Адрес юридического лица
Для начала любопытный факт Петербургский юрист доказал, что в заявлении на регистрацию можно не указывать адрес компании
new Налоговики не могут оштрафовать компанию за то, что она не ответила на требование о предоставлении документов, отправленное по почте.
Как разъяснили судьи ФАС Московского округа в постановлении от 16.11.09 № КА-А40/11833-09, организация может не находиться по заявленному адресу и, следовательно, не знать о предписаниях чиновников. Налоговики не должны ограничиваться только почтовой рассылкой. Нужно предпринять все возможные меры по извещению налогоплательщика. Например, связаться с учредителями или позвонить по телефону, указанному в декларации.
_______
Будьте внимательны при выборе адреса места нахождения организации – это одно из первых, на что обращает внимание регистрирующий орган.
Адрес должен быть «правильным». Далее попробуем охарактеризовать понятие «правильного адреса» (при этом будем руководствоваться ГК РФ, п. 2 ст. 54):
«2. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.»
Место регистрации - домашний адрес: как избежать проблем?
Адрес не должен являться местом массовой регистрации. Адреса массовой регистрации юридических лиц хорошо известны налоговым органам и если в Ваших Учредительных и иных документах указан такой адрес в качестве адреса места нахождения, то Вы имеете все шансы попасть под контроль налоговых и иных органов как потенциальный налоговый уклонист.
Пример (ситуация 1): Нет возможности взять у потенциального арендодателя гарантийное письмо (не все собственники помещений готовы предоставить данный документ ввиду определенного не понимания его значимости и смысла) о том, что после государственной регистрации он подпишет с Вашей компанией договор аренды на помещение, расположенное по адресу, указанному в Ваших учредительных документах. Данное письмо не подается в регистрирующий орган, основной смысл письма – это Ваша гарантия. Многие собственники желают заключать договор аренды с уже зарегистрированной, действующей организацией.
Выход (определенная доля риска): Указать в качестве места нахождения Вашей организации данный адрес если Вы уверены в том, что с момента государственной регистрации организации Вы сможете по указанному адресу заключить договор аренды. Проблемы возникнут в том случае, если собственник (арендодатель) после государственной регистрации Вашей организации откажет Вам в предоставлении данного помещения (для чего и существует гарантийное письмо).
Пример (ситуация 2): Не знаете, где будет находиться Ваша организация (места нахождения), но нужно срочно зарегистрироваться и начать работать, начать поиск помещения и т.д.
Выход (определенная доля риска): Покупка «юридического адреса». Существует масса «юридических» и иных фирм, которые продают данные бумажки (я называю их продавцами воздуха). Опыт показывает, что до 90% данных договоров аренды являются фиктивными, а об определенной доле договоров даже не знают собственники, подписи которых стоят на данном документе. Стоимость среднего «юридического адреса» в Санкт-Петербурге колеблется от 1500 до 10000 рублей и прямо зависит от населенности данного адреса. Большинство дешевых адресов уже известны в налоговых органах и состоят в соответствующих списках. Хочу заметить, что в данном виде бизнеса существуют компании, которые вообще не удосуживаются подписывать данные договора у собственников, а изготовляют их самостоятельно (подделывают). Если Вы хотите свести к минимуму риск получения отказа в государственной регистрации организации с потерей государственной пошлины (в случае отказа), или риск попадания в «черный список» неблагонадежных организации в случае, если Вашу компании зарегистрируют, то лучше доверить вопросы подготовки учредительных документов юридической фирме, имеющей опыт и практические знания в данном вопросе. Там Вас проконсультируют и дадут рекомендации, как свести к минимуму данные риски. В любом случае знайте – существовать на юридическом адресе лучше ограниченное время 1-3 мясяца (мое субъективное мнение), до того момента пока Вы найдете реальное место нахождения (офис и т.д.).
