У вас хорошие познания в географии и вы обладаете отличными организаторскими способностями? А может вы просто желаете дарить людям радость и организовывать им незабываемый отпуск, который они захотят повторить? Или быстро учитесь и хотите познать радость финансовой независимости и начать свое дело?
Тогда информация о том, как открыть туристическое агентство, будет для вас актуальной. Сегодня мы выясним тонкости ведения этого дела, а также сколько же понадобится денежных средств для его начала.
Туроператор и турагентство: выясняем разницу
Прежде чем, переходить к ответу на вопрос, как открыть турагентство, начнем с того, что все же многие его с туроператором. И знание отличие этих двух категорий полезно не только тем, кто собирается в отпуск, но и тем, кто желает начать бизнес в этой отрасли.
Во-первых, именно оператор «создает» тур от начала и до конца: формирует, продвигает и продает. Его специалисты бронируют отель, оплачивают билет на авиарейс, подбирают экскурсии, обеспечивают транспорт туристам.
Что касается реализации тура, то он может сделать это самостоятельно или через агентства. В обязанности второго входит продать путевку. Турагентство подбирает необходимый вариант для клиента, информирует его обо всех его нюансах
Поэтому отличие номер один: туроператор формирует тур, а турагентство его лишь реализует.
Во-вторых, для начала деятельности туроператора, необходимо регистрироваться только в качестве юридического лица, имеющего определенное финансовое обеспечение. В то время как турагент может быть как ИП, так и юридическим лицом.
Отличие номер два: открыть туристическое агентство может можно в любой организационно-правовой форме, и ему не требуется иметь финансовое обеспечение, так как оно в отличие от туроператора не выплачивает страховку.
В-третьих, за формирование цены отвечает туроператор. То есть агентство продает тур по определенной цене. А его вознаграждением будет комиссионные, которые устанавливаются фирмой, обеспечивающей путевку.
Отличие номер три: турагент не влияет на стоимость тура, он работает за вознаграждение от туроператора. К тому же иногда для достижения больших объемов продаж специалисты могут снижать цену, к сожалению в ущерб своим комиссионным.
В-четвертых, по умолчанию ответственность за «провальный» тур несет именно оператор, которому и будут предъявляться претензии от клиентов.
Турагентство отвечает лишь по договору, и чаще всего его ответственность связана с тем, что он должен в полной мере проинформировать клиента, оплатить его путевку и рассказать ему о всех его правах и обязанностях.
Поэтому отличие номер четыре: ответственность за качество тура несет именно туроператор, если другое не предусмотрено договором.
Типичная схема работы турагентства
Решив открыть турагентство, нужно понимать схему его работы:
Действующий турагент ищет проверенных операторов, с которыми заключает контракт для дальнейшего сотрудничества.
Турагент до мельчайших подробностей изучает предлагаемые туроператором предложения и начинает искать клиентов.
Если такой нашелся, то туристический агент заключает с ним договором и подает заявку бронирование услуг у оператора.
Туроператор принимает заявку и выставляет счет, который в последующем должен быть оплачен.
После этого полученные турагентом денежные средства за вычетом установленной комиссии (как правило, она составляет 10-15%) перечисляются на счет туроператора.
Туроператор передает все необходимые документы агенту, который в последующем выдает всю информацию туристу.
После совершения сделки агентство передает отчет оператору, который готовит для него счет-фактуру.
Примечание: если клиент после оплаты отказывается от поездки, то именно вы будете вынуждены оплатить оператору штраф. Такой «подводный камень» обязательно нужно учитывать при желании открыть турагентство по такой схеме.
Ситуация на туристическом рынке России
Открыть туристическое агентство и не проанализировать эту отрасль крайне опрометчиво. Любой бизнес должен начинаться с изучения ситуации на рынке, выяснения его сильных и слабых сторон.
Туристический рынок России не перестает постоянно развиваться. Даже в небольших городках можно найти турагентства, которые предлагают свои услуги. Зачастую к ним обращаются те, кто желает съездить за впечатлениями за рубеж.
Но в настоящее время под влиянием множества факторов (курс валют, нестабильная ситуация в ряде заграничных стран и прочее), начал пользоваться спросом внутренний туризм. И это неудивительно, ведь наша страна славится множество красивых мест, которые к тому же привлекают и иностранных туристов.
Поэтому решив открыть турагентство, поищите операторов, которые занимаются такими турами.
Также стоит отметить, что в 2017 году ситуация на туристическом рынке значительно улучшилась по сравнению с двумя прошлыми годами. И кстати российские туристы стали предпочитать более экзотические страны, нежели Европу. Поэтому открыть турагентство сейчас довольно выгодно из-за развития этой сфере.
