Доктор по телефону - бизнес нового века
Зачем опаздывать на работу и торчать в поликлинике, если все, что требуется, — квалифицированная консультация врача? Предприниматель Михаил Винокуров решил на этом заработать. В эпоху вечного отсутствия времени идея оправдала себя на все сто.
В России давно научились лечиться по телефону. Бесплатно и без помощи врачей. Мы консультируемся у друзей, а также сами с легкостью даем советы о том, как изгнать ОРВИ или победить ангину. Но что если рекомендации друзей и коллег вызывают сомнение, а идти в поликлинику не хочется? Предприниматель Михаил ВИНОКУРОВ предлагает звонить ему в любое время дня и ночи. Это будет стоить денег, зато на том конце провода окажется врач, а не знахарь-любитель.
Когда дело и правда серьезное, мы готовы на все, лишь бы не болеть. А если требуется небольшая консультация или совет? Потеряешь в поликлинике пару часов, чертыхнешься — да и помчишься в офис, не дождавшись своей очереди. Вот на такую публику и ориентируется команда стартапа под названием «Мобильный доктор». Доктора и пациента здесь соединяют напрямую. По телефону.
Справедливости ради признаем: идея, положенная в основу этого коммерческого консультационного сервиса, лежит на поверхности. Действительно, зачем опаздывать на работу и торчать в многочасовых очередях, если все, что требуется, — это квалифицированная консультация врача?
— По первому образованию я врач, — говорит один из основателей и гендиректор компании Михаил Винокуров. — Мне часто звонили люди, знакомые и не очень, просили проконсультировать. А потом возникла мысль: почему бы не построить сервис, позволяющий всем желающим по телефону получать консультацию у нужного врача? За определенное вознаграждение, разумеется…
Винокурову было хорошо известно: необходимость в совете профессионала-медика, как правило, возникает в самый неудобный момент, да еще и в самом неудобном месте. Таким образом, коммерческий сервис явно предполагал использование абонентом мобильного телефона. С вступлением в силу поправок к закону «О связи» все наконец-то встало на свои места. Все входящие звонки стали бесплатными, что позволило Винокурову избежать физического присутствия всех врачей-консультантов в одном офисе. Теперь достаточно было всего лишь обеспечить переадресацию звонков на мобильные телефоны врачей и обеспечить постоянную «боевую готовность» консультационной службы.
В мае этого года Винокуров и его партнеры вложили 100 тысяч долларов в запуск проекта. В итоге теперь каждый желающий может набрать на своем сотовом короткий номер службы «Мобильного доктора» и, воспользовавшись голосовым меню, соединиться с нужным специалистом — или же позвонить ему напрямую, набрав дополнительный личный код. В базе компании числится уже более 700 врачей всех специальностей, а в ближайших планах значится пополнение списка за счет региональных специалистов.
Размер оплаты зависит от времени разговора. В среднем минута общения с врачом обойдется пациенту в 30 рублей, но если заочный прием ведет доктор высокой квалификации, стоимость разговора возрастает вдвое.
По оценке эксперта фонда «Финам — Информационные технологии» Виктора Галенко, ценообразование — едва ли не единственное узкое место в рамках проекта: «Если предположить, что телефонная консультация занимает 10–15 минут, то она окажется не намного дешевле непосредственного посещения врача, которое по понятным причинам будет более продуктивным».
Гендиректор «Мобильного доктора» согласен: далеко не все проблемы можно решить по телефону. Однако Михаил Винокуров не собирается на этом основании оставлять за бортом значительную часть клиентуры. Предприниматель планирует расширить возможности вербального общения пациента с врачом за счет применения средств визуализации и всерьез готовится к внедрению услуг телемедицины — при помощи той же мобильной связи. Что же, в свете ожидаемого запуска сотовых сетей третьего поколения проект бывшего медика уже не кажется фантастикой.
«Теперь мы ждем первых шагов от сотовых операторов, чтобы понять, какова будет стоимость трафика, — говорит Винокуров. — Как только новые услуги заработают, пациент сможет отослать и получить любой объем информации или даже устроить полноценную мобильную видеоконференцию с врачом».
Но это пока все-таки перспектива. Тем более что по причине молодости стартапа до сих пор и нынешняя версия сервиса, мягко говоря, не страдает от шквала звонков. Точную статистику в компании пока предпочитают не называть, однако Винокуров приводит относительные цифры: из 100 клиентов, зашедших на сайт компании, пять-шесть затем пользуются телефонным сервисом, а в некоторые дни этот показатель доходит до 10%.
Кстати, на Интернет в «Мобильном докторе» возлагают большие надежды: сайт компании не только призван рекрутировать в Сети новых клиентов, но и со временем может превратиться в полноценный онлайновый сервис, ядро социальной сети медицинской направленности, где оставлять свои отзывы и комментарии смогут как пациенты, так и врачи. Правда, в Рунете уже есть проекты близкого профиля, например DrugMe.ru, где посетители также имеют возможность получать консультации врачей. Однако в онлайновой версии «Мобильного доктора» есть и своя «изюминка» — не имеющая аналогов в России. Это база данных по лекарствам и заболеваниям.
— Заболевшие люди вначале не ищут врача, а, исходя из симптомов, стараются выяснить, чем же именно они заболели, — поясняет гендиректор «Мобильного доктора». — И уже затем начинается подбор специалиста. Так вот, отследив эту логическую цепочку, мы обеспечиваем быстрый поиск нужного специалиста. Ведь поиск лекарств — это ответ на вопрос о том, «что болит». Получив такую информацию, мы легко подбираем врача, имеющего отношение к определенному кругу заболеваний.
Помимо уже вложенных средств в течение года проект явно потребует дополнительных финансовых вливаний. Их сумму владельцы компании оценивают в 800 тысяч долларов. Михаил Винокуров утверждает, что основная часть денег пойдет на продвижение услуги в регионах.
По расчетам, «Мобильный доктор» должен начать приносить прибыль не раньше конца следующего года. Пока же ближайшая цель — выйти на отметку три тысячи звонков в месяц, а в течение следующего года довести эту цифру до девяти тысяч.
«И вот уже потом можно будет подумать о партнерстве со стратегическим инвестором», — не скрывает своих планов Винокуров. Пока же проекту лучше всего обходиться собственными средствами, полагает Виктор Галенко («Финам — Информационные технологии»). Ведь отдавать долю в бизнесе, рыночная стоимость которого еще не превышает 150–200 тысяч долларов, просто нет смысла. Что же касается стоимости молодой компании спустя год, то здесь, по словам инвестбанкира, все зависит от успешного развития. «При благоприятном раскладе стоимость этого бизнеса вполне может вырасти в 5–10 раз», — уверен Галенко.
Читайте также:
- Стоп-кран для бизнеса – неправильное отношение к идее
- Идея как главное направление – как ее найти?