Еще одна проблема связана с подбором юридического адреса для нового предприятия. По закону он должен совпадать с фактическим местом его работы. Однако в законе «О государственной регистрации юридических лиц», к счастью, осталась лазейка. Дело в том, что ст. 12 данного Закона конкретно не обязывает учредителя представлять в отдел регистрации МНС документ, подтверждающий адрес его будущей фирмы. А ст. 13 допускает в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа фирмы «регистрацию по месту иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности». Эта норма позволяет арендовать юридический адрес или даже зарегистрировать фирму в квартире, принадлежащей одному из ее учредителей.
Однако Жилищный кодекс все же запрещает такую практику. По этой причине каждая ИМНС выбирает свою, наиболее удобную для нее политику по этому вопросу. Например, московская ИМНС № 22 регистрироваться по домашнему адресу запрещает. Налоговикам труднее контролировать компанию, которая числится в одном месте, а работает в другом. Подчас доходит даже до суда.
Выход Поэтому надежнее подбор такого юридического адреса, который устроил бы ИМНС, тоже поручить юридической фирме. Или обратиться за помощью в одну из организаций, созданных для поддержки малого предпринимательства. В Москве это окружные ТАРПы.
– Мы предлагает малым предприятиям зарегистрироваться по адресу нашего агентства, – говорит генеральный директор ТАРПа ЦАО г. Москвы Татьяна Белоус. – Именно по этому адресу в дальнейшем поступают письма от государственных контролирующих органов, партнеров фирмы. А мы отвечаем за то, чтобы почту своевременно получали ее руководители. Правда, услуга эта платная, стоит 5000 руб. в год.
Помните, что Закон "ОБ ОБЩЕСТВАХ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ" отмечает, что устав общества должен содержать сведения о месте нахождения общества. Таким образом, Вы обязаны указать в Уставе адрес места нахождения ООО. Поэтому, вам придется вносить изменения в Устав в случае смены юридического адреса
Иной вариант получения юрадреса, причем довольно распространенный, связан с фиктивной арендой помещения или соглашением о совместной деятельности (договор простого товарищества). Хотя ни один из них нельзя признать достаточным основанием для использования адреса с регистрации фирмы.
По мнению налоговиков, арендуемое помещение должно быть фактически передано арендатору. Этот факт обязательно подтверждается актом. Далее контролеры обращают внимание на порядок внесения арендных платежей. Если арендатор их не перечисляет, то возникают сомнения в экономической целесообразности сделки. Причем даже если кто-то попытается прикрыться арендным договором, попросту умолчав в нем о необходимости вносить плату, то, к сожалению, от этого сам контракт не станет безвозмездным (п. 3 ст. 423, п. 3 ст. 424, п. 1 ст. 614 ГК). К тому же подобные недоговорки в контракте могут натолкнуть проверяющих на мысль о том, что сделка — мнимая. То есть проводится лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия (п. 1 ст. 170 ГК).
Что касается "совместной деятельности" в помещении, то вкладом товарища будет имущественное право пользования недвижимостью. Разумеется, подобное решение должен принимать его собственник, но законодательство предъявляет ряд требований к бухгалтерскому учету и налогообложению "товарищей". Игнорирование требований закона вполне можно классифицировать как ничтожность договора.
Что доказывает, что адрес является фиктивным: нет акта о фактической передачи помещения арендодателю, нет перечислений арендных платежей и т.д. Все это может натолкнуть на мысли, что сделка является мнимой и соответственно могут последовать различные последствия – на этапе создания регистрирующий орган может отказать в государственной регистрации, сославшись на неверные данные, указанные в Заявление на регистрацию, в графе «адрес места нахождения» (при этом они указывают, что данное Заявление не было предоставлено или отсутствует – о законности данного отказа можно спорить, но это уже в другой публикации). Как можно пострадать: согласно ст. 14.25 п. 4 КоАП РФ, цитирую – «п. 4. Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок до трех лет». Также последствия использования такого юридического адреса могут отразиться в признании его в будущем мнимой сделкой, согласно ст. 170 ГК РФ. Возможные последствия данного вопроса можно обсуждать долго, эта тема весьма обширна, имеет много точек зрения, но одно неоспоримо – фиктивный адрес аренды может принести негативные последствия для Вашего бизнеса.
