«Дольше 3,5 лет у нас живёт менее 3% начинающих предпринимателей. Однако 90% тех, кто получил господдержку, выживает», - Дмитрий Сазонов
О насущных проблемах малого и среднего бизнеса в России, о путях решения этих проблем, о структуре современного бизнеса в России в программе «Бизнес-ланч» говорили с Дмитрием Сазоновым, руководителем пермского регионального отделения «Опоры России», представителем Пермского края в Общественной палате РФ. Ведущий – Владимир Соколов.
Выживаемость бизнеса
- Малый бизнес и средний бизнес - как отличить?
- Между малым и средним бизнесом проведена достаточно четкая черта, эти критерии определены 209-м федеральным законом. Они отличаются по количеству работающих сотрудников, по обороту.
Есть градация - микро, малый и средний бизнес. До 15 человек – микробизнес, до 100 человек - малый бизнес. Все, что свыше - это уже средний бизнес. Точно также по обороту. Средний бизнес – это свыше миллиарда рублей в год.
- Хорошо, тогда я думаю, у нас малый бизнес будет в приоритете. Потому проблемы с пожарными, налогами и т.д. - с ними сталкивается малый бизнес, все-таки.
- Он более чувствительный в этом смысле, поскольку у среднего бизнеса уже достаточно компетенций, чтобы снять вот эти вот чувствительные для малого бизнеса проблемы за счет знания, уровня, за счет реальных кадровых возможностей.
- Типичная история среднего бизнеса в России - это бывший микробизнес, ставший малым бизнесом и переросший в средний бизнес? Или это люди, предприятия, которые унаследовали что-то с тех пор, когда у нас «дербанили» наше советское наследие?
- Знаете, есть такое выражение... «Что нужно, чтобы стать миллионером? Для этого нужно сначала быть миллиардером».
- Это наши суровые российские реалии.
- Если говорить серьезно, то тенденции среднего бизнеса достаточно сложные по его развитию, поскольку у среднего бизнеса идёт реальное сокращение и в количественном отношении. По стране, статистика такова, что средний бизнес сокращается.
- Сокращается количество предприятий среднего бизнеса или…
- Количество предприятий, количество занятых на этих предприятиях. И поскольку с точки зрения экономики средний бизнес является теми самыми газелями, которые должны расти и увеличивать ВРП и ВВП, то это пока тенденция удручающая. Малый бизнес все-таки более текучая субстанция...
- Более гибкая.
- Да, текучая, перетекающая. Ведь любой предприниматель - это определенный склад характера, определенный подход к жизни, предпринимательский подход.
- Может быть, авантюрный.
- Может быть и авантюрный, это могут быть разные составляющие, потому что у человека, может быть, отсутствуют знания, он идет, берет кредиты, прогорает, и отсюда получается определенная неудовлетворенность жизнью и все вокруг виноваты. Это тоже есть, доля таких людей. Но в целом это подход - противоположная чаша весов к жизненному подходу типа иждивенчества. Вот есть иждивенцы, а есть люди-предприниматели. Он никогда не сидит на месте, он встает и начинает что-то делать. И предпринимательский подход не только у тех, кто бизнесом занимается, это и у ученых есть, у людей, которые по найму работают, это подход такой.
У нас дольше 3,5 лет живёт менее 3% начинающих предпринимателей. Это очень низкий уровень выживания вот этих мальков, которых мы выпускаем в океан бизнеса. Но при этом, по данным Министерства экономического развития РФ, выживает 90% начинающих предпринимателей, которые получили меры господдержки.
- Ну, 70 лет, которые прошли до перестройки были посвящены, в частности, тому, чтобы убить в народе желание быть независимым от кого-то, поэтому у нас сейчас, может быть, все виноваты. Хорошо, еще одна маленькая цифра, и перейдем к проблемам. Какой процент начинающих предпринимателей может выжить, остаться в бизнесе?
- Это очень хороший вопрос, мы в Общественной палате России недавно проводили слушания по эффективности мер государственной поддержки в целом по стране, и такая была интересная статистика: у нас дольше 3,5 лет живёт менее 3% начинающих предпринимателей. Это очень низкий уровень выживания вот этих мальков, которых мы выпускаем в океан бизнеса.
