2015 года Volga Group Тимченко продала принадлежавший ей миноритарный пакет, а Лавленцев стал единственным владельцем АРКС. Крупнейшими выигранными госзаказами группы АРКС в 2015 году оказались проект реконструкции участков дороги А-101 Москва — Малоярославец — Рославль на 19 млрд рублей и строительство транспортной развязки на пересечении МКАД с Профсоюзной улицей на 10,3 млрд рублей. 35-летний сын Лавленцева Владимир с 2004 по 2010 год работал на руководящих должностях в департаменте градостроительной политики и развития Москвы, после этого два с половиной года занимал пост председателя совета директоров группы АРКС, однако затем предпочел карьеру чиновника. С 2013 по 2014 год Лавленцев-младший был вице-губернатором Санкт-Петербурга, в конце 2015 года назначен главным федеральным инспектором по Москве.