Как заработать миллионы на футболках. Интервью с основателями компании «яМайка»
Главный секрет успеха в любом бизнесе – он должен приносить удовольствие своим владельцам. Основателям компании «яМайка» повезло вдвойне, их бизнес приносит удовольствие не только им, но и их клиентам.
В 2012 году оборот компании составил 50 млн. руб., ежегодный рост за последние 5 лет – 40%.
За чашечкой ароматного кофе Олеся (29) и Кирилл (31) поведали мне о том, как создавался их бизнес, почему они могут себе позволить не думать о конкурентах и как они разделяют «личное» от «рабочего».
Олеся, давай начнем с тебя, расскажи немного о себе.
Олеся: Родилась на Украине, в Крыму. По образованию экономист-финансист, училась сначала в Киеве четыре года, потом доучивалась в Петербурге, MBA нет (улыбается).
Почему выбрала именно эту специальность, осознанное решение или дань моде?
Олеся: Я вообще хотела стать хореографом, поехала в Киев, но не смогла поступить туда, куда хотела. Решила поступать повторно на следующий год и, чтобы не терять время, выбрала другой ВУЗ на специальность «экономика предприятия». Думала, буду сидеть на задних партах и с грустью вспоминать свои па хореографические, но меня затянуло изучение экономики и о балете я забыла.
Балерины после 35 уходят на пенсию, чем бы ты занималась потом, если бы судьба сложилась по-другому?
Олеся: Я с самого начала хотела не просто танцевать, а организовать свою школу и сделать глобальный проект. Карьера артистки балета меня не сильно прельщала.
Как попала в Петербург?
Олеся: Мне стало тесно на Украине, там в то время всё было очень сельским. Выбирала между Москвой и Питером. Сначала приехала переводиться в Москву, но это был август и все деканы пребывали в отпусках, поэтому решила съездить в Петербург, посмотреть город. Приехала и влюбилась в него сразу, почувствовала себя здесь комфортно и выбор стал очевиден.
Что было после окончания учебы?
Олеся: Устроилась на работу в курьерскую службу, филиал московской компании. Обслуживали корпоративных клиентов. Это был 2005 год, помню, получала всего шесть тысяч рублей - нужен был опыт и вообще понимание того, как все устроено. Начала с должности оператора ПК, через год стала заместителем директора, после которой и интерес к работе пошел на убыль, так как дальше расти было некуда.
Сменила работу?
Олеся: Не совсем. К тому времени мы с Кириллом уже были знакомы, он пользовался услугами нашей курьерской службы и занимался футболками, но еще не так серьезно. Я сразу увидела в этой идее огромный потенциал, и когда он предложил строить проект вместе, сразу согласилась.
Кирилл, твоя очередь, расскажи о себе.
Кирилл: Родился в Петербурге, учился на юрфаке СПБГУ, потом там же учился в аспирантуре пару лет…
Юристы часто открывают бизнес…
Олеся: «Юрист и экономист», это, как мне кажется, классическое сочетание.
Кирилл: Я профессиональным юристом никогда не хотел быть. Меня передергивает от практической юриспруденции: от государственных структур, от документов, от судов…
А почему тогда решил идти на юрфак?
Кирилл: В плане обучения очень интересно, я люблю покопаться в теории, а юриспруденция для этой целей самая подходящая наука. Каждую букву по-разному можно трактовать и год еще потом об этом рассуждать. В аспирантуру пошел, потому что действительно очень нравилось учиться. Работать никогда не хотел, не видел в этом смысла.
Реальную пользу обучение дало?
Кирилл: Конечно, юридическое образование дает возможность не переживать по мелочам, потому что ты представляешь как в твоей стране все работает.
Чем занимался в университете помимо учебы?
Кирилл: Примерно в 98 году у меня появился компьютер, сразу установил фотошоп и стал делать коллажи из фотографий, исключительно для себя. Мои знакомые, для которых это все было в диковинку, предложили нарисовать пригласительные для одного мероприятия. Так я получил свои первые 300 рублей. Промелькнула мысль об открытии дизайн студии, что в итоге и сделал на третьем курсе.
Веб-дизайн?
Кирилл: Да, но в основном фирменный стиль. Не скажу, что это было круто, делали «на уровне». Клиентов находили из числа знакомых.
Как пришел к идее печати изображений на футболках?
Кирилл: В то время еще не было социальных сетей, но уже существовало великое множество развлекательных сайтов со своими аудиториями. На одном из них я посмотрел посещаемость – 20 тысяч человек в день, и подумал, что некоторым из них захочется иметь футболки с логотипом любимого ресурса. Расчет был минимум на сто футболок. Я поехал и купил сто чистых белых футболок, нашел компанию, которая могла нанести логотип, дал объявление на этом сайте и мне москвичи (основные посетители сайта – прим. ред.) сказали – приезжай. Приехал с большой сумкой в Москву, сел в баре, где меня напоили пивом и я прямо там стал раздавать футболки за деньги – по 300 рублей за штуку при себестоимости 150 рублей, т.е. я вложил 15 тысяч и получил на выходе 30. Модель работала. Я вернулся в Петербург и проснулся богатым (смеется).
