Делайте со мной всё, что угодно
Инновации, которые могут изменить похоронный бизнес.
Ритуальные услуги — это отрасль рынка, которая не особо подвержена влиянию кризиса. По последним публиковавшимся данным Росстата (первый квартал 2015 года) похороны оказались единственной категорией бытовых услуг, на которых россияне не экономят в кризис. Ibusiness решил посмотреть на то, как развивается возможно самый стабильный бизнес в России и других странах, и на то, как выглядит его будущее.
В 2015 году по данным Росстата в России умерло 1,9 миллиона человек. Объем рынка ритуальных услуг по итогам 2014 года превысил 55 миллиардов рублей, причем по данным Rusbase, этот рынок почти непрерывно растет последние 20 лет — с 1994 года похоронная отрасль выросла в 174 раза. При этом не учитывается «серый» рынок, на который по разным оценкам может доходить до 60% ритуальных услуг.
В среднем похороны в России обходятся в 60-70 тысяч рублей, приводят «Известия» оценку председателя Профсоюза работников ритуальных служб Антона Авдеева. К 2015 году по данным Союза похоронных организаций и крематориев России около 89% усопших было погребено, 9% — кремировано, в то время как в других странах кремируется до 90% умерших. В крупных российских городах кремация также значительно популярнее — например, в Москве и Санкт-Петербурге этой процедуре подвергают до 60% умерших.
В 2015 году издание Hopes and Fears подготовило индекс стоимости похорон в 10 крупнейших городах мира. Самые дорогие похороны — в Токио, в среднем около 20 тысяч долларов — несмотря на то, что 98% японцев предпочитают кремацию погребению. В Нью-Йорке средние похороны обойдутся в 6,6 тысяч долларов. В Москве, по данным издания, придется потратить в среднем 830 долларов — самый «дешевый» город в списке.
Сервисы для организации похорон онлайн
Популярное направление для похоронных стартапов — «уберизация» различных услуг. Например, российский проект «Открытое кладбище» предлагает дистанционно заказать уход за захоронением: уборка мусора, ремонт надгробий и памятников и тому подобное. Проект запустили в 2008 году — в первую же неделю поступило 10 заказов на сумму в 2400 долларов. Со временем стал обрабатывать заказы в более чем 15 городах России, а также в Белоруссии и на Украине. Во всех случаях «Открытое кладбище» привлекает к работе исполнителей, которых удается найти через социальные сети. В июне прошлого года проект прошел отбор в акселератор ФРИИ, получив 800 тысяч рублей инвестиций в обмен на долю в 7%.
Из американских стартапов можно вспомнить, например Willing — сервис, призванный упростить составление завещания. Пользователи могут указать, что делать после смерти с их имуществом, а также с их останками. Кроме того, сервис позволяет оценить стоимость выбранного ритуала и рекомендует похоронные агентства, способные оказать выбранную услугу, однако в будущем разработчики Willing планируют начать напрямую передавать заявки компаниям. В июле стартап вошел в акселератор Y Combinator.
Краудфандинг для похорон
Средняя стоимость похорон в США составляет 8-10 тысяч долларов. По этой причине иногда на краудфандинговых площадках вроде Kickstarter или IndieGoGo появляются кампании по сбору средств на оплату ритуальных услуг. Однако со временем начали появляться и более специализированные сервисы.
К примеру, GoFundMe занимается сбором средств как на похороны, так и на лечение тяжело больных. На момент написания заметки на сайте можно было, например, найти кампанию по сбору средств на похороны Шона Каллена — полицейского, сбитого машиной при исполнении служебного долга. На погребение Каллена и поддержку его семьи удалось собрать с 2000 спонсоров около 150 тысяч долларов при заданной цели в 50 тысяч. Это не уникальный случай для GoFundMe — на сайте можно найти и другие кампании, привлекшие более ста тысяч долларов.
Пример более специализированного сайта — Funeral Fund. В отличие от GoFundMe на этой площадке можно собирать средства только на похороны, и сами кампании отличаются от привычного формата — например, они не могут длиться более 14 дней, и у них нет строго заданной цели. Иными словами, по прошествии двух недель организатор сбора средств получает все пожертвования. В большинстве случаев с помощью GoFundMe удается собрать не более 10 тысяч долларов.
