Турпоездка и фотосъемка с профессионалом - новый вид малого туризма
Турпоездка и фотосъемка — первое без второго уже трудно себе вообразить. При этом некоторые ездят за тридевять земель специально для того, чтобы делать красивые снимки или совершенствоваться в этом искусстве под началом именитого фотохудожника. Пакет "отдых плюс учеба" под названием "фототур" стоит недешево, привлекает специфическую публику, но при этом представляется если не самой эффективной, то, во всяком случае, наиболее эффектной разновидностью малого туризма.
На пленэр со знаменитостью
Специальный вид пленэра, на котором его участники действуют под руководством или с ненавязчивой помощью профессионала, уже давно оказался в арсенале обучающих средств фотографов. Развитие цифровых технологий, все большая доступность хороших камер для массового потребителя и сообразный рост количества фотолюбителей подвели профессиональных фотографов с раскрученным именем к мысли, что на таких пленэрах можно зарабатывать. Точно установить, когда фотохудожники начали зазывать любителей на обучающие туры по разным прекрасным местам, не удается. Но к первой половине 2000-х, когда подобные прецеденты были зафиксированы в России, зарубежные фотографы уже успешно вписались во всемирный туристический ландшафт, а также вовсю использовали всемирную сеть для рекламы своих услуг и поддержания обратной связи с клиентами. Сегодня стандартное предложение тура с зарубежным фотографом, во-первых, легко находится при помощи интернета, а во-вторых, обладает всеми атрибутами достойного туристического продукта. Например, постоянным клиентам предлагается дисконт, тем, кто бронирует тур заблаговременно, делается скидка до $200, ну и так далее в том же духе.
Фотографы на этом поле действуют и в одиночку, как мировая знаменитость британец Ли Фрост, и большими компаниями — тут можно упомянуть интернациональный проект Photo Tour Collection, с которым в качестве руководителей фотоэкспедиций (photografic leaders) сотрудничают 30 человек. Цены у тех и у других примерно одинаковы и колеблются в диапазоне $2-4 тыс. (дорогу до места проведения тура, как и личные расходы, эта сумма обычно не учитывает), и те и другие набирают группы по 8-9, реже — 12 человек. Разница разве что в количестве туров, предлагаемых в течение года: тут одиночка тягаться с тремя десятками специалистов не может.
География зарубежных фототуров охватывает больше половины планеты, однако в Россию, другие страны СНГ и некоторые азиатские и африканские государства такие путешествия не совершаются. У организаторов туров есть излюбленные страны (например, Великобритания, Ирландия и Италия) и локации (Венеция, Гранд-Каньон в США, Мачу-Пикчу — загадочный город инков в Перу), зачастую туры имеют привязку к большим праздникам и прочим многолюдным мероприятиям вроде осеннего фестиваля воздушных шаров в Альбукерке (Нью-Мексико, США). Признаков того, что зарубежный фототуризм превращается в большую досуговую индустрию — ровным счетом никаких, но это не мешает ему совершенствовать экономические схемы и пребывать в общем для всего туризма правовом поле.
Успех любого фототура в огромной степени зависит от людей, которые его организуют, и места, куда направляется группа. Преуменьшать значение личности организатора не следует: фототуры начинались как форма обучения у маститых фотохудожников, и с тех пор мало что изменилось. Люди приходят к конкретному мастеру, имея представление о его работах и, как правило, понимая, чему именно они хотят у него научиться. Специфика работы с местом чаще всего заключается не только в поиске наилучших позиций для съемок, но и в грамотной программе пребывания, ради составления которой организаторы сначала самостоятельно проходят весь маршрут, а после оттачивают нюансы вместе с членами каждой последующей экспедиции.
Варианты на местности
Отечественный фототуризм, хоть и существует уже как минимум пять лет, начальной стадии развития не преодолел. Фототуры от обычных туроператоров никого не должны обманывать: эти предложения представляют собой простые экскурсии с весьма условной фотосоставляющей. Обычно большой автобус фотолюбителей провозят по одним и тем же красивым местам, высаживают на одних и тех же стоянках и предлагают снимать однотипные сюжеты. Понятно, что учебная ценность такого мероприятия невелика, а полученный по ее итогам диплом не впечатляет никого, кроме, возможно, его владельца. Единственным плюсом такого фототура может быть относительно невысокая цена — от 3 тыс. до 6 тыс. руб.).
