Альтернатива банкам: где еще искать деньги бизнесу
Малый и микробизнес по множеству причин не может рассчитывать на дешевое и масштабное внешнее финансирование – особенно кредитное. Не только на старте, но и в первые годы работы вряд ли банки будут стоять в очереди, чтобы выдать кредит. Малый бизнес имеет не очень хорошую отчетность; у него нет качественных залогов, малый предприниматель по всем классическим параметрам банковского риск-менеджмента выглядит не очень хорошо. Для многих банков сейчас малый бизнес как заемщик – просто под запретом.
Чтобы этот барьер снять придуманы разные институты поддержки, в том числе – рефинансирования кредитов, субсидирования ставок и конечно выдачи поручительств. Но об этих программах поддержки (финансовых, административных, правовых) знают менее 40% опрошенных АЦ НАФИ предпринимателей, а более 70% никогда ими не пользовались
Из-за невыгодных условий банковских кредитов малый бизнес в России, как правило расширяется либо на свои деньги, либо на средства альтернативных источников — небанковских. Часто предприниматели оформляют ссуды в банках под видом потребительских, настолько неохотно банки кредитуют субъектов МСБ. Это структурная проблема, ведь получается, что предприниматели вынуждены скрывать, что они кредит на развитие бизнеса, а не для покупки автомобиля.
Согласно опросу АЦ НАФИ, в прошлом году только треть представителей малого и среднего бизнеса МСБ обращались за кредитами в банки. Основные причины – высокие ставки и залоговое обеспечение, которое требуют банки. Товары в обороте, как правило, не подходят кредитным организациям в качестве залога, а недвижимость есть далеко не у каждого субъекта МСП.
Модным вариантом поиска денег в бизнес-среде в последние годы стали краудфаундинговые платформы. В мире функционирует несколько сотен таких платформ (500-700, по разным оценкам), а совокупные сборы в краудфандинге оцениваются в десятки миллиардов долларов. Наиболее известные международные платформы – Kickstarter, Indiegogo, Gofundme, Booоmerang, RocketHub, Fundrise и др.
В России работают Boomstarter и Планета.Ру. Впрочем, краудфандинг не является заменой кредитованию. В краудфандинге, как правило, действует принцип сопричастности – в обмен на деньги инвесторы, обычные люди, получают от бизнесмена либо участие в деле – не на правах доли, а, например, в написании сценария, если речь идет о фильме, либо возможность потом на этот фильм сходить бесплатно. В мире народное финансирование используется преимущественно в шоу-бизнесе, политике, а также для сбора денег на реализацию различных смелых идей. В России на краудфандинговых платформах также активно собираются на инновационные стартапы, социальные, авторские бизнесы, фермерство. Но главная проблема краудфандинговых платформ: они модные и возможно в будущем будут определять потоки капитала, но сейчас обычный предприниматель, занимающийся торговлей или работающий в сфере услуг, вряд ли соберет с помощью такой платформы деньги. Для привлечения «народных инвестиций» нужна какая-то «фишка», «прикольная» идея. «обычный» бизнес – это не так интересно, краудфандинг не соберет нужные средства.
Есть также другие крауд-инструменты для малого бизнеса. При краудлендинге (P2P lending) инвестор дает предпринимателю в долг. Ставки сопоставимы с МФО – 20-30% годовых или продажа доли. Примеры – инвестплощадки StartTrack, «Город Денег». StartTrack оценивает по собственной методике бизнес-проекты, после чего предлагает (или нет) их инвесторам. По статистике 80% компаний не проходят отбор площадки – помимо тщательной проверки деятельности потенциальных клиентов, StartTrack еще оценивает бизнесы на возможности развития. Чтобы пройти отбор на площадке, у проекта должны быть высокие шансы на то, что он кратно вырастет в ближайшие пару лет.
Представителям малого бизнеса, которые продвигают неожиданные технологичные идеи, можно получить деньги у венчурных инвесторов. Но где высоки риски – там и цена вопроса соответствующая – венчуры в обмен на финансирование получают долю бизнеса.
Критерии выбора у венчурных фондов варьируются. Например, наиболее известный в России ФРИИ (Фонд развития интернет-инициатив) выбирает компании по трем критериям: сильная команда с двумя основателями (бизнес и технический), наличие работающего прототипа продукта, существование реального или потенциального рынка сбыта для продукта. Приоритетные отраслевые направления – телеком, умные технологии (телемедицина, Big Data, machine learning, интернет вещей), а также корпоративное и платформенное ПО, образовательные технологии, кибербезопасность.
