Продукты посадили на диету
Рост издержек на фоне снижения потребительских доходов заставляет производителей продуктов питания не только повышать цены, но и сокращать объемы упаковок. Если в прошлом году активнее менялись размеры пачек молока, а также кондитерских изделий и снеков, то в этом году инициативу перехватили производители пива. Однако сдержать рост все равно не получится, предупреждают продавцы.
По пути даунсайзинга вынуждены идти, например, производители молочной продукции. Гигант «Danone-Юнимилк» в этом году начал выпускать сметану «Простоквашино» в 315 граммов вместо 350. Это уже вторая корректировка с начала кризиса: ранее, в 2015 году, был сокращен объем молока «Простоквашино» с 1 до 0,93 л.
Еще один международный производитель, «Мон'дэлис», активно облегчал потребительскую корзину в прошлом году. К примеру, такие «хиты продаж», как шоколад Milka, Alpen Gold и «Воздушный», уменьшились со 100 до 90 граммов. Чипсы «Эстрелла» последовательно "худели" с 30 до 28, а затем до 25 граммов, печенье «Юбилейное» – с 130 до 126, а затем до 112 граммов.
«Подавляющее большинство случаев даунсайзинга текущего ассортимента продукции пришлось на 2015 год и было вызвано как макроэкономическими факторами, так и желанием сохранить доступность нашей продукции для потребителей в условиях резкого падения реальных располагаемых доходов», – прокомментировали в пресс-службе компании.
Однако в 2016 году такие факторы, как рост стоимости сырья на международных рынках и колебания валют, продолжили оказывать влияние на конечную цену продукции.
Нивелировать их только за счет оптимизации закупок и цепей поставок не удалось, поэтому, чтобы не жертвовать качеством, снова пришлось пожертвовать объемом, отмечают в «Мон'дэлис». Масса шоколада «Воздушный» снизилась с 90 до 85 граммов.
Что касается потребительских предпочтений, опасения производителей выглядят обоснованно. Как показал опрос ФОМ, еще больше экономить на еде за последние полгода стали 41% россиян.
Однако сдержать цены таким образом навряд ли получится, считают ретейлеры: инфляция из явной просто станет скрытой. «Даунсайзинг дает компании кратковременное конкурентное преимущество — потребитель видит более низкую цену, но не понимает, что объем снизился», — комментирует коммерческий директор сети «Реалъ» Владимир Кучерук. Однако вслед за одним игроком объемы начнут корректировать остальные, а временное снижение цены впоследствии быстро отыгрывается, говорит он.
К примеру, так произошло в сегменте кофе. За последние несколько лет пачка последовательно "худела" с 200 до 190 и потом до 150 граммов. Причем делали это синхронно ведущие марки — Jacobs, Nescafe, Strauss, «Жокей», Chibo и другие, говорит топ-менеджер.
Однако самую масштабную кампанию даунсайзинга проводит компания «Балтика». В сентябре-октябре она уменьшила объемы бутылок — с 0,5 до 0,47 л, а алюминиевых банок — с 0,5 до 0,45 л. Под сокращение попали такие бренды, как «Балтика», «Жатецкий гусь», «Карлсберг», «Кофф», «Невское», «Туборг», «Хольстен».
Как пояснили в компании, одновременной корректировке подверглось 55 позиций, или 40% всего ассортимента.
«Похудела» также тара Heineken. Производитель с 1 октября сократил объем бутылки пива «Охота крепкое» с 0,48 до 0,45 л. Несколькими месяцами ранее «Эфес-Миллер» заявил о том, что размер пластиковой бутылки «Белый медведь» и «Голд майн бир» уменьшится с 2,5 до 2,37 литра.
ПЭТ-таре придется с нового года "похудеть" принудительно: с 1 января вступает в силу запрет на реализацию алкоголя в пластиковых бутылках объемом более 1,5 л.
По словам пивоваров, выбор в пользу уменьшения объема вместо увеличения цены продиктован заботой о покупателе: это предотвращает переключение «на нелегальный/суррогатный алкоголь в силу его большей ценовой привлекательности», сообщили в «Балтике». Более того, наливая меньше пенного напитка, она борется со злоупотреблением алкоголем и формирует культуру ответственного потребления.
Автор: Галина Бояркова