История успеха, которая одновременно невероятна, парадоксальна и абсурдна
Хочу разделить с читателями сумбурный букет эмоций, охвативших меня после изучения сегодня самого поразительного success story в бизнесе, какой попадался мне на глаза за последние годы. Эмоции мои сумбурны, потому что история успеха, которую вы сейчас услышите, одновременно невероятна, парадоксальна и абсурдна.
Я лично после продолжительных раздумий лишь глубже утвердился в мысли, которая давно не даем мне покоя: наш мир — это слепой случай и ничего более! Его Величество Везение правит балом, а все остальное — не более, чем приложения к этому глобальному фактору успеха в любом начинании, связанном с деньгами. Вполне вероятно, что я ошибаюсь: тем интереснее будет выслушать ваши мнения.
Для начала загляните на этот
Это онлайн-витрина «Кембриджских кошелок» (The Cambridge Satchel Company) — одного из самых модных сегодня брендов Великобритании. Модных повсюду — от Нью-Йорка до Парижа, с заходом в Токио и Пекин. «Кембриджские кошелки» до того в фаворе, что могут позволить себе на протяжении целого месяца рассылать свой товар бесплатно в любую точку мира:
Наметанный глаз профессионала в считанные доли секунды определит высокий стиль и стоимость портала Cambridge Satchel: сделано с иголочки, безупречно, динамично, цвета подобраны так, что перехватывает дыхание, продуманность портала сражает наповал сочетанием информативности и наглядности. Одним словом — высший класс! Если кто-то еще сомневается, думаю перестанет, когда я скажу, кто работал над дизайном сайта «Кембриджских кошелок» (но это чуточку позже).
Так вот, роскошный популярный раскрученный и успешнейший бренд четыре года назад не существовал даже в проекции. А теперь послушайте эту невероятную success story.
В 2008 году английская домохозяйка, балансирующая на черте бедности, крепко задумалась о том, где набрать денег на продолжение обучения дочери. Думала Джули Дин думала и решила — ни много ни мало — завести собственный бизнес!
Первый замечательный момент в нашей истории — стартовый капитал. У Джули было целых 600 фунтов стерлингов, однако абсолютного невежество во всем, что касается бизнеса, позволили ей не заморачиваться с рефлексией над объективной невозможностью. Невозможностью в принципе запустить бизнес на 600 долларов. Ну то есть — вообще никак. Джули об этом не догадывалась, поэтому решила попробовать.
На какую тему бизнес? Как на какую: модные вещи! Другого просто в голову не приходило. Джули с детства любила кожаные сумочки, поэтому на них и остановилась. Отправилась в интернет, чутка погуглила, поизучала сайты производителей сумок, кожаных аксессуаров. Потом знающие люди Джули Дин объяснили, что на самом деле она, сама того не ведая, занималась крутым competitor analysis, конкурентной разведкой.
Что выискивала Джули Дин в интернете? Вы не поверите: сумочки, которые ей лично очень нравились. И вот же удача — ни у кого на рынке таких не было! Наверное, не удивительно, потому что эти сумочки на тот момент существовали исключительно в ее голове.
Следующий шаг стартапа — строительство веб-сайта. Как?! Эти скриншоты выше — это что же: творение Джули Дин?! Успокойтесь, успокойтесь, нет конечно. Джули Дин вообще понятия не имела, что такое html и с чем его едят. Поэтому поступила профессионально: нашла какой-то портал-самоучитель и на два дня погрузилась в изучение темы.
Ну и как водится, через два дня все освоила и стала настоящим профи. Настолько настоящим, что соорудила собственную страничку.
Потом Джули Дин созвонилась с местными мастерами-кожевниками, показала им рисунки своих кошелок и договорилась об изготовлении пробной партии — для начала дюжину штук.
Потом Джули Дин разместила объявления на всех бесплатных досках объявления, какие только удалось найти — а все потому, что читала умную книжку под названием Guerilla Marketing! И начала продавать свои кошелки.
Каждого клиента Джули Дин обхаживала как родного: списывалась с ним по электронной почте, упрашивала непременно поделиться впечатлениями о приобретенной кошелке и прислать отзыв вместе с фотографией. Все эти материалы исправно выкладывала на своем веб-сайте, а также дублировала в сотнях форумов, на которых английские домохозяйки обсуждают модные аксессуары.
Я когда сейчас это все пишу, одновременно давлюсь от смеха и восхищаюсь: это какой же нужно обладать верой не понятно во что, чтобы запускать наколенный бизнес таким вот непринужденным и расслабленным образом! С нулевым стартовым капиталом, целиком на принципе DIY, Do It Yourself, делай сам.