Проект, претендующий на поддержку ФРИИ, должен иметь потенциал дохода на 5 лет не менее 300 млн руб. На стадии pre-seed ФРИИ инвестирует 2,1 млн руб. за 7% доли уставного капитала бизнеса. На следующем раунде seed можно получить инвестицию до 25 млн руб. в обмен на долю от 2,25% до 40%. На последнем Round A ФРИИ может вложить до 325 млн руб. за 15%-0% доли в уставном капитале вашей фирмы. Но на этой стадии ваш оборот уже должен составлять не менее 12 млн руб. в месяц.
Еще один фонд, поддерживающий малый бизнес, только на условиях грантов, — Фонд содействия инновациям (более известный как «Фонд Ивана Бортника»). Фонд поддерживает молодых предпринимателей с перспективными инновационными идеями и бизнесами, отбирая их в рамках отраслевых конкурсов, например, медицинские идеи, совместные инновационные бизнесы с другими странами, и т.д. Стандартный годовой грант Фонда Бортника – 1 млн рублей, в течение всего проекта можно получить несколько миллионов. Чтобы стать его обладателем, фирме или предпринимателю нужно пройти конкурс и доказать технологичность и реализуемость своей идеи. Финансирование происходит частями, по мере реализации проекта.
С малым бизнесом охотно работают бизнес-ангелы, которые самые рискованные идеи, которые могут «выстрелить». Условия инвестирования сходны с венчурами – возврат денег и доля (в среднем 30-50%) в деле. Помимо денег «ангелы» с готовностью делятся опытом, выполняя роль эдаких «продюсеров».
Еще один модный тренд – премии (гранты) крупных корпораций для предпринимателей. В России, как правило, подобные проекты проводят крупные банки, ориентированные, в том числе, на работу с малым и средним бизнесом, ИТ и телеком-компании (особенно актуально для разработчиков мобильных приложений и сервисов), ритейлеры.
Менее экзотические инструменты получения финансирования для малого бизнеса — лизинг и факторинг, однако к ним также гораздо активнее, чем к банкам обращаются предприниматели: оба направления в прошлом году активно росли.
Так, по подсчетам НРА, в 2016 году сумма новых сделок лизинга в денежном выражении увеличилась на 30%. Доля МСБ в объеме нового бизнеса составляет около половины. В лизинг представителям малого бизнеса особенно выгодно покупать транспортные средства. По льготной программе лизинга (Минпромторга) можно получить компенсацию 10% авансового платежа по каждому авто. Совокупная компенсация в 2016 году могла составлять до 5 млн рублей, в 2017 – до 10 млн (программа продлена), то есть приобрести можно целый транспортный парк.
Совокупный оборот по сегменту МСБ в факторинге продемонстрировал рост около 10-13%. Драйвером роста рынка факторинга далее может стать доступ факторинга к госзаказу, соответствующие законы могут быть приняты в 2017 году, расширив в этом случае область применения факторингового финансирования для МСБ.
Кроме того, растет и микрокредитование МСП. Правда, ставки по микрофинансовым ссудам в среднем по рынку довольно высокие (20-30%), но и преимущество для МСБ очевидны — получить микрозайм в МФО проще, чем кредит в банке. По данным ЦБ (по итогам 3 квартала 2016 года), совокупный портфель микрозаймов составил 85,5 млрд рублей, что на 36,9% выше значения аналогичного показателя прошлого года. На юрлиц пришлось 10,7% портфеля, на ИП — 13,4%, при этом в ЦБ отметили, что портфель кредитов МФО малому бизнесу заметно вырос: на 5,5% для предпринимателей и на 6,2% — для юридических лиц. Общий размер портфеля микрозаймов для МСБ увеличился до 20,6 млрд рублей. Важный фактор, положительно влияющий на этот рынок, — рост объемов портфелей региональных и муниципальных фондов поддержки предпринимательства. Региональные микрофинансовые центры кредитуют субъекты МСБ в среднем по 10%.
Что все это значит в практическом плане для предпринимателя? Альтернатив банковскому финансированию много. Вопреки расхожему мнению в России можно найти практически любой вариант привлечения инвестиций или кредитных ресурсов – правда для этого нужно проявить настойчивость, терпение и возможно принять на первый взгляд не самые выгодные условия. Но часто для растущего бизнеса это имеет смысл. Программы поддержки будут развиваться и расширяться – надо изучать варианты, не бояться бюрократических препонов. Кто ищет – тот найдет.
Автор: Константин Воробьев