Отдельное внимание уделяется онлайн-продажам. В настоящее время люди все больше покупают именно в интернете, поэтому создание собственного сайта с возможностью онлайн-брони и оплаты обязательны.
Что касается сильных сторон бизнеса, то все будет зависеть только от качества и организации вашей работы.
Поэтому решив открыть туристическое агентство, нужно делать ставки на:
предоставление широкого перечня услуг;
компетентных работников, которые нацелены на только на количество проданных туров, но и на качественное обслуживание клиентов;
сотрудничество с проверенными и известными туроператорами.
Открытие турагентства связано с рисками, которые обязательно нужно учитывать:
Сезонность — так сложилось, что по большей части люди любят заграничный отдых летом и на новый год.
Высокая конкуренция — туристический бизнес является довольно заполненной нишей, на рынке постоянно появляются новые игроки, которые могут предоставить клиентам что-то новое и более качественное.
Отсутствие стабильности — изменения курса, политическая и экономическая обстановка в стране, инфляция влияют на работу турагентств, так как вследствие этих факторов может снижаться покупательская способность клиентов.
Невозможность точно спрогнозировать результаты работы — даже при детальном изучении и анализе продаж туров нельзя точно подсчитать предполагаемую прибыль.
По этой причине нужно делать основной упор на рекламу, чтобы привлекать как можно больше клиентов.
Пошаговый инструктаж, как открыть туристическое агентство
При ответе на вопрос, как открыть туристическое агентство, нужно понимать, что основные расходы пойдут на обустройство офиса, создание сайта и, конечно же, продвижение.
Сам же процесс открытия «туристического» бизнеса будет состоять из таких этапов:
Этап
1 месяц
2 месяц
3 месяц
4 месяц
Выбор названия турагентства
+
Регистрация бизнеса
+
Поиск помещения и его обустройство
+
+
Поиск операторов
+
Создание сайта
+
Набор персонала
+
Реклама
+
Старт бизнеса
+
При слаженной и правильно организованной работе открыть турагентство получится за 3-4 месяца.
Шаг 1. Выбор названия для турагентства и регистрация бизнеса
Итак, вы проанализировали рынок, оценили свои возможности и точно уверены, что этот бизнес для вас. Теперь нужно приступать к конкретным действиям. И первый шаг — это придумать название для своего турагентства. Оно должно быть простым, но запоминающимся, а также вызывать ассоциации с отдыхом.
Придумать звучное название вы можете сами, а можете воспользоваться услугами специалистов.
После этого можно приступать к регистрации. Открыть турагентство можно в виде ИП или юридического лица. Все зависит от ваших амбиций, поэтому если в ваши планы входит расширение дела и создание целой сети, или же вы хотите начать бизнес с партнером, то выбирайте ООО.
При подаче заявления на регистрацию не забудьте указать код ОКВЭД. Но помните, что классификация постоянно меняется. По состоянию на 2017 год для туристического бизнеса выглядит таким образом:
Что касается системы налогообложения, то согласно закону «Об основах туристской деятельности в РФ» разрешается использовать УСН: «Доходы» 6% или «Доходы-Расходы» 6-15%.
Шаг 2. Поиск и обустройство помещения для туристического агентства
Удачно подобранное место — это ключевой момент в том, как открыть турагентство. Если вы планируете начинать свою деятельность в небольшом городе, то делайте это только в центре.
В большом городе выбор помещения более обширен:
места скопления людей;
спальные районы, в которых еще не «орудуют» конкуренты.
Само помещение не должно быть большим, достаточно 25-35 кв.м. Но при этом оно должно быть тщательно оборудовано мебелью, оргтехникой, предметами декора.
Примерные расходы на ремонт и обустройство помещения будут выглядеть таким образом:
Название
Количество, шт.
Цена, руб.
Общая стоимость, руб.
Итого:
-
-
147 000 руб.
Стол для работников
2
4 000
8 000
Стулья
4
1 000
1 000
Диван для клиентов
1
10 000
10 000
Стеллаж
1
10 000
10 000
Ноутбуки
2
30 000
60 000
МФУ
1
15 000
15 000
Электрочайник
1
1 000
1 000
Модем
1
2 000
2 000
Телефонная линия
2
15 000
30 000
Интернет
1
3 000
3 000
Предметы декора
1
2 000
2 000
Прочие расходы
-
-
5 000
Шаг 3. Поиск туристических операторов для сотрудничества
Следующим этапом в том, как открыть туристическое агентство, будет поиск операторов. К этому шагу нужно подойти со всей ответственностью, так как если возникнут какие-то не состыковки, то клиент останется недовольным именно вашей работой.