Альтернативные способы захоронений
Возможно, самой сложной категорией стартапов являются проекты, призванные изменить наше представление о том, что можно делать с человеческим телом после смерти. К примеру, создатели Urban Death Project предлагают перерабатывать усопших в компост. При захоронении не используется бальзамирование, а труп не помещается в гроб — до церемонии тело хранят в морозильнике, а затем помещают в льняной саван. Затем тела помещают в специальный резервуар с древесными опилками. По мере разложения останки превращаются в компост, который скапливается на дне системы, после чего сверху выкладывают дополнительные слои умерших. В мае 2015 года Urban Death Project привлек 90 тысяч долларов на Kickstarter. Автор проекта, Катрина Спейд, собирается построить первую систему переработки трупов в ближайшие два года.
Другой стартап — Coeio — предлагает более экологичную альтернативу традиционным гробам. Так называемый Infinity Burial Suit представляет собой костюм из ткани, в которую вживлены споры грибов. С их помощью тело будет разлагаться намного быстрее. Coeio планирует начать продавать костюмы в течение 2016 года. Burial Suit для человека обойдется в 1000 долларов, а для домашнего животного — в 20-200 долларов в зависимости от его размеров.
Аватары усопших
Отдельного внимания заслуживают проекты, пытающиеся «оцифровать» умерших. Возможно, самый известной компанией такого толка была Intellitar, основанную в 2010 году. Для того, чтобы воспользоваться сервисом, нужно было загрузить свое фото, запись голоса, а также биографию — на их основе Intellitar создавала виртуальную «копию» человека, которая может отвечать на вопросы и даже частично поддерживать беседу. Просто посмотрите видео с демонстрацией:
К 2012 году на услуги Intellitar (25 долларов в месяц) подписалось около 10 тысяч человек. К сожалению, в 2011 году компания подала в суд на разработчика своей технологии и проиграла. В результате Intellitar обанкротилась и потеряла права на интеллектуальную собственность — иными словами, все ее клиенты не просто потеряли «цифровое бессмертие», но даже не смогли скачать оцифрованные копии.
В 2014 году появился еще один проект по «оцифровке» людей — Eterni.me. В основе лежит похожая идея — разработчики собираются использовать информацию из социальных сетей, мессенджеров и электронных ящиков усопших для того, чтобы создать их виртуальную копию — по словам авторов это будет напоминать «звонок в прошлое с помощью Skype». Сейчас на сайте проекта можно записаться на закрытое бета-тестирование, дата выхода финального продукта не уточняется.
Производство на базе останков
В одном из прошлых материалов мы рассказывали об изобретателях, которые были похоронены с помощью их изобретений — вроде Эда Хендрика, «отца» фрисби, чей прах был использован для производства коллекционных летательных тарелок. При желании обычные люди тоже могут придать своим останкам принципиально иную форму.
Например, компания LifeGem предлагает услуги по созданию синтетических бриллиантов из праха. В зависимости от цвета, формы и размера такой реликт обойдется в 2500-20000 долларов. При желании можно заказать и полноценное ювелирное изделие — например, ожерелье или кольцо.
Еще одна компания — And Vinyly — производит виниловые пластинки с использованием человеческих останков. Услуга обойдется в 4,2 тысячи долларов — за эту сумму вы получите 30 пластинок, на каждую из которых можно записать не более 24 минут музыки. Записать можно любую существующую песню — в And Vinyly отмечают, что не несут ответственности за возможное нарушение авторских прав. Компания была основана в 2009 году Джейсоном Личем, британским музыкальным продюссером и владельцем нескольких независимых лейблов. Также стоит отметить дополнительные услуги — к примеру, художникам And Vinyly можно заказать уникальный рисунок для обложки альбома. Кроме того, за дополнительную плату Лич может привлечь сотрудничающих с ним музыкантов к написанию специальной песни в честь усопшего. Наконец, And Vinyly может взять на себя дистрибуцию полученных пластинок в музыкальных магазинах, но «не может гарантировать продажи». По данным Vice, к 2013 году And Vinyly смогла продать свои услуги лишь четырем людям.