Факты: юридические адреса приобретают более 50% вновь создаваемых организаций.
Вывод: Если без покупки юридического адреса не обойтись, то нужно быть предельно внимательным и осторожным при выборе продавца «воздуха», а также необходимо проверить адрес который он предоставляет - хотя бы убедится в реальности его существования. Помните, если регистрирующий орган выдал отказ в государственной регистрации Вашей организации (по формулировке касающейся адреса места нахождения), найти виноватого будет достаточно сложно, предъявить компании, которая предоставила этот адрес практически невозможно, так как данная услуга наверняка была не оформлена или оформлена как иная юридическая услуга, и иметь все последствия данного отказа (потеря государственной пошлины – 2000 руб.) придется Вам. По сути, Вы сами подписывали все учредительные документы в которых был указан данный адрес и заверяли у нотариуса свою подпись на Заявление по форме 11001, чем подтверждали и соответственно несете ответственность за всю информацию. Для примера цитата из 3 листа Заявления по форме 11001:
«Мною подтверждается, что:
- представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы (ОПФ);
- сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны;
- при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной ОПФ порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевого фонда), на момент государственной регистрации;
- в установленных законом случаях вопросы создания юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления.»
Если Вы хотите свести к минимуму риск получения отказа в государственной регистрации с потерей государственной пошлины (в случае отказа), или риск попадания в «черный список» неблагонадежных организации в случае регистрации вашей компании, то лучше доверить вопросы подготовки учредительных документов юридической фирме, имеющей опыт и практические знания в данном вопросе. Там Вас проконсультируют и дадут более детальные рекомендации как свести к минимуму данные риски, т.к. данная публикация не может раскрыть все нюансы данного вопроса.
Учредители и руководитель организации
Не используйте «номинальных» (подставных) учредителей и руководителя организации из числа тех которые предлагают Вам юридические фирмы, занимающиеся регистрацией юридических лиц. Почему? Ответ прост – данные граждане проходят в десятках (сотнях) организациях в соответствующих должностях и соответственно эти граждане состоят во всевозможных «черных списках». После регистрации такой организации наверняка возникнут проблемы, например с отказом банка открыть расчетный счет и др.
Выход: Если не желаете афишировать себя, как собственника или руководителя данного предприятия, то используйте людей знакомых Вам, в отношении которых Вы уверены, что данные лица не являются профессиональными «номинальщиками» или регистрируйте фирму на себя (самое правильное и безопасное).
Более подробную информацию о готовых фирмах, номинальных директорах и учредителях читайте в следующей публикации, а также о безопасности данного использования.
Еще одна проблема, с которой вы столкнетесь, указывая фиктивный юридический адрес - по этому адресу налоговая будет отправлять вам свои уведомления и документы. Вы рискуете попасть на штрафы ввиду не получения или получения не своевременно вами нужной документации
Итог
Постарайтесь не омрачить начало своего бизнеса, допуская простые ошибки, хотя бы из числа тех, что удалось обсудить в рамках данной публикации. Данная публикация не является руководством к действию, а всего лишь отражает мнение автора на определенные вопросы.
Дополнительно читайте:
- Как выбрать юридический адрес
- Место регистрации – домашний адрес. Как избежать проблем?
- Рекомендации юристов о том, как правильно выбрать и купить юридический адрес
- Адрес склада может быть юридическим адресом
- Чем опасно для компании несовпадение юридического и фактического адресов
- Что думают в налоговой службе насчет юридического адреса
- Претензии.. не по адресу
- Переезд фирмы: меняем юридический адрес
- Несовпадение адреса: старая песня о главном
- Несовпадение юридического и фактического адресов: последствия для фирмы?