Что произошло дальше?
Кирилл: Создал интернет-магазин, очень простенький. Там были две картинки с футболками, размеры и все. Поступали заказы, я упаковывал футболки в конверты, подписывал их от руки и спускался на первый этаж в отделение почты для отправки клиентам. Потом люди стали присылать изображения футболок с рисунками и спрашивать делаем ли мы такие. Я быстро сообразил, что это востребовано и, поскольку мне скучно было это делать самому, да и учеба отнимала много времени, нашел человека, который все организовал на поток. У него был свой раскрученный интернет-магазин, в каталоге которого он разместил наше предложение в обмен на определенный процент. Примерно год-два он курировал проект, а я пробовал заставить себя работать.
Получается, ты отдал перспективный бизнес в чужие руки, так?
Кирилл: Да, но спустя два года, когда я узнал, что человек не может наладить доставку, решил вернуться в проект и начать развивать его самостоятельно. Самая большая проблема была с московскими заказчиками, нам нужна была курьерская служба, которая получала бы деньги за товар непосредственно от клиентов в момент доставки. В то время этого не делал практически никто, кроме компании, в которой работала Олеся. Мы заключили с ней договор и начали работать. Проблему удалось ликвидировать и рост бизнеса заметно ускорился.
Я так понимаю, мы подошли к кульминационному моменту...
Кирилл: Да, Олеся уже собиралась уходить из компании, и я предложил вместе развивать бизнес, «сделать круто». В марте 2008 года мы купили оборудование, сняли помещение и стали работать. К этому моменту проблем с продажами уже не было. В июне того же года встал вопрос об открытии offline студии индивидуальной печати.
А в чем разница?
Кирилл: Студия печати обрабатывает индивидуальные заказы клиентов, а до этого мы делали футболки исключительно с нашим дизайном. Место для студии нашли на Садовой 28.
Олеся: Но уже скоро поняли, что нам нужен полноценный офис с большим складом и производством и переехали в просторное помещение площадью 400 кв.м. на Свердловской набережной. Там мы работали только с корпоративными оптовыми клиентами.
Переехало только производство, студия на Садовой осталась?
Олеся: Какое-то время студия на Садовой еще существовала, но она нас не устраивала уже ни по площади, ни по качеству помещения, ни по соседям… Мы ее закрыли ее через полгода и открыли две студии в других местах. Более стильные, более комфортные для клиентов, большие по производительности.
Какие направления у вас сейчас существуют?
Олеся: Индивидуальная печать в розницу, оптовые корпоративные заказы и партнерский интернет-ресурс, на котором каждый желающий может сделать собственную витрину и с нашей помощью продавать футболки со своими дизайнами.
Заемные средства использовали?
Кирилл: Да, кредитуемся всегда, в банках. Берем кредит под проект, реализовываем его, возвращаем деньги банку и далее по новой.
Не страшно рисковать?
Кирилл: Нет, мы никогда не рисковали, у нас не было проектов типа «бар на Луне». Первый опыт с футболками для посетителей сайта был показателен – из 20 тысяч посетителей сайта 100 человек точно должны были купить футболку. Но я все равно дополнительно провел опрос: 1000 человек выразили желание купить футболку, примерно каждый десятый из них был честен.
Перед открытием первой студии мы четко выявили потребность в услуге индивидуальной печати. Потом был запрос от клиентов печатать более качественно, по темному текстилю, полноцветом. Оборудование для такой печати дорогое, но мы видели дикий спрос и покупали оборудование на заемные деньги. Риск есть, но он легко просчитывается и сводится к нулю.
А как дела с конкурентами?
Олеся: Мы не экономим на клиентах, обделяя их качеством – наше главное конкурентное преимущество. И предоставляем клиентам такой уровень сервиса, который не предоставляет никто в России в нашей отрасли (полный цикл обработки заказа: от помощи с макетом до доставки). Открывая новые направления, мы покупаем только самое лучшее и дорогое оборудование. Эта наша политика – быть лучшими на рынке, поэтому конкурентов мы для себя не видим. Если мы что-то не можем напечатать, то никто в городе этого не может, по крайней мере, в Петербурге точно, в Москве может кто-то и есть, но они тщательно прячутся (то ли от нас то ли от клиентов).
Что вообще можешь сказать про московский рынок? Как покоряли столицу?
