Курортный сбор: кто будет платить и как это отразится на бизнесе?
На днях президент подписал закон о курортном сборе, который предусматривает введение с 1 мая 2018 года в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае фиксированной платы с туристов. Пока деньги будут собирать с отдыхающих «в порядке эксперимента». Как это повлияет на туристический бизнес?
Суть курортного сбора
Законопроект о введении курортного сбора, несмотря на дебаты и скептический настрой экспертов из туристической отрасли, был принят Госдумой в третьем чтении 19 июля и одобрен Советом Федерации 25 июля. А буквально на днях Федеральный закон от 29.07.2017 № 214-ФЗ подписал президент.
Согласно документу, платить курортный сбор будут граждане России и иностранцы с 1 мая 2018 года по 31 декабря 2022 год включительно. Курортный сбор вводится в Республике Крым, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях.
Максимальная ставка в 2018 году составит 50 руб. в сутки с человека, а через год увеличится в два раза и станет не выше 100 руб. Однако регионы смогут самостоятельно устанавливать порядок и сроки исчисления курортного сбора. Так, например, уже известно, что в Алтайском крае в 2018 году сумма не превысит 30 руб. Власти региона рассчитывают направлять собранные деньги на содержание и развитие города-курорта Белокуриха. В Крыму рассчитывают ввести платеж в размере 25–35 руб. в сутки, а в Ставропольском крае — 30–50 руб. в сутки. Причем некоторые, в частности мэр Геленджика, считают, что правильнее изначально сделать курортный сбор единоразовым платежом с фиксированной суммой, чтобы для туристов это было небольшой нагрузкой.
Размер курортного сбора может меняться в зависимости от ряда факторов:
- сезона (в том числе возможно его снижение до 0 руб.);
- времени пребывания плательщика сбора в объекте размещения;
- значения курорта, места нахождения территорий муниципальных образований, входящих в территорию эксперимента.
Законы субъектов о введении курортного сбора должны быть приняты не позднее 1 декабря 2017 года.
В ст. 5 Закона о курортном сборе уточняется, что взимание сбора может быть прекращено на территории муниципального образования на основании заявки об исключении из территории эксперимента.
По оценкам правительства, суммарные поступления от курортного сбора при ставке 50 руб. в 2018–2020 годах составят:
- в Ставропольском крае — более 2 млрд руб.
- в Краснодарском — 8,3 млрд руб.
- в Крыму — 16,4 млрд руб.
Плательщиками курортного сбора будут являться совершеннолетние граждане, проживающие в объектах размещения более 24 часов.
Курортный сбор: льготы
Закон освобождает от уплаты курортного сбора различные категории граждан:
- лиц в возрасте до 24 лет, которые обучаются по очной форме обучения в образовательных организациях, расположенных на территории эксперимента;
- лиц, постоянно работающих на территории эксперимента на основании трудового договора или служебного контракта;
- лиц, имеющих место жительства на территории эксперимента;
- лиц, имеющих на праве собственности жилые дома, жилые помещения на территории эксперимента;
- спортсменов, тренеров и иных специалистов из спортивной сферы, прибывших для участия в официальных мероприятиях на территорию эксперимента;
- лиц, прибывших на территорию эксперимента в целях получения специализированной медицинской помощи или медицинской реабилитации, а также сопровождающих их лиц в случае, если пациентом является ребенок в возрасте до 18 лет.
Полный список лиц, на которых распространяется льгота, приводится в ст. 7 Закона о курортном сборе. Кроме того, субъектам РФ предоставлено право освобождать от налога иные категории лиц.
Освобождение от уплаты курортного сбора осуществляется при предъявлении оператору курортного сбора оригинала документа, подтверждающего это право, либо заверенной копии.
Оператор курортного сбора и его обязанности
Закон вводит такое понятие, как «оператор курортного сбора». Это юридическое лицо или ИП, которое в соответствии с законодательством РФ осуществляет деятельность следующего характера:
- предоставление гостиничных услуг;
- предоставление услуг по временному коллективному или индивидуальному размещению;
- обеспечение временного проживания (включая деятельность по предоставлению в пользование жилых помещений), в том числе в жилых помещениях.
Перечисление курортного сбора в бюджет субъекта РФ осуществляется оператором по истечении срока фактического проживания плательщика сбора в объекте размещения.
В ст. 10 Закона о курортном сборе перечислены обязанности операторов курортного сбора. В частности, к ним относятся:
- Осуществление исчисления, взимания и перечисление в бюджет субъекта РФ курортного сбора.
- Выдача плательщику курортного сбора документа, подтверждающего факт уплаты курортного сбора.
- Уведомление о невозможности удержания курортного сбора и сумме курортного сбора, подлежащей уплате, орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты курортного сбора (в случае невозможности удержания у плательщика исчисленной суммы курортного сбора).
- Осуществление учета плательщиков курортного сбора и освобождаемых от уплаты курортного сбора лиц, которым были оказаны услуги, с соблюдением требований Закона «О персональных данных».
- Представление в уполномоченный орган субъекта РФ отчета, подготовленного на основе данных учета, а также сведений, необходимые для ведения реестра операторов курортного сбора. Форма, порядок и сроки представления отчета устанавливаются уполномоченным органом субъекта РФ.
Ответственность операторов курортного сбора за нарушения порядка и сроков исчисления, взимания и перечисления курортного сбора устанавливается законодательством субъекта РФ.
Курортный сбор будет поступать в бюджет региона, где проводится эксперимент. Для распределения средств планируется создать Фонд развития курортной инфраструктуры.
Курортный сбор: как будут собирать
Сумма курортного сбора исчисляется умножением количества дней фактического проживания в объекте размещения (за исключением дня заезда) на размер курортного сбора. При этом, как отмечается в ст. 8 Закона о курортном сборе, сумма сбора, подлежащая уплате, не включается в стоимость проживания.
Относительно порядка исчисления и уплаты туристического налога также важно понимать, что:
- курортный сбор взимается не позднее момента выезда из объекта размещения;
- недопустимо повторное взимание платежа за один и тот же период проживания на территории эксперимента.
Риски для бизнеса
Еще до подписания президентом Закона о курортном сборе туроператоры сообщили о снижении спроса на отдых в Сочи на 40%. Помимо такого негативного фактора, как распространение информации о введении курортного сбора, повлиявшего, по словам игроков рынка, на спрос, эксперты назвали погоду, высокие цены на размещение и более выгодные предложения зарубежных курортов.
В «Опоре России» введение курортного сбора называют не иначе, как «антирекламой внутреннего туризма в стране». 17 июля глава организации Александр Калинин направил письмо на имя председателя Госдумы Вячеслава Володина, в котором выступил против введения платы за пользование курортной инфраструктурой и обосновал свою позицию тем, что такой сбор повлияет на перераспределение в сторону нелегальных гостевых домов и прочих мест размещения, что приведет к росту теневого бизнеса. О подобном риске предупредили и в Ассоциации туроператоров. Эксперты проанализировали мнение представителей туристического бизнеса и пришли к выводу, что все они сходятся во мнении о преждевременности введения туристического налога, который только приведет к снижению спроса на внутренние направления.
Автор: Марина Крицкая