Профессиональный опыт и опыт работы – одно и то же?
В объявлениях о вакансиях фраза «необходим опыт работы» стала уже неким рефреном, обязательным шаблоном. Выпускники университетов ходят по замкнутому кругу и соглашаются трудиться за копейки, лишь бы получить заветный «опыт». Проработав два-три или пять лет, ты можешь уже быть спокоен – не важно, насколько ты был эффективен, чему научился и стал ли действительно хорошим сотрудником. У тебя есть заветная цифра, и теперь ты, наконец, можешь устроиться на работу своей мечты. Но действительно ли профессиональный опыт зависит от количества времени, затраченного на сидение в кабинете или стояние у станка?
Оглянитесь вокруг и подумайте – все ли работники, имеющие стаж в 5-10-20 лет, могут считаться настоящими профи в своем деле? И можете ли вы, положа руку на сердце, сказать, что думающий и активный выпускник априори хуже человека, имеющего опыт работы? В том-то и дело, что годы стажа и профессиональный опыт не обязательно взаимосвязаны. Можно предположить, что работник, у которого было несколько лет на приобретение практических навыков, потратил их с пользой и вырос как специалист. Но сколько существует тех, кто выучил минимальный алгоритм действий и катается по нему день изо дня? Брось такого в омут новизны, переведи на другую работу по той же специальности – и он зависнет на ближайшие полгода, вырабатывая новый минимальный алгоритм, по которому станет ездить до самой пенсии.
Но, в то же время, существует немало сфер, где для накопления необходимого опыта потребуется немало времени – например, руководство предприятием или производственным отделом, юриспруденция, преподавание в вузе, консалтинг и многие другие. И теперь мы подходим к главному вопросу: как определить действительно опытного работника, для которого годы, проведенные на службе — не только количественный, но и качественный показатель?
В некоторых российских компаниях существует практика оценивания соискателей по результатам тестовых работ без личного общения. Комиссия получает только работы, где не подписаны даже фамилии претендентов, и выносит объективный вердикт, на который не может повлиять ни внешность, ни обаяние, ни связи, ни красивые записи в трудовой книжке. Это неплохой способ определить профессиональные навыки будущего сотрудника.
Но для выявления хорошего работника важны не только его профессиональные знания, но и психологические, а также личные качества (мягкие навыки или soft skills), во многом определяющие ценность того или иного кадра. Давайте очертим критерии, отличающие действительно опытного работника:
- Объективность по отношению к собственным достижениям. Человек должен осознавать, какие достижения принадлежат ему или являются заслугами команды, а в каких случаях помогло удачное стечение обстоятельств. Тот, кто приписывает заслуги только себе, не сможет анализировать и неудачи, а значит, не в состоянии вычленять и развивать положительные сценарии своей работы, одновременно отсеивая ошибочные действия.
- Объективное оценивание своих ошибок. Не все специалисты способны хладнокровно принимать свои промахи. Одни взваливают вину на себя, другие так боятся ошибиться, что избегают любого отклонения от привычных действий; третьи винят коллектив, обстоятельства и прочие внешние факторы. Осознавать реальные причины неудач, спокойно к ним относиться и уметь исправлять – важные умения настоящего профессионала.
- Способность к самоконтролю. Сюда входят самодисциплина, терпение, сдержанность и другие качества, характеризующие трудолюбивого работника. Запись в трудовой книжке не может рассказать о том, проявлял ли специалист инициативу, делал ли вовремя задания, был ли пунктуальным, выполнял ли взятые на себя обязательства.
- Саморазвитие. Ни один профессионал не может считать себя таковым без постоянного роста, самообучения и самосовершенствования.
Созидательный и разрушительный опыт
Исходя из приведенных выше критериев, следует выяснить, какой профессиональный опыт получил сотрудник за время работы – созидательный, ставший полезной базой для дальнейшего развития, или разрушительный, вызывающий деградацию его как специалиста.
Человек с созидательным опытом:
- способен делать выводы из своих достижений и ошибок;
- находить наиболее удачные пути решения проблем;
- создавать эффективные алгоритмы работы;
- осознает свои сильные и слабые стороны;
- умеет правильно применить знания и навыки;
- обладает высокой мотивацией к профессиональному росту и саморазвитию;
- способен терпеливо преодолевать трудности;
- не впадает в уныние от неудач и не расслабляется от успехов;
- справедлив по отношению к себе и другим.
Человек с разрушительным опытом:
- придает слишком большое значение единичным достижениям и провалам;
- чрезмерно амбициозен и высокомерен;
- имеет привычку самоутверждаться за счет подчиненных;
- переоценивает свои возможности и как следствие – принимает неоправданно рискованные решения;
- боится совершать ошибки, поскольку неудачи для такого человека становятся причиной зарождения комплексов и страхов, неуверенности в себе, нервозности, боязни новизны;
- работает по одним и тем же схемам и не способен быть эффективным в нестандартных ситуациях.
Работа надо ошибками
Верно говорят, что неудачи ломают слабых людей и делают сильных еще сильнее. Умение обратить провал себе во благо – важный компонент профессионализма. Каким образом нужно выстраивать работу над ошибками?
- Сократить до минимума время эмоциональной реакции. Для этого необходимо четкое понимание того, что длительные переживания не исправляют, а только ухудшают ситуацию.
- Определить, какую роль играли в сложившейся ситуации внешние предпосылки, влияние других участников процесса и собственные действия.
- Определить новые принципы работы, предполагающие устранение негативных факторов и усиление позитивных.
- Строгое следование намеченному пути.
Взаимосвязь времени и накопления опыта
Обычно для поступления на ту или иную должность претендент должен иметь определенное количество лет стажа. Минимальный опыт для любой вакансии исчисляется одним годом, специалист в таких сложных сферах как юриспруденция, медицина, экономика или технологические разработки должен проработать пять лет и более; стаж для управленческих должностей – от 10 лет.
Отчасти это требование верно, ведь для накопления необходимых практических навыков необходимо время. Но, с другой стороны, данное правило не может быть применимо абсолютно ко всем. К примеру, бывают ситуации, когда уже к 25-30 годам сотрудник накопил достаточно полезного опыта, развиваясь по ускоренной программе, ставя высокие цели и добиваясь их. Даже в молодом возрасте он может стать руководителем и хорошо показать себя. Взрослый же работник с большим стажем будет грамотным управленцем лишь в том случае, если не просто ходил на работу, а и совершенствовался, улучшал свои личные и профессиональные качества, стремясь постоянно покорять новые высоты. Об этом нужно помнить и тем, кто принимает на работу людей, и тем, кто планирует свое дальнейшее продвижение по карьерной лестнице.