Поколение You: как и сколько зарабатывают владельцы каналов YouTube
Молодое поколение потенциальных ведущих и креативных продюсеров не стремится попасть на крупные телеканалы. Их больше привлекает YouTube, который дает не только абсолютную свободу в действиях, но и возможность прилично заработать.
Звезды YouTube становятся такими же популярными, как их коллеги с телевидения. Онлайн-знаменитостей узнают на улицах, они встречаются друг с другом, их обсуждают фанаты, а теперь можно смело говорить о том, что зарплаты «ютуберов» сравнились с уровнем доходов популярных телеведущих.
Абсолютным чемпионом по популярности на YouTube считается швед Феликс Арвид Ульф Чельберг, известный под псевдонимом PewDiePie. Он заработал популярность смешными комментариями к компьютерным играм, а также видео с коллажами из них. На PewDiePie подписаны 36,3 миллиона пользователей видеопортала. У него многочисленное комьюнити «братанов» (bros), которые очень преданы своему предводителю. Все потому, что он уделяет большое внимание своим фанатам: регулярно отвечает на вопросы, вступает в дискуссии и устраивает встречи в реальной жизни.
Многие пользователи YouTube заходят на сайт, чтобы развлечься и повеселиться, именно поэтому те, кто подходит к делу с юмором, чаще остальных добиваются успеха. Американка Дженна Марблс сняла в середине нулевых вирусное видео «Как заставить людей думать, что ты красивая». Теперь она — признанная комедийная звезда YouTube, которую смотрят 15,5 миллиона подписчиков. По оценкам специалистов, доход Дженны составляет около 350 тысяч долларов в год.
Комедию любят и в России. Пермский дуэт «Боня и Кузьмич» взорвал российский Интернет год назад кавером на песню Hideaway, который, как и оригинал, был снят одним дублем, но не на улицах Лос-Анджелеса, а в деревенском огороде. Его посмотрели почти 3 миллиона человек. 2,5 млн просмотров оказалось у их нового ролика «За молоком», в котором пародируются сразу несколько российских и зарубежных видеоклипов.
Среди «ютуберов» есть свои звездные пары, которые, как правило, становятся еще успешнее видеоблогеров-одиночек. По примеру «Бранджелины» (газетное прозвище пары Анджелины Джоли и Брэда Питта) к ним приклеиваются похожие прозвища. Например, самую популярную пару британского YouTube, Зои Сагг и Алфи Дэйса, поклонники и пресса прозвали «Залфи». Они делят на двоих около 11 миллионов подписчиков в Сети. В прошлом году «Залфи» отпраздновали радостное событие: Зои купила особняк с пятью спальнями в Брайтоне, куда переехала вместе со второй половиной.
У англичан Тани Берр и Джима Чапмана на двоих около пяти миллионов подписчиков. Таня делает видео о стиле и макияже, о ней пишут Style и ELLE, приглашают на первые ряды показов Burberry, Topshop и Mulberry. Ее бойфренд Джим ведет блог о своей жизни, путешествует и тоже не лишен чувства вкуса — британский GQ назвал его самым хорошо одетым парнем года.
Есть «ютуберы»-одиночки, которые на поверку часто оказываются тесно связаны друг с другом в реальной жизни. Джо Тэтчер (настоящая фамилия которого — Сагг, он приходится братом Зои «Зоэлле» Сагг) устраивает розыгрыши, которые смотрят 3,7 миллиона человек. Его сосед по дому Каспар Ли, несмотря на то, что приехал в Британию из Южной Африки, также создал успешный видеоблог, равный по популярности каналу Тэтчера. Рецепт успеха Каспара составлен из блестящего чувства юмора и заигрывания с женской аудиторией (которая отвечает обаятельности Каспара взаимностью во многочисленных комментариях).
Многие пользователи youtube заходят на сайт, чтобы развлечься и повеселиться, именно поэтому те, кто подходит к делу с юмором, чаще остальных добиваются успеха
Есть и неожиданные примеры. 14-летняя Ребекка Флинт с британского острова Мэн, к удивлению сверстников и собственной семьи, прославилась в Японии, не покидая пределы родного городка. Она увлеклась аниме в 11 лет и вскоре после этого «подсела» на косплей, записывая видео и танцуя под музыку из мультфильмов. Ее увидели японские пользователи и посчитали необыкновенно красивой, будто сошедшей со страниц аниме девочкой.
Видео Ребекки стали набирать миллионы просмотров, она взяла псевдоним Беки Круэл, записала песни в стиле J-pop и прославилась в Стране восходящего солнца, в то время как в родной Британии о ней никто ничего не знал.
Раньше размещение видео на YouTube считалось просто развлечением для энтузиастов, не заинтересованных в материальной выгоде, но сегодня, по мнению экспертов, на одном ролике можно заработать до 70 000 долларов — и вот из чего складывается эта сумма.
Размещение рекламы
Три года назад YouTube открыл программу для партнеров, которая позволила делить доходы от рекламы, появляющейся в видео. Google, которому принадлежит YouTube, продает рекламу и размещает ее в видео пользователей, показывая в среднем раз в 10 просмотров.
Каждый канал на YouTube имеет CPM — это медиапоказатель стоимости тысячи просмотров.
При этом стоимость сильно варьируется, в зависимости от контента и популярности видеоблогера — от 0,5 доллара до 10. YouTube забирает себе 45 % от этой суммы.
Если предположить, что ваша CPM — 10 долларов, а ваши видео за месяц посмотрели 10 тысяч человек, то вы получаете за них 100 долларов минус 45 %. То есть всего 55 долларов. Согласитесь, это очень мало.
