Враг внутри: кто в банках больше всех угрожает безопасности
Я больше семи лет работал в банке в должности начальника отдела безопасности. И за это время успел составить свою карту угроз со стороны сотрудников. Итак, кто самый опасный для банка... в банке?
Руководители: времени мало, а дел по горло
Они самые опасные. Потому что у них нет времени на безопасность. И так в любой сфере, не только в банках. Менеджеры осознают важность нашего дела в масштабах бизнеса, но на практике игнорируют правила безопасности. Например, не глядя соглашаются на настройки приватности по умолчанию. Или используют слабые пароли. Я знал директора, который всегда использовал один и тот же пароль, а когда его нужно было изменить, менял лишь последнюю цифру. Их можно понять: времени мало, а дел по горло.
Все усугубляется тем, что руководители имеют доступ самого высокого уровня ко всем ресурсам компании. Даже если шеф не использует специальных корпоративных сервисов и не обращается к базам данных, он получает самую важную выдержку из информации, подвергнутой аналитике. И получить доступ к ней мошенникам зачастую интереснее, чем к самой базе. Взять хотя бы стратегию развития и планы компании: это ценность другого порядка, так что директор — по умолчанию мишень.
Я знал директора, который всегда использовал один и тот же пароль, а когда его нужно было изменить, менял лишь последнюю цифру.
И последний аспект — мобильность. Сейчас менеджеры все реже работают стационарно из офиса. Они постоянно в разъездах и используют гаджеты. На этих устройствах много конфиденциальной информации, а руководители часто пренебрегают паролями и блокировкой. В конце концов, девайс можно забыть в зале ожидания в аэропорту. И до того, как служба безопасности узнает об этом и предпримет хоть что-то, информация успеет утечь в ненужные руки.
Что остается службе безопасности в работе с руководителем? Стараться наладить с ним контакт и пытаться донести до него важность соблюдения правил. Это сложно, долго и не всегда удается, но необходимо.
IT-специалисты: файл-бомба с отложенным запуском
У них в рейтинге опасности второе место. Критичность в том, что под управлением этих людей находится вся корпоративная инфраструктура. Технические специалисты в вопросах безопасности понимают больше других, но и они могут ошибиться или стать жертвой манипуляции. И цена такой ошибки будет больше, чем инцидент по вине линейного сотрудника.
В моей практике самой частой причиной проблем с IT-специалистами была банальная халатность: забыл обновить систему или заблокировать учетную запись после увольнения сотрудника. Иногда такие ошибки обходятся дорого. Хотя человеческий фактор тоже никто не отменял: бывали случаи, когда системные администраторы злоупотребляли правами намеренно.
Таким кейсом делился наш клиент. Их системный администратор уволился после отказа в повышении. Но ушел не просто так, а решил отомстить: оставил в корпоративной инфраструктуре файл-бомбу — программу с отложенным запуском. Она активировалась через две недели после увольнения специалиста и стерла конфигурации сетевого оборудования. В результате работа встала: сотрудники не могли отправить и получить письма, зайти в Интернет, а звонки sales-менеджерам переадресовывались директору. На восстановление системы ушел месяц. И пришлось бы потратить еще больше, если бы не файлы для восстановления.
Еще один нюанс работы с IT-специалистами: их главная задача — чтобы сервисы работали и были доступными. А эти принципы зачастую идут вразрез с мерами безопасности. Так что подразделениям стоит вести диалог — это в интересах бизнеса.
Как минимизировать риски в работе с IT-специалистами? Оценивайте не только их профессиональные компетенции: берите в расчет надежность и следите за лояльностью. Делайте так при найме сотрудников и в рамках текущей работы. Это принципиально, потому что хороший IT-специалист, если захочет, всегда найдет способ обойти технические средства контроля. Это издержки, так что риски нужно принять и нивелировать другими методами. Использовать специальные инструменты обеспечения безопасности, конечно, нужно. Но параллельно обязательно налаживать взаимоотношения и контролировать человеческий фактор.
