Носимая электроника: перспектива для бизнеса
Носимая электроника превратилась из интересного направления экспериментирования с новыми технологиями в одно из основных направлений развития ПО и новых аппаратных возможностей.
Google Glass изменил все. Справедливости ради стоит отметить, что он отнюдь не был первым — различные носимые устройства — типа кроссовок со встроенными акселерометрами и индикаторов состояния тела, как Nike Fuelband и Jawbone Up — существовали и ранее. Но их подводила излишняя специализация, несовершенство ПО, и важнее всего — отсутствие широкой концепции использования в которой пользователи могли бы изобретать новые сценарии. Они не предоставляли “песочницы”, возможности разработки своих приложений, API.
iPhone стал так популярен в значительной степени именно благодаря тому что он предоставил доступ к своей — многофункциональной — электронике сотням разработчиков, которые нашли ей применения, о большей части из которых разработчики самого устройства и не задумывались. Теперь таким же образом мир изменит (возможно) Google Glass. Хотя большинство экспертов сейчас оценивают объем рынка носимой электроники в менее чем $10 млрд, эта цифра может многократно возрасти в ближайшие пять лет вместе с взрывным ростом рынка. Пока что рынок еще не разработан, и потенциально — очень разнообразен. Ведь носимая электроника может включать в себя такие разные устройства, как смарт-часы, фитнесс-трекеры, “умные” очки, наконец, одежда со встроенными сенсорами. Четкого лидера на рынке еще нет, что предоставляет возможность для даже небольших компаний оказаться на гребне волны при наличии хорошей идеи и четкого бизнес-плана.
Авангардистские консьюмеристы и корпоративные консерваторы
Как правило большинство новых веяний в технике сначала затрагивают потребителей и только потом добираются до бизнеса. Тому есть причины. Потребители приобретают технику для себя и могут руководствоваться иррациональными причинами. Напротив, коммерческие организации руководствуются такими критериями, как рациональность приобретения, отдача от инвестиций и затраты на внедрение новинки. Даже политика BYOD по сути — признание неспособности организаций поспевать за временем. Играет роль и другой фактор — во многих случаях руководители организаций не представляют себе сценарии взаимодействия, в которых новинки могут быть полезны в бизнес-деятельности. Такое уже было, в частности, с планшетами — занимать свое место в ИТ-структуре корпораций они начали только недавно, и то главным образом благодаря распространению политики BYOD в компаниях, осознающих, что они не успевают за переменами. Инициативу взяли в свои руки простые сотрудники, а корпорациям приходится учиться на ходу “стыковать” эту инициативу со своими интересами и требованиями.
Предсказание будущего — дело неблагодарное, но если все-таки попробовать спрогнозировать сценарии использования wearables в корпоративной среде.
Умная одежда
Базовый сценарий “умной одежды” включает в себя датчики идентификации человека. Например, такой мини-компьютер может быть интегрирован в смарт-карту, которая станет единым пропуском и ключом для сотрудника — только в отличие от современных смарт-карт, ее даже не нужно будет вынимать из кармана. Более того, сиситемы наблюдения, уже повсеместно устанавливаемые в кампусах могут подняться на принципиально новый уровень. Во-первых, они смогут совмещать данные камер с данными считывателей карт. Совмещение профиля человека, полученного распознаванием внешности и данных смарт-карт позволяет более точно распознавать сотрудников и выявлять нарушителей. В частности, любой человек видный на камерах, но без отметки смарт-карты является потенциальным нарушителем. Другая возможность, которую предоставляет постоянное отслеживание перемещения сотрудников в пределах корпоративного кампуса — оптимизация маршурутов и избежание задержек. Например, если множество сотрудников направляются к выходу — задействовать больше автобусов и распределить человекопотоки по разным направлениям. Система может эффективно направлять людей в безопасное место при возникновении ЧП, распределяя потоки так чтобы избежать давки.
Мониторинг
Как бы корпорации не представляли “бездушными машинами”, в которых один человек — только винтик в машине, не стоит забывать что их функционирование непосредственно зависит от здоровья и самочувствия этих “винтиков”. Чем лучше сотрудники себя чувствуют — тем эффективнее они работают — тем эффективнее работает вся компания. В конце концов, человеческий капитал — одна из важнейших инвестиций многих компаний, и соответственно внушительная статья бюджета.
Сейчас уже доступны прототипы портативных устройств, которые следят за здоровьем их носителей — в основном это фитнесс-трекеры, которые в основном разрабатываются компаниями-производителями спортивной экипировки. Но это решение для кратковременного ношения. Интерес же представляют устройства, которые будут работать сутками, постоянно собирая данные о состоянии сотрудников. На основании этих данных можно оценивать здоровье сотрудников в долгосрочной перспективе, выявлять тенденции и прогнозировать его изменения и корректировать поведение с целью достижения оптимальной производительности.
Менеджмент личной информации
Уже сейчас смартфоны стали для нас самым, пожалуй, ценным и “близким” электронным устройством. Постепенно заменяя органайзеры, будильники, календари, записные книжки они стали незаменимы. Память смартфона бизнесмена содержит множество важной информации, и не в последнюю очередь — адресную книгу.
В XXI веке практически любой бизнес — глобальный бизнес. По долгу службы нам приходится общаться с огромным количеством людей из всех уголков мира. В то же время наша память не приспособлена к запоминанию и поддержанию контакта с таким большим количеством людей. Число Данбара — количество людей с которыми человек может поддерживать активные отношения — ограничено 150 для большинства людей. Но требование времени — помнить больше и узнавать быстрее. Смартфоны стали продолжением нашей памяти. Однако и этого недостаточно — чтобы получить информацию со смартфона нам нужно переносить фокус внимания с людей, прерывать процесс коммуникации. Есть множество ситуаций когда это может быть нежелательно.
Международные бизнес-конференции, собрания, совещания — все это мероприятия, которые собирают в одном месте множество малознакомых людей с которыми нужно эффективно наладить контакт за ограниченное время. Уже сейчас существует ПО, способное собирать данные об личностях из многих источников по всему интернету и выдавать их в виде котороткой справки, существуют очки дополненной реальности. Гибрид этих двух систем даст мощное средство получения контекстнозависимой информации в поточном режиме. Аналогичные системы могут применяться рабочими при выполнении сложных операций, менеджерами для оценки состояния персонала и так далее. Понятно что такая система будет работать в тесном сопряжении с облачными сервисами, питающими их информацией. И тем не менее фактически все компоненты уже существуют — осталось только собрать их в единый сервис.
Все это может казаться делом далекой перспективы. Но. Всего 6 лет назад появился на свет первый смартфон современного образца, а 3 года назад — первый планшет. Технологии меняются. Меняется мир.
“Нужно бежать чтобы оставаться на месте. А чтобы куда-то попасть, нужно бежать со всех ног.” © “Алиса в стране чудес”.
Принимайте низкий старт, господа. Дальше — интереснее.