«Люди спрашивают таких парней, как я, у кого по 300—400 тысяч подписчиков, сколько мы получаем в месяц, — рассказывает «ютубер» Райан Эйби (Нью-Йорк, 450 тысяч подписчиков). — Десять-двадцать тысяч долларов? Во-первых, я не могу раскрыть точные суммы, поскольку это коммерческая тайна, а во-вторых — реальная сумма даже близко к этому не подходит».
Но откуда тогда берутся особняки за миллионы долларов? Конечно, исключительно на деньги, заработанные на самом сервисе, их не купить. Солидные зарплаты «ютуберов» складываются из доходов от рекламы, сделок с брендами, гастролей и маркетинга.
Проекты с брендами
Чтобы заработать на онлайн-славе, «ютуберы» соглашаются на сотрудничество с различными компаниями, но стараются интегрировать их в концепцию собственного канала.
Допустим, Тайлер Окли (6,8 млн подписчиков, Лос-Анджелес) ездил от Pepsi на шоу Super Bowl, откуда освещал выступление Beyonce. Он сделал интересный ролик о поездке, собрав материал с закрытых вечеринок.
Или возьмем Зоэллу, блог которой всегда касался моды и индустрии красоты. Она создала коллекцию косметики и средств для душа для сети Superdrug, поскольку к ее голосу часто прислушиваются именно покупатели косметических брендов и для них рекомендация Зоэллы — знак качества.
Никки Филиппи (835 тысяч подписчиков, Калифорния) делает обзоры косметики, еды, одежды. Она рассказывает, что бренды часто связываются с ней, предлагают что-то разместить. Филиппи смотрит на конкретный продукт, на коммерческое предложение и решает, как это может органично вписаться в ее видеоблог. «Я создаю контент таким образом, что в любом случае часто упоминаю марки и бренды».
Каждый раз, когда в видео популярного «ютубера» звучит название того или иного бренда, за этим может стоять реклама.
«Да, некоторые продвигают проекты с брендами в своих видео или в Twitter, — говорит Джоуи Гатто (Нью-Йорк, 190 тысяч подписчиков). — И я не вижу в этом ничего зазорного».
Гастроли
Ребекка Флинт (Беки Круэл) нашла японского менеджера, оставила колледж и отправилась в турне по Японии. Правда, ее поп-карьера продлилась всего два года.
Из российских исполнителей можно вспомнить 19-летнего Рому Желудя (настоящее имя — Игнат Керимов), который прославился с помощью блога на YouTube и впоследствии выпустил студийный альбом и выступал с концертами. Уральские «Боня и Кузьмич» в силу особенностей жанра специализируются на свадьбах и корпоративах, но тоже не жалуются на гастрольный график.
Остальные, которые не поют и не танцуют, отправляются на конвенции.
Их организовывают в США и Западной Европе гастрольные компании по схеме, близкой к фестивалям поп- и рок-исполнителей. Снимается помещение, дается реклама, из разных городов и стран съезжаются «ютуберы» и их поклонники. Последние покупают билеты, доходы от которых делят между собой организаторы и собственно сами «ютуберы».
Это же дает «ютуберам» возможность увидеться друг с другом в реальной жизни. Например, «Залфи» познакомились и начали роман после одной из таких конвенций.
Маркетинг
Самые очевидные примеры — онлайн-магазины с сувенирной продукцией. PewDiePie продает футболки, толстовки и рюкзаки, которые скупают его поклонники и поклонницы. Цены варьируются от 20 до 36 долларов за сувенир.
Владелица канала «Зоэлла» Зои выпустила книгу Girl online, которая стала самой быстро продаваемой за последние годы в Британии. Выход Girl online — 2 намечен на октябрь этого года. Помимо этого, вместе со своим бойфрендом Алфи Зои участвовала в записи сингла с Бобом Гелдофом, работала на станции Radio 1 и принимала участие в съемках реалити-шоу Comic Relief Bake Off.
Алфи Дэйс, канал которого называется PointlessBlog («Бессмысленный блог»), также выпустил книгу и, не мудрствуя лукаво, назвал ее The Pointless Book. Название не отпугнуло армию читателей, благодаря которым литературный шедевр попал на первое место в чартах Amazon.
Ребекка Флинт выпустила синглы и DVD, которые попали на вершины японских хит-парадов.
Примеры большинства успешных «ютуберов» объединяет любовь к публичности и эксгибиционизму, неуемная энергия, а также в 99 % случаев — юный возраст и хорошая внешность. Все знают, что основным потребителем видео онлайн остаются девочки-тинейджеры. YouTube не изобрел велосипед и последовал уже наработанным схемам капитализации в шоу-бизнесе в виде цепочки «найти талант — дать ему стать популярным — заработать на нем».
Многие в поиске стабильных доходов доверяют карьеру компаниям-менеджерам, которые выделяют юным онлайн-селебрити агентов, и их жизнь становится похожа на будни многих актеров и певцов.
Но есть и несомненные отличия: успеха тут добиваются те, кто умеет сочетать в себе любовь к продюсированию и режиссуре с талантом актера и ведущего. Второе и, пожалуй, самое серьезное изобретение «ютуберов» — максимально прямое общение со зрителем и отсутствие посредника в виде телеканала. Последние часто озабочены мнением рекламодателей и диктуют талантам правила создания контента. В случае с YouTube, наоборот, рекламодатели вынуждены подстраиваться под аудиторию уже существующих звезд Интернета. Их сегодняшние заработки будут только расти, отчасти как раз из-за отсутствия посредников и, как следствие, дальнейшего развития Интернета. YouTube будет дальше превращаться в главное медиа планеты, а его покрытие, несомненно, сравняется с показателями телевидения, а затем перегонит и его.