Сотрудники бэк-офиса: их электронные адреса — точка входа для мошенников
У них третье место. Речь о тех сотрудниках, кто обрабатывает поступившие заявки на выписки со счетов и другие операции, а также тех, кто обслуживает различные банковские сервисы и ведет переписку с клиентами, контрагентами и другими сторонами. Их электронные адреса могут стать точкой входа для мошенников извне.
Например, приходит в бухгалтерию письмо из налоговой инспекции — и бухгалтер волнуется, открывает и внимательно читает. Отправитель — мошенник, который создал почту, похожую на действительный адрес инспекции, и вложил в письмо вирус. Программа-шпион сама установится на компьютер бухгалтера и будет собирать закрытую информацию. Это один из возможных вариантов.
В результате работа встала: сотрудники не могли отправить и получить письма, зайти в Интернет, а звонки sales-менеджерам переадресовывались директору. На восстановление системы ушел месяц.
Фишинг, спуфинг и социальная инженерия — самые популярные из внешних атак, с которыми сегодня приходится бороться финансовым организациям. Со стороны атакующих это самый простой и дешевый способ, так что банкам придется противостоять подобным атакам. А для этого надо работать в трех направлениях. Прежде всего — повышать ИБ-грамотность персонала, чтобы сократить число инцидентов по причине халатности или незнания базовых правил информационной безопасности. Далее — принять технические меры: внедрить DLP (системы против утечек информации и действий инсайдера) и SIEM (системы контроля событий в IT-инфраструктуре). С этими инструментами организация сможет отслеживать нарушения политик безопасности в реальном времени и пресекать их.
И наконец, служба безопасности должна логировать все действия персонала, чтобы иметь возможность расследовать любые нарушения, устанавливать всех причастных и обстоятельства.
Читайте также: Кадровая безопасность: к чему приводят недостаточные проверки новых сотрудников
Операционисты: заработать хочется, а зарплата маленькая
Четвертое место в нашем рейтинге. Не кассиры, но те, кто обслуживает клиентов банка в операционном зале по вопросам вкладов, лизинга, кредитования и проч. Это сотрудники с достаточным уровнем доступа к закрытой информации и сравнительно невысокими зарплатами. Момент важный, поскольку заработать сверх положенного не прочь многие, и предложения есть: например, банковские карты и базы данных пользуются огромным спросом на черном рынке. Но люди на хороших должностях гораздо реже готовы рисковать местом ради одноразовой выгоды в 50—60 тыс. рублей.
Кстати, видеосъемка в операционных залах не панацея. Камера фиксирует нарушения, но чтобы подробно изучить шесть часов видео, нужно примерно 12 часов работы специалиста. И это делают только в случае, если есть подозрения, собранные другим путем. Например, жалобы или несостыковки в бумагах.
И наконец — будем реалистами — через операционные залы проходит огромный поток клиентов. Так что нарушение регламента из-за банальной усталости тоже частая практика. Я недавно обращался в банк — пришлось полчаса отвечать на вопросы для идентификации личности. А в следующий раз операционист настолько бегло проверила паспорт, что протягивать его мог почти кто угодно. Или вот еще: работник выгрузил из базы данных движения по счетам десяти предпринимателей, вставил в тело письма и разослал — бизнесмены оценили успехи друг друга. И ведь специалист был хороший, но банковскую тайну нарушил.
Чтобы минимизировать подобные риски, следует хорошо проработать политики безопасности по основным видам чувствительных данных, с которыми работают операционисты. Это прежде всего клиентские базы, данные банковских карт, информация о трансакциях.
С помощью систем против утечек данных можно отслеживать все операции с этой информацией. Программы могут «запоминать» документы и сравнивать с ними весь поток информации в банке или распознавать скан-копии паспортов и карт. Возможностей поиска очень много, и чем детальнее программа будет понимать регламент, тем эффективнее будет оповещать о подозрительных действиях сотрудников.
Автор: Иван Бируля