Новые правила расчета стоимости ремонта автомобилей лишь запутали страховщиков
В большинстве случаев, когда страхователь получает возмещение по ОСАГО, он остается недоволен итоговой суммой. Главным камнем преткновения в подобных случаях является оценка степени износа деталей автомобиля, так как заключение экспертных организаций по одной машине может сильно разниться, что в конечном итоге приводит к спорам и судам.
Покончить с таким положением дел призвано постановление правительства N 361 "Об утверждении правил установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств", которое вступило в силу в сентябре.
Однако, как оказывается на деле, спорные моменты так просто решить не удастся. "Вместо того чтобы получить понятные и исполнимые правила игры, к примеру долгожданную единую методику расчета, страховое сообщество получило документ, который оставляет больше вопросов, чем дает ответов. Каждая страховая компания будет исполнять его "по собственному ощущению", что в итоге приведет к увеличению количества жалоб и еще больше осложнит ситуацию в ОСАГО", - подчеркивает
Напомним, что единой методики расчета ущерба, которую Минтрансу было поручено создать еще в 2002 году, до сих пор не существует. Оценочные организации пользуются несколькими различными методиками, и это основная проблема, которую вступившее в силу постановление N 361 так и не решает. Предложенные правила оценки восстановительного ремонта автотранспорта вызывают вопросы в части применимости их на практике в связи с отсутствием необходимого методологического и информационного наполнения. "Фактически постановление правительства N 361, в котором предложена данная методика, можно выполнять только в части отдельных положений, касающихся расчета износа, и не более того. Справочники, которые должны сопутствовать документу и ссылкам, которыми он испещрен, - физически отсутствуют. Предполагается, что они должны быть разработаны в ближайшее время. Однако если учесть, что у ответственных ведомств - вместо полноценной единой методики расчета - за семь лет хватило сил только на данный документ, то скорого разрешения ситуации ждать не приходится", - уверен Дмитрий Титиев.
Недостатки всей системы заключаются в том, что никаких нормативов не существует. "Постановление правительства ситуацию не улучшило, а еще больше запутало. Мало написать процент износа, нужно ввести конкретную методику расчетов, нормативную документацию, программное обеспечение. Данный акт о расчете износа в принципе написан для экспертов-техников, а не для страховых компаний. Решение об износе принимает не страховщик, а эксперт. Если учесть, что ведомство, которому еще в 2002 году было поручено организовать работу экспертов-техников - аттестацию, ведение реестра экспертов, - до сих пор ничего не сделало, то новый нормативный акт по износу ничего не добавил. Формально экспертов-техников не существует, так как нет реестра и
Как и прежде, рассчитывать степень износа будут все те же экспертные организации. Что касается их объективности, она не изменится с введением новых норм. Иначе говоря, в отсутствие единой методики расчета любое экспертное заключение потенциально необъективно. "В этом и есть основная проблема ОСАГО, которая теперь только усугубилась. И автовладелец, вместо того чтобы получить в экспертной организации неоспоримое подтверждение о степени объективности расчета (на основе единой неоспоримой методики) или проверить его самостоятельно, как и прежде, вынужден метаться из одной экспертной организации в другую, чтобы в итоге судебной экспертизы получить третий результат и им удовлетвориться, потратив время и деньги. При этом никто точно не может объективно ответить, кто же все-таки прав и в какой степени", - рассказывает Дмитрий Титиев. По его словам, проблема данного постановления также состоит в том, что абсолютно непонятен субъект его правоприменения. Ориентировано оно на страховщиков, которые в рамках ОСАГО расчетами практически не занимаются. "Если, по замыслу авторов, его должны применять экспертные организации, то форма реализации данного нормативно-правового акта, по крайней мере, странна. В итоге это может привести к ситуации, когда отдельные страховые компании вообще не станут ориентироваться на положения данного документа", - подчеркивает Дмитрий Титиев.
По словам директора департамента экспертизы убытков по автотранспорту московской дирекции компании "
Напомним, ранее страховщики при расчете выплаты учитывали износ всех деталей. Теперь же, как отмечают эксперты, как раз за счет введения нулевого износа на детали, влияющие на безопасность движения, расходы страховщиков должны возрасти. "Для автовладельца увеличится сумма выплаты при наступлении страхового события, а для страховщика это чревато дополнительными финансовыми затратами при урегулировании убытков", - отмечает
Если же говорить о том, с чем работать можно, приходится констатировать, что установленные значения износа искусственно занижены. "К примеру, значение износа на автомобиль российского производства с 10-летним стажем будет соответствовать 50%. Я бы хотел искренне верить в качество работ и материалов нашего автопрома и гордиться этим, однако, если оценивать ситуацию без патетики, с точки зрения истинного положения вещей, на что и должен быть ориентирован технический документ, данные цифры вызывают недоумение. Не говоря уже о том, что государство фактически признает подобные ТС непригодными к эксплуатации, внедряя программы их утилизации. Вы купите, к примеру, ВАЗ-2115 2000 года выпуска за 130 тысяч рублей - 50% от стоимости нового?" - подчеркивает Дмитрий Титиев.
"Реализация этого "сырого" и несогласованного со страховым сообществом документа, на наш взгляд, приведет к целому ряду не самых приятных для
Марина Кадыкова