Список более серьезных предложений не очень длинен, и те фотолюбители, которые в состоянии позволить себе отправиться в фототур, уже назубок знают и главные компании, и основных персонажей профильного сообщества. Одним из первопроходцев российского фототуризма следует считать Михаила (Майка) Рейфмана, уроженца Харькова, с 2000 года живущего и работающего в Чикаго. Все началось с экспедиций по Америке вместе с заинтересованными пользователями ресурса photosight.ru, а через три года дело доросло до компании World Photo Travels (WPT), у которой восемь высокопрофессиональных гидов в штате, ряд отработанных маршрутов (главным образом по обеим Америкам) и, вероятно, самые высокие цены на местном рынке. Средняя цена, предлагаемая WPT, составляет $3000-3500 — сумма, как это принято, не учитывает авиаперелета до места старта экспедиции, расходов на получение паспорта и визы, а также всевозможных личных трат. Несмотря на дороговизну, туры своих покупателей находят, особенно те, которые проводятся лично Рейфманом.
Еще один хорошо знакомый любителям проехаться с фототехникой проект, "Фотосафари.ru", был запущен супругами Дмитрием и Ольгой Рудаковыми, и сначала его клиентами были люди, шедшие исключительно "на Рудакова". Однако постепенно бренд набрал собственный вес и фотосафари по живописным местам России и зарубежных стран под руководством не столь известных гидов стали продаваться не хуже.
Определенное количество фототуров регулярно предлагается крупными столичными фотошколами. Например, Школа современной фотографии отправляет в Индию и прочие экзотические страны вроде Намибии и Вьетнама, а в Академии классической фотографии любят Хорватию и Италию; у первой есть неоспоримый козырь в виде Сергея Максимишина, у второй имеется Игорь Мухин, оба — крупные фигуры в фотомире. Стоимость таких поездок обычно стартует с €1000 с небольшим, а верхний ценовой предел вполне может соответствовать запросам World Photo Travels, однако для фотошкол они не становятся решающим видом заработка. Как признался пожелавший остаться анонимным представитель одного из этих учебных заведений, фототур на 12-14 человек приносит фотошколе около $5 тыс., что в общем обороте отнюдь не самая весомая часть.
От фото к туризму
Для Андрея Безлепкина и Сергея Хлопкова из проекта "Бесконечная планета" фототуры начались с того, что они почувствовали необходимость делиться накопленным знанием в области фотографии и фототуризм оказался самым подходящим средством для этого. По их словам, большинство фотохудожников, которые заняты в этой сфере, пришли туда похожим путем. Экономику фототура Андрею и Сергею пришлось постигать самостоятельно, взять какие-то шаблоны или типовые проекты было неоткуда, немногочисленные российские коллеги по новому поприщу ноу-хау делиться не спешили. При этом было очевидно, что, несмотря на схожесть фототура с обычной турпоездкой, у него есть масса специфики. Например, работа с транспортом: к примеру, нанять микроавтобус на весь день, от рассвета до заката, сложнее, чем найти извозчиков для перевозки большого количества гостей на юбилее или свадьбе.
Бюджеты у фотоэкспедиций этого проекта получились не из мелких — как и у всех, кто возит фотографов дальше Центральной России. Так, летняя экспедиция в Восточные Саяны с "Бесконечной планетой" тянет на 39 800 руб. Строгих рекомендаций или непосредственных указаний "в поле" фототуристам организаторы не дают, позволяют каждому выбирать то, что ему больше по душе, но разбор полетов устраивают ежедневно. При этом с некоторыми фототуристами происходит следующая метаморфоза: в первые пару дней они спешат заполнить флэш-карты своих аппаратов снимками, поскольку вокруг все сказочно красивое, а день на третий-четвертый начинают понимать, что так часто давить на спусковую кнопку необязательно: можно немного обождать и сделать кадр получше.
Состав экспедиций проекта в большой степени устоялся. По словам Андрея Безлепкина, собирается "банда" хорошо знакомых друг с другом людей и он, как организатор, в курсе многих личных и рабочих дел участников похода. Им правила фотоэкспедиции уже известны и понятны: скажем, подъем в четыре утра, чтобы по льду Байкала добраться до места съемки и встретить там рассвет, не является для них чем-то экстраординарным или непосильным. Они же — главные двигатели проекта в среде фотолюбителей, причем сарафанное радио легко добивает до зарубежья, и на экспедиции по дальним российским пределам специально приезжают иностранные фототуристы.
Устоявшийся спрос и нажитой опыт ("Бесконечная планета" совершает свои экспедиции с 2004 года) привели основателей проекта к мысли создать на его базе туристическую компанию, предлагающую штучные, по-настоящему экзотические путешествия. "Дух путешествий" выдал массу интересных предложений на этот год: в список помимо уже упомянутых Восточных Саян был включен, например, очень соблазнительный июльский тур в Китай на полное солнечное затмение.