Для начала рекомендуется сотрудничать с 8-10 туроператорами. Тогда вы сможете охватить различные направления и ценовые категории туров.
Итак, при выборе операторов обращайте внимание на такие факторы:
время пребывания на рынке;
узнаваемость;
размер комиссии;
условия сотрудничества.
Шаг 4. Набор персонала для открытия турагентства
От качества работы персонала зависит успех бизнеса. И для начала можно нанять только двух менеджеров по продажам, которые будут получить оклад и процент от количества совершенных сделок.
В круг обязанностей этих специалистов должно входить:
подбор и консультирование клиентов;
мониторинг привлекательных туров и цен на них;
заключение сделок с туристами;
бронь путевок и их оформление у туроператора;
слежение за новинками в сфере туризма.
Если вы решили открыть туристическое агентство, то на начальных порах берите бразды правления в свои руки. В начале работы это будет правильно и целесообразно, так как вы всецело сможете контролировать процесс и моментально выявлять ошибки в работе.
Такие позиции как бухгалтер, системный администратор, уборщица могут не числиться в постоянном штате. Для этого можно воспользоваться услугами аутсорсинга.
Шаг 5. Продвижение и реклама для открытия туристического агентства
Просто открыть туристическое агентство и ждать клиентов не получится…
Никто не узнает о ваших услугах, если вы не заявите о себе. И заниматься активным продвижением нужно на постоянной основе, особенно если вы хотите завлекать туристов не только в летний и новогодний сезон.
Вы можете использовать такие инструменты рекламы, как:
вывеска на входе;
раздача листовок на улице;
реклама в местных изданиях;
реклама на радио;
реклама в соцсетях города и в интернете.
Но лучшей рекламой является ваша репутация и качество обслуживания. И если они будут на высоте, то «сарафанное радио» заработает уже через несколько месяцев вашей работы.
Сколько стоит открыть турагентство?
И вот мы подошли кульминации ответа на вопрос, как открыть турагентство — финансовой составляющей.
Итак, капитальные инвестиции будут состоять из таких статей расходов:
Статья расходов
Сумма, руб.
Итого:
425 000 руб.
Регистрация бизнеса
25 000
Оплата первого месяца аренды помещения
20 000
Ремонт в помещении
50 000
Оснащение помещения
147 000
Разработка сайта
30 000
ФОТ за первый месяц работы
40 000
Аутсорсинг
40 000
Расходы на рекламу
60 000
Прочие расходы
13 000
Но открыть турагентство — это еще не все. Необходимо постоянно вкладывать в него деньги.
Поэтому примерные ежемесячные расходы на открытие турагентства будут выглядеть таким образом:
Статья расходов
Сумма, руб.
Итого:
175 000 руб.
Аренда помещения
20 000
ФОТ
40 000
Отчисления с ФОТ
15 000
Аутсорсинг
40 000
Коммунальные платежи + интернет и телефон
10 000
Реклама
40 000
Прочие расходы
5 000
Расчет прибыльности бизнеса и срока окупаемости вложений в турагентство
Имея на руках примерные расходы на то, чтобы открыть туристическое агентство и поддерживать его, можно спрогнозировать уровень прибыльности бизнеса.
Успешные агентства при наличии двух менеджеров могут заключать до 300 сделок в месяц. Но чаще всего такие показатели характерны для уже устоявшегося на рынке бизнеса.
Мы же представим, что средняя стоимость одного проданного тура составляет 28 000 рублей (в расчет берем актуальный курс доллара). Комиссия от сделки составляет 10 %. И для того, чтобы доходы превышали расходы, нужно заключать как минимум 70 сделок в месяц (2-3 сделки в день):
70 * 28 000 * 10% = 196 000 руб. (при расходах 175 000 руб.)
И при таком ходе дела прибыль будет копеечная:
196 000 — 175 000 = 21 000 руб.
Прибыль после налогообложения:
21 000 — 3 150 = 17 850 руб.
Но предположим, что такие показатели будут только в первые 3-4 месяца, пока вы заявляете о себе. И уже скоро доведете их до 120-140 сделок в месяц.
Тогда ваши прогнозируемые доходы при тех же расходах составят:
130 * 28 000 * 10% = 364 000 руб.
При такой работе прибыль составит: 160 650 руб.
Основываясь на таких финансовых расчетах, можно предположить, что вложения в то, чтобы открыть бизнес, окупятся уже через 8-10 месяцев.
Основной упор в том, как открыть турагентство, нужно делать на рекламу и, конечно же, сотрудничество только с проверенными операторами. Также не стоит сбрасывать со счетов мотивацию специалистов. Придумайте поощрения за хорошо выполненную работу. Самое простое — выплата процента от продаж туров.