И Джули Дин делала все сама, потому что у нее не было денег для найма специалистов: сама лепила из примитивного конструктора свой первый веб-сайт, сама занималась маркетингом и рекламой, сама выполняла customer follow-up, отслеживала клиентуру. Какая-то фантастика, да и только.
Сперва «Кембриджские кошелки» выпускались только тухлых цветов — черные и коричневые, а потом Джули Дин пришло в голову разнообразить репертуар и она заказала партию кислотных кошелок. Идея покупателям понравилась и продажи потихоньку пошли в гору (дыхание Фортуны?).
Два года подряд Джули Дин продавала кошелки и не покладая рук денно и нощно окучивала все онлайн-тусовки, связанные с модными аксессуарами. Конек домохозяйки — точечная работа с блоггерами. Всех мало-мальски популярных графоманов на ниве fashion Джули Дин заваливала подарками, бесплатными образцами, рассылками о новых моделях своих кошелок, викторинами, опросными листами и т.д.
Модным блоггерам это нравилось и они трубили о «крутом бренде» Cambridge Satchel на каждом углу, на каждой тусовке, на каждой живой выставке, fashion-салоне и международном слете. Слухи о «Кембриджских кошелках» вышли за пределы Туманного Альбиона.
В сентябре 2011 года Джули Дин неожиданно позвонили из журнала Elle UK и спросили не могла бы она срочно изготовить несколько флуоресцентных кошелок — специально для New York Fashin Week. Джули изготовила и ее «Кембриджские кошелки» произвели настоящий фурор на крупнейшей мировой ярмарке тщеславия: когда в зале гас свет и публика щелкала своими мыльницами со вспышками во всех кадрах самыми эффектными выходились кошелки, которые фосфорицировали.
Сразу после этого два самых модных универмага Большого Яблока — Bloomingdales и Saks — выставили образцы «Кембрижских кошелок» на своих витринах, снабдив их безумным, но запоминающимся слоганом — The Brit It Bag! На Нью-Йоркской Неделе Моды 2012 года сумки Джули Дин пользовались уже сенсационной популярностью.
И в этом момент на сцену выехал Deus ex machina — Google. Поисковый гигант прознал о существовании «Cambridge Satchel» и — главное! — о том, что этот бренд целиком и полностью вышел из интернета. Google решил построить вокруг истории бренда Джули Дин всю свою рекламную компанию для браузера Chrome в Великобритании и Ирландии.
Реклама прошла в телевизионном эфире в конце сентября — начале октября 2012 года, а также на Youtube, на котором ролик с «Cambridge Satchel» посмотрело 5,3 миллиона зрителей.
Собственно, дальше можно не продолжать: в мгновение ока продажи кошелок Джули Дин выросли на 400 %.
В конце прошлого года невозможная компания невозможной домохозяйки открыла двухэтажный офис-салон в лондонском Covent Garden, торговом сердце Англии. Весь второй этаж Джули Дин выделила для посиделок ненаглядных блогеров — главных толкачей экстраординарного финансового успеха «Кембриджских кошелок»: «Я убеждена, что именно блоггеры запустили мой бизнес. У них нет офисов, в на неделях моды в Нью-Йорке и Лондоне мы видим, как они забегают в Старбакс, чтобы отправить в свой журнал свежий репортаж о новинках».
В смысле, Джули Дин их пожалела, и теперь у блогеров есть где притулиться в самом центре Лондона — в офисе Cambridge Satchel! Тут тебе и кофейку нальют, и последние кислотные кошелки продемонстрируют, и подарочки раздадут
Что касается финансового успеха, то тут тоже все честно и без преувеличений: бизнес, который был заложен на кухне в 2008 году со стартовым капиталом в 600 фунтов стерлингов, сегодня приносит 8 миллионов фунтов ежегодно. Кембриджские кошелки продаются в 190 бутиках, расположенных в 100 странах мира.
Такая вот невероятная success story. Только не говорите мне, что все закономерно и усилия Джули Дин увенчались заслуженным успехом! Все, мол, она делала правильно, и рано или поздно должна была взлететь.
В том то и дело, что не должна! Таких джулей дин и «кембриджских кашелок» в каждом поселке, подключенном к интернету по полусотне. Шанс взлететь практически нулевой.
Или — я ошибаюсь? Кто-то же взлетает! Джулия Дин например. Вот и я говорю: Его Величество Царь Мира Сего — Случай!
PS. Ах да, забыл назвать создателей портала «Cambridge Satchel»: это Google! Как только было принято стратегическое решение о поддержке компании Джули Дин, к ней примчалась армия дизайнеров и веб-мастеров Google, которые и соорудили шедевральный портал под ключ. Разумеется, забесплатно