Фотошашлык
Помимо дорогих и долгих фототуров, а также краткосрочных бюджетных вариаций в советском стиле появился еще один вариант выезда в интересное место с пользой для своего фотомастерства — под условным названием "фотошашлык". Вариант на последних июньских выходных успешно реализовали его изобретатели, Виктор Борисов и Павел Косенко. Оба имеют хорошую репутацию в фотомире. Павел — директор по развитию компании "Фотопроект", любит самостоятельные путешествия с фототехникой в рюкзаке, а также знает толк в преподавании фоторемесла и даже способствовал появлению обучающих курсов при компании. Виктор известен своим проектом "Альтернативный путеводитель" (altertravel.ru), в рамках которого он знакомит неленивых путешественников с любопытными российскими достопримечательностями. Например, именно он обнаружил заброшенную телевышку в Костромской области, которая после его репортажа в "Живом журнале" стала чрезвычайно популярным местом у столичных (и не только) посетителей, и ее охранники, раньше по месяцу не видевшие нового человеческого лица, теперь с радостью собирают с гостей по 500 руб. за подъем на 350-метровую высоту.
Как поведали организаторы "фотошашлыков", идею подобного выезда им подсказали друзья и знакомцы, осаждавшие просьбами поучить снимать натуру не только в личном общении, но и в комментариях к постингам в ЖЖ. Стоимость выезда в результате была определена в 6 тыс. руб., около трети этой суммы — расходы на транспорт. В программу вошли вечерняя и утренняя съемки в красивейшем месте Среднерусской возвышенности — на Ишутинском городище в Тульской области, посещение музея советской автотехники под открытым небом Михаила Красинца, ночевка в палатках, ну и шашлыки, разумеется. Экономику этого тура, как сообщили организаторы, они вычисляли на глазок, однако личное участие в сторонних фотоэкспедициях помогло не ошибиться. Впрочем, расходы на еду могли бы быть поменьше: как выяснилось, фотографы-аматеры, оставленные в красивом месте, не стараются в отличие от обычных туристов налегать на еду и алкоголь. В итоге участники экспедиции забрали излишки провианта с собой.
Учебная часть проходила вполне традиционно: организаторы помогали с "охотой на свет", давали советы по выбору ракурса и прочим профессиональным хитростям, но в сюжетах не ограничивали. Судя по отзывам на выезд, опубликованным его участниками в своих блогах, каждому из них удалось чему-то научиться. Причем процесс обучения на этом не остановился: в специально созданном закрытом сообществе "Живого журнала" фоторезультаты поездки продолжают изучаться и обсуждаться.
Виктор и Павел признаются, что сейчас "фотошашлыки" проходят обкатку и в связи с этим настоящим бизнес-проектом не являются: деньги, которые они заработали с первой поездки, несравнимы с теми суммами, которые им приносит их основная деятельность. Гораздо больше для них сейчас значат изучение спроса, разработка маршрутов и программ и прочие организационные хлопоты. Со спросом, кстати, уже все нормально: довольно скоро на ряд заброшенных объектов Рязанской области отправится следующая группа фототуристов. Во что вырастут "фотошашлыки", станут ли они делом, которое будет кормить его основателей, время покажет.
Позитивная перспектива
Фототуры в России фактически находятся вне правового поля. Ныне существующий закон о туризме фактически игнорирует малые формы туризма, к которым относятся и фотоэкспедиции. Один только страховой сбор, необходимый при организации туристической поездки, можно будет отбить только в том случае, если гиды повезут в поход человек 30, что, учитывая специфику фототуров, невозможно. При всем этом люди — как занятые в фототуризме, так и увлекающиеся им — на практике убедились в позитивном эффекте, который оказывают на красивые, но запущенные с точки зрения хозяйства места люди с фототехникой. Фотографы обязательно хвастаются получившимися снимками в интернете, на прекрасные виды тянутся новые фотолюбители, и довольно быстро человек, догадавшийся возвести в подобном месте небольшой отель и вообще вложиться в туристическую инфраструктуру, может оказаться в большом выигрыше. Сможет ли фототуризм стать частью официальной туриндустрии или останется в нише для малых форм, вынужденных в отсутствие регулирующих документов притворяться чем-то совершенно иным, похоже, зависит уже не только от усилий тех, кто им занимается.
Источник: Коммерсант-ДеньгиОригинал: http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1201473
Ещё по теме:
Комментарии
Добавить комментарий
Как разбогатеть и заработать свой первый миллион? Этот вопрос уже давно беспокоит многих из нас. Найти на ...