Пособие для детей – как стать миллионером?
В наше время детей уже с малолетства нужно приучать к бизнесу, формировать у них умение покупать и продавать (не важно что) с тем, чтобы на этом прямо из воздуха делать деньги. В этом поможет учебное пособие «Бизнес крокодила Гены», написанное двумя авторами: знаменитым детским писателем Эдуардом Успенским и Инной Агрон.
По словам авторов, книга предназначена для детей от шести до девяти лет и является «пособием для начинающих миллионеров», т.е. учебником экономики. Однако в нем нет скучных параграфов и «вопросов для повторения». Вместо них – главы юмористического художественного произведения со своим сюжетов, временем, пространством и персонажами.
Книга начинается с обращения к читателям как к взрослым «студентам», которым уже пора «отложить в стороны хоккейные клюшки, педальные автомобили, котят, цыплят, щенят» и заняться серьезным делом.
«Начинаем первое занятие.
Эта книга – пособие для начинающих миллионеров.
Только не думайте, товарищи семилетние студенты, что, прочитав ее, вы вместе с бабушкой к концу недели жутко разбогатеете. Нет, этого мы вам обещать не можем. Но первый шаг на пути к миллионам вы можете сделать. Мы обязательно расскажем вам, что такое биржа, акции, маркетинг и дивиденды. Мы постараемся вам объяснить, как работает банк. И вы точно будете знать, куда следует, а куда не следует помещать капитал.
– Уважаемый студент из первого ряда, скажите, пожалуйста, у вас есть чековая книжка? Так, понятно, пока нет. А кредитная карточка? Так, и это понятно. А где вы храните свои сбережения – в копилке или в разных местах под диваном в закоулочках?.. В копилке? Хорошо. Хранение денег в копилке – более прогрессивный метод.
– А у вас, товарищ студентка-девочка, нет ни денег, ни копилки, ни дивана? Не расстраивайтесь, было бы желание и наша книга. Все у вас будет».
Действие разворачивается в городе Простоквашинск, в котором действует своя валюта: квашки и простоквашки, есть производства, учреждения и жители. (Чтобы верно оценить достоинства и недостатки данного учебника, заметим, что он подписан в печать в 1992 году).
Что будут изучать в этом пособии малолетние «студенты»?
Итак, самый знаменитый житель города – крокодил Гена за время работы в зоопарке накопил пять тысяч долларов. Теперь перед ним встал вопрос: как распорядиться деньгами? Эту проблему на протяжении всего действия книги помогают решить друзья – знакомые всем детям Чебурашка, Шапокляк, лев Чандр, а также жители Простоквашинска.
На страницах учебника дети знакомятся с такими экономическими понятиями, как проценты, вкладчик, недвижимость, реклама, патент, акции, инвестиции, ссуда и т.д. но сухих научных определений детям не дается. Например, «недвижимость» – это не «земельные и др. естеств. угодия, находящиеся в собственности физич. или юрид. лиц», а «всё, что без колёсиков…квартиры, дома, земельные участки, гаражи».
Будут ли доступны экономические знания ребенку-читателю?
Постепенно маленькому читателю-ребенку становится всё ясно и понятно. Все экономические связи между учреждениями и производством рассмотрены на конкретном примере. Один из жителей города – инженер Кочин решил изготавливать домашние будки для собак. От получения патента до продажи готового изделия поэтапно описываются все экономические сделки, необходимые для реализации проекта. Так постепенно, в простой шутливой форме, рассказывается о работе банка, значении рекламы и производстве.
Каждая глава содержит «лирические отступления в стихах», в которых раскрывается сущность того или иного понятия. В такой стихотворной форме ребенку легко запомнить материал.
Мы расскажем вам, студенты,
Что такое дивиденды,
Биржа, банки и реклама.
Пусть садятся с вами рядом
Папа, бабушка и мама.
Начинается рассказ,
Мы вступаем в первый класс.
Учебник богат яркими иллюстрациями, содержит несколько таблиц «финансовой разработки», «бюллетень курсов иностранных валют» (актуальных на начало 90-х годов), варианты визитных карточек и форма чека. Для детей, которые, возможно, никогда не видели подобных бумаг, это – новое интересное знание, расширяющее их кругозор.
Стоит ли читать эту книгу современному ребенку?
Несмотря на все свои достаинств, на мой взгляд, данное учебное пособие не лишено серьезных недостатков. Во-первых, среди жителей города практически нет положительных героев, тех, с кем хотелось бы «дружить»: недалекий фермер Кравчук, называющий Гену «глухоманью», при этом включающий компьютер с пятого раза, директор лесопилки Ксукосян – эксплуататор дешевой рабочей силы иностранных граждан, думающий только о выгоде, и многие другие. И этих людей автор называет «отцами города». Всё это имеет социально-политический подтекст 90-х годов, но ведь он понятен только взрослым, а у ребенка формирует не всегда правильное отношение к действительности.
Авторы показывают исторические реалии жизни, мастерски используют «говорящие» имена: художник Василий Шуйский – приверженец классического искусства (мы, взрослые, знаем его тезку – царя, подавлявшего восстания и усиливавшего закрепощение крестьян, своего рода, консерватора), страховая кампания «Титаник», с её директором Елизаветой Бонч-Бруевич – Чёрный Ангел (помним, что «Титаник» затонул, а Бонч-Бруевич – реальное историческое лицо), Рокфеллер – директор банка (финансовая группа США конца 19 века). Но вновь оценить смысл этих «говорящих» имен ребенок не может.
В книге показана нестабильная экономическая ситуация в стране. Виновными выставлены исключительно военные. На самом деле, тяжелая ситуация явилась результатом «холодной войны» между державами-победительницами во второй мировой войне СССР и США. Но это правительство не нашло альтернативного гонке вооружения решения, а не военные. Генерал Дубинин (с говорящей и понятной на этот раз ребенку фамилией) представлен, мягко говоря, очень глупым человеком, выставлен на посмешище. Данное положение формирует ложное представление ребенка об армии, ее значении и людях военных профессий.
Таким образом, несмотря на художественность и красочность учебного пособия, самостоятельно ребенок, в силу своего возраста (небольшой кругозор, сложность перевода чисел из одних единиц в другие, незнание истории и т.д.) не сможет разобраться в сложных экономических отношениях, правильно понять и критически осмыслить содержание книги, сделать правильные выводы. Поэтому я бы не стала давать ее детям, желающим самостоятельно «стать миллионерами». Это учебное пособие нужно родителям и учителям, которые смогут объяснить малышам многие экономические положения, используя интересный и увлекательный сюжет книги, убирая из него все лишние подробности для взрослых.