Олеся: Мы открыли филиал в столице полтора года назад и за этот срок добились результатов, на достижение которых в Петербурге ушло три года. Москва очень быстрая, там постоянно появляются новые игроки, но большинство срывают сроки и зачастую услуги оказывают некачественно. Вот на этом мы и сыграли – все делаем качественно, с улыбкой и в срок.
В Москве начали со студии?
Кирилл: Да. Чем студия хороша? Это отличный канал для сарафанного радио. Клиент заказывает футболку для себя, потом заказывает в качестве подарка для друзей и дальше советует компании, в которой он работает, разместить заказ на брендирование футболок в яМайке. Просто потому что ему понравился наш сервис и качество. Вот этого многие типографии, работающие только с корпоративными клиентами, не понимают – розничные клиенты это лучшая реклама. К нам очень много корпоративных заказов поступает именно оттуда.
Как вы делите управленческие функции между собой?
Олеся: Я отвечаю за розницу, сервис, товар, пиар, маркетинг и персонал, а Кирилл за оптовое производство, технологии, оборудование, все, что связано с нашим «пребыванием» в интернете, сайты, так же общение с государственными структурами. В принципе, мы во многом взаимозаменяемы - Кирилл может написать пост в паблик, придумать слоган, но стараемся заниматься своим фронтом задач. Мне нравится заниматься сервисом и видеть как из наших студий люди выходят немножко счастливее, чем до входа в нее.
Как сотрудников находишь, есть вообще проблемы с персоналом?
Олеся: У нас средний возраст сотрудников – 23 года, процентов 30 из них студенты. Но каждый при этом профессионал, отобранный по четким профессиональным и личностным критериям.,
Как отбираешь?
Олеся: Просто в глаза смотрю. Если человек идет на позицию дизайнера, ему достаточно знать лишь основы и если по личностным характеристикам я понимаю, что он будет с клиентами общаться также дружелюбно как и остальные, то мы его берем и подтягиваем профессиональные навыки до нужного уровня.
Как космонавтов подбираете, получается, на совместимость.
Олеся: Абсолютно точно. Если дизайнер действительно крутой технически, но у него отсутствует огонек в глазах и личная харизма, мы его не возьмем, просто потому что это скучно и неинтересно ни нам ни клиенту. Мы хотим удивлять наших клиентов нестандартным, в хорошем смысле, качеством обслуживания.
Сколько сотрудников у вас сейчас в штате?
Олеся: Примерно 40 в штате и еще около 5 на аутсорсе, тех специалисты в основном.
Сезонность в вашем бизнесе есть?
Олеся: Нет, может быть в октябре-ноябре спрос замедляется, но начиная с декабря идет разгон. У нас ведь очень много оптовых заказов, а зимой много праздников, не говоря уже о корпоративных вечерах.
Отдыхать получается при таком стремительном развитии?
Олеся: Стараемся отдыхать. Путешествия это моя страсть, не променяю ее ни на что. Я путешествую 4-5 раз в году.
Вместе путешествуете?
Олеся: Вот здесь наши интересы расходятся. Мне нужно море, солнце, экзотические страны, а Кириллу горы, сноуборд и Европа. Пару раз в году мы ездим отдыхать вместе, еще два отдельно.
Какие планы у яМайки?
Олеся: У меня есть личный проект в разработке. В России беда с текстилем, для Ямайки мы нашли партнера, у которого идеальное сочетание цена/ качество, но его продукция маркирована – со своими ярлыками. А некоторым нашим оптовым клиентам, например которые выводят на рынок собственный бренд, чужая маркировка ни к чему. Так что в планах создать собственное швейное производство. В принципе, направлений для развития очень много, но хочется дифференцировать деятельность. Хочется в одном сегменте освоить все ниши.
Итернет-магазин вы держите для галочки или это реально действующий канал?
Олеся: Это не просто интернет-магазин по продаже футболок по всему миру. Это студия печати online, так как с помощью конструктора на сайте можно сделать футболку со своим макетом и по своим параметрам, а не выбирать из того, что есть в наличии, не выходя из дома. Плюс это Партнерский проект, с помощью которого человек, находясь в любой точке мира на основе нашей производственной и логистической базы может сделать свой интернет-магазин. Интернет - очень эффективный канал, если им заниматься должным образом. Рынок изменился, и просто интернет-магазин с готовыми футболками, уже не интересен нам по масштабам. Надо постоянно расти и смотреть в будущее.
Что можете посоветовать ребятам, которые хотят открыть бизнес, но никак не могут определиться с идеей?
Олеся: Идею надо выбирать исходя из целей: просто "Заработать денег" - надо выбирать самую прибыльную с коммерческой точки зрения идею. Ну а если цель построить что-то по-настоящему стоящее, полезное людям и меняющее мир - надо выбирать дело, которым хочется заниматься и днем и ночью, и в рабочие дни и в праздничные.