Правда о тренингах
Итак, что такое тренинг/вебинар/семинар/коучинг/и т.д. в общепринятом понимании? Все очень просто — это мероприятие обучающего характера, которое проводится тренером или группой тренеров для того, чтобы осветить тот или иной вопрос. На тренингах люди получают «много ценной и полезной информации», определенный заряд мотивации и эмоций.
Цель тренингов — усовершенствование жизни людей или работы сотрудников компаний. Как-то так. Но неужели вы, дорогие друзья, думаете, что все так просто и вся эта индустрия «коучеробизнестренерства» существует ради блага человечества за скромное по меркам масштабов предоставляемой информации вознаграждение? Думаю стоит разобраться.
Начнем с того, что на нашей земле тренинги саморазвития и прочей подобной тематики появились сразу после развала Советского Союза. До этого в конце 60-х, как только стартанула доктрина глобального потребления, этот бизнес зародился на Западе. Здесь я лишь отмечу, что появление тренингов не зря совпало с созданием общества потребления. А именно в том плане, что для повышения эффективности потребления человеком различного рода «благ» необходимо прежде всего внушить ему, что он личность-индивидуальность, которая не зависит от коллективных ценностей и волен сам выбирать свой путь в жизни, будучи свободным и прочий маразм (будь свободным и независимым, возьми автокредит, угу). Друзья, так или иначе, очень тяжело выделить среди всего населения Земли действительно отличающихся людей (среди дееспособного населения), ведь по сути все наши социальные качества есть плод того, что нам лимитировано и четко дается извне.
Но сейчас не об этом, ведь нами затрагивается правда о тренингах. Просто тут запомним, что тренинги — есть один из инструментов «коллективной индивидуализации масс», благодаря которым человек действительно начинает воспринимать себя как нечто уникальное и единственное во всем роде. После этого у людей рождается дурная привычка «мысленного стремления к саморазвитию», причем не важно в какой отрасли, будь то lifestyle или продажи, бизнес или похудение… Главное — развиваться,получать мотивацию, решать конфликты с подсознанием, быть более открытым человеком и т.д.
Отлично, допустим человек осознал, что хочет развиваться. Что ему делать дальше? А дальше у него есть два пути — либо начинать кропотливо работать на благо развития, либо для начала походить на тренинги, где откроют все «фишки», «секреты» и «технологии» быстрого достижения успеха без лишнего напряга. Естественно сами тренинги не являются бесплатными и вообще их проведение — отличная бизнес идея из разряда сферы услуг. В итоге между кропотливым трудом + работой головой люди стараются идти по пути меньшего сопротивления и выбирают вариант с прохождением тренинга.
Для того, чтобы заманить клиентов на тренинг и в дальнейшем постараться превратить их в преданных адептов, используются разные технологии. Наиболее распространенные из них следующие:
- Приводятся живые примеры людей (чаще подставных или преувеличенных), которые были никем, но после прохождения тренинга за короткий промежуток времени и при минимуме затрат сил ими были получены феноменальные результаты. Акцент делается на том, что это простые люди, такие же как мы и что раз у них получилось, то у вас тем более получится.
- Методы, принципы и вообще вся ситуация очень сильно упрощается и сводится к примитивным вещам, после чего вроде бы в общем все понятно, все ясно и «осознаешь, что каким был дураком раньше, не понимая таких очевидных вещей». Однако потом, уже после тренинга, клиенты сталкиваются с отсутствием конкретики и реальных шагов по достижению цели. Ну не реально начать двигаться в направление развития, когда тебя пичкуют такими лозунгами как «надо действовать», «чтобы найти клиента, надо делать многохолодных звонков», «чтобы похудеть, надо правильно питаться» и т.д.
- Преувеличение значимости тренера и его заслуг.
Надо понимать, что просто так никто никогда не будет совершенствовать чью-то жизнь. Все всегда крутится вокруг материальной выгоды, в частности, денег. Так же и тренинги. Основная их задача — продажа тренинговых продуктов: книги, семинары, диски, «авторские методики», а так же, более важная цель — подсадить как можно больше людей, чтобы с каждым «обновлением методики» они снова совершали покупки. Для этого задействованы все возможные маркетинговые инструменты и PR.
При этом я не спорю, есть и качественные продукты на этом рынке, но я знаю точно, что их очень мало, ведь «коучеротренерам» совершенно не хочется трудиться и придумывать что-то действительно уникальное. Куда проще «делиться мотивацией и позитивом», впаривая с умным видом простые истины. Главное помнить — никто за вас ничего никогда не сделает, тем более торговец, которому вы уже заплатили деньги, купив тренинговый продукт.