Проект "Киночь", Тимур Лайшев: «Новая ниша – это всегда прорыв»
В октябре 2011 года громко заявил о себе проект «Киночь». Это мероприятие для любителей кино, готовых наслаждаться новинками проката сутками напролет. С тех пор «Киночь» состоялась в 13 городах России, а команда организаторов выросла до сорока сотрудников. В интервью «Новостям малого бизнеса» Тимур Лайшев рассказал о новом проекте «Фестнауки», своих планах на будущее, о том, почему так важно задавать себе вопросы.
– Тимур, давайте вернемся на три года назад. Как родился ваш необычный проект, и почему была выбрана тогда именно развлекательная сфера деятельности?
– Бизнес не всегда начинается с выбора сферы деятельности. Зачастую всё начинается с того, что ты видишь бизнес-возможность. Ко мне обратились за советом относительно того, как повысить привлекательность киносеансов среди студентов. Тогда в моей голове родилась идея мероприятия, которое будет востребовано молодыми активными людьми.
Я собрал небольшую команду единомышленников – всего четыре человека – и мы сразу приступили к делу. Начали с организации киновечеринки для студентов. На подготовку отвели три недели. Когда есть идея, одно из самых важных правил – не откладывать с ее реализацией! Мероприятие прошло интересно: помимо просмотра фильмов мы предлагали культурную программу – конкурсы, игротеку, выступления молодых исполнителей в перерывах. Так появилась «Киночь». Впоследствии развили этот формат в сеть мероприятий по всей России.
– Как быстро «Киночь» начала окупаться?
– Экономическая целесообразность этого бизнеса стала очевидной с первого мероприятия.
– Развлекательная сфера наводнена различными предложения, но ваш проект попал в цель – такого раньше не было. Сейчас вы проводите ночи кино несколько раз в месяц. А каким будет проект через пять лет? Не опасаетесь, что он угаснет?
– Проект уже прошел первую стадию «взрывного роста», но до периода спада ему еще далеко. Сейчас «Киночь» – продукт, понятный большинству целевой аудитории, и на него есть стабильный спрос. Конечно, он постепенно эволюционирует: пробуем новые форматы, создаем иные развлекательные зоны внутри мероприятия.
– Сегодня в стране не самая благоприятная экономическая ситуация, вы уже выстроили стратегию развития бизнеса в предкризисный период?
– Небольшой размер нашей компании позволяет гибко реагировать на внешние факторы. Более того наша сфера деятельности расширяется, а это дает новые возможности. Сейчас мы стараемся работать на стыке нескольких отраслей (образовательной и развлекательной), занимаем свободную нишу. В такой ситуации общая экономическая ситуация не оказывает значимого негативного эффекта. Кроме того, я думаю, что надо думать больше об эффективности собственной работы и меньше о тех факторах, которые напрямую от тебя не зависят.
– Расскажите об этих «стыках»?
– В данный момент меня вдохновляет проект «ФестНауки» – фестиваля интерактивной науки для школьников. В первый раз мы опробовали данный формат в Москве, а сейчас активно работаем над его воплощением в Петербурге. Цель проекта – показать школьникам, что наука – это не только сложные формулы и правила, но и огромный мир интересного и увлекательного.
Фестиваль будет организован так, чтобы ребята смогли почувствовать себя исследователями: самостоятельно сконструировать своих роботов, принять участие в настоящих экспериментах по химии и физике. Фестиваль пройдет как раз перед школьными каникулами.
– Сфера образования привлекательна для государственных инвестиций. Участвовали ли вы в программах поддержки предпринимательства?
– Нет, не участвовал. Объясняю это сам себе несколькими причинами. Во-первых, мы мало уделяли внимания изучению подобных программ и поэтому не знаем, подошли бы они нам или нет. Во-вторых, наши проекты не требуют первоначальных вложений. Мы занимаемся организацией мероприятий и фестивалей, а в этой сфере на первых порах можно обходиться небольшими ресурсами. Тем не менее, мы также проводим ряд социально значимых культурных и образовательных событий, которым, как мне кажется, государственная поддержка могла бы принести ощутимую пользу.
– Продолжая тему образования, как вы считаете каким оно должно быть у профессионального предпринимателя?
– Например, у меня два высших образования. Первое: инженер-физик (МИФИ), второе: международные экономические отношения (МГИМО). Я очень благодарен моим преподавателям в обоих вузах. Они научили меня думать головой и смотреть на вещи последовательно и вглубь и вширь. Сейчас это очень помогает.
Я твердо убежден в том, что качественное образование, не важно, гуманитарное или техническое, служит хорошим подспорьем для предпринимателя. Под качеством я подразумеваю, стимулирование мозговой активности у студента. Занятие бизнесом – это очень хорошая школа. Те, кто пробовал или пробует заняться своим делом, подтвердят эти слова.
– Расскажите тогда о ваших профессиональных стремлениях.
– Предприниматель должен иметь сильно выраженную потребность к воплощению собственных задумок. Кроме того, он должен уметь в любых условиях стимулировать к работе себя и своих коллег. Смысл в том, чтобы верить в важность вашей деятельности. Сейчас для меня важно дать детям возможность увидеть красоту и привлекательность мира науки. Я транслирую эту мысль своим сотрудникам и сам от нее заряжаюсь. Это очень помогает в работе.
– Как вы считаете: молодому предпринимателю тяжело найти свою нишу в российском бизнесе или в стране для этого есть все благоприятные условия?
– Молодому предпринимателю сложно найти свою нишу, но это абсолютно нормально. Новая ниша это всегда небольшой прорыв. Чтобы осуществить прорыв, нужен внутренний потенциал, выраженный совокупностью новых идей, трудовой эффективности и дерзости, а он есть не у всех.
Что же касается условий ведения бизнеса, тут может быть только моя личная оценка. Я считаю, что молодым предпринимателям заниматься бизнесом в России возможно. И даже не просто заниматься, но и заниматься успешно. Знаю много примеров успешного бизнеса у молодых предпринимателей.
И все же в России условия для занятия малым бизнесом далеки от тех, которые бы стимулировали предпринимательскую активность. Не вдаваясь в подробности, назову две, по моему мнению, основные: высокое налоговое бремя на начальном этапе и жесткие условия кредитования.
– Предположим у человека есть небольшой капитал и огромное желание воплотить свои идеи в жизнь, но он боится провала. Что вы посоветуете тем, кто не уверен в себе?
– Есть идея – идите, расскажите своему товарищу. Если ему не понравится, расскажите другому. Обязательно найдется тот, кто оценит. Вот у вас уже есть поддержка! Теперь попробуйте реализовать то, что придумали. Если получилось – отлично, а если нет, доработайте идею и начните сначала. Скорее всего, она понравится уже большему количеству людей. Постоянно задавайте себе вопросы. Когда задаешь себе вопросы, уходят сомнения и появляется страсть.
Беседовала Мария Андреева, Санкт-Петербургский социально-экономический институт, специально для «Новостей малого бизнеса»