- 97% с лишним погибают.
- Да. Но при этом, по данным Министерства экономического развития РФ, которые были представлены у нас на слушаниях, 90% начинающих предпринимателей, которые получили меры господдержки (субсидирование процентных ставок, возможность быть резидентом в бизнес-инкубаторе или технопарке), выживает. Речь идет о том, что меры господдержки, если они четко таргетированы на потребности предпринимателей, дают очень хороший эффект. Важно, чтобы эти меры были востребованы малым бизнесом.
Главные проблемы бизнеса и пути их решения
- Давайте обозначим трудности. Я поковырялся в интернете и посмотрел основные исследования, проведённые по всей России. Проблема №1 - высокие налоги для начинающих предпринимателей. Второе: нестабильность законодательной базы. Третье: ограниченность финансовых средств, коррупция, высокие арендные ставки, проверки контролирующих и надзорных органов (пожарные, санэпиднадзор и прочие люди, которые приходят, проверяют и либо все прикрывают, либо остаются довольны). Далее. Высокие ставки по кредитам. В общем, вот основные проблемы. Допустим, начинающее предприятие, пусть 10 человек. Начал. Сразу же зарегистрировать всех работников, завести трудовые книжки, застраховать их, заплатить налог, заплатить аренду. Это повышает порог вхождения в бизнес, очень сильно повышает.
- Проблемы малого бизнеса, которые вы перечислили, примерно так и расположены и с точки зрения чувствительности. Если говорить по порядку. Тема налогов. Есть инициатива сейчас все-таки сформировать налоговой период в виде налоговых каникул для начинающих предпринимателей на первые 2 года. Законодатель и государственные органы власти здесь видят несколько рисков, с которыми нам приходится бороться и менять у них парадигму восприятия в сознании. Они говорят: малый бизнес будет дробиться, будет вновь регистрироваться... На самом деле, это не важно. И вроде бы нам удается убедить. Сейчас есть инициатива по законопроекту о налоговых каникулах, бюджетный комитет ее внес, Андрей Макаров в Госдуме. Речь идет о налоговых каникулах для начинающих предпринимателей до 2 лет, нулевая ставка по налогу на прибыль. Это то, о чем мы мечтаем.
- Мне кажется, Дмитрий, это несущественно, потому что если ИП на «вменёнке» сидит, то он оптимизирует свою бухгалтерскую отчетность и без этой инициативы выйдет на минимальный налог на прибыль. Это не главная проблема, нет?
- Это одна из существенных проблем. Есть еще одна проблема для начинающих, в первую очередь, то, что касается микробизнеса и самозанятых - это упрощенная система регистрации и упрощенная система отчетности, чтобы не вести бухгалтерию, не нанимать людей.
- А это проблема.
- Это серьезная проблема, здесь эту проблему решает патентная система. Приходишь, покупаешь патент на 3, 6, 9 месяцев. На любой период, который считаешь нужным, в зависимости от того, насколько сезонный бизнес.
- Это можно сделать уже сейчас?
- Это можно сделать уже сейчас, патентная система в принципе работает, и вот эта инициатива по получению упрощенного патента, она как раз в Госдуме совместно с этим законопроектом рассматривается и предлагается, о котором я говорил, по налоговым каникулам. То есть, налоговые каникулы (нулевая ставка по налогу на прибыль) и патентная система (чтобы самозанятый просто пришел, получил патент и всё).
Самая главная точка борьбы сейчас с депутатами и с исполнительной властью, за подход: какова должна быть стоимость патента? Здесь есть несколько позиций. Мы, все общественные объединения, считаем, что стоимость патента должна составлять сумму всех страховых, социальных платежей, и в пенсионный фонд в том числе. Чтобы человек, приходя и покупая патент, сразу же себя обеспечивал накоплениями пенсионными, страховыми платежами, медицинскими, и чтобы это бы давало гарантию, что он, во-первых, законно работает, во-вторых, он еще и легализовался в своем пенсионном.
- И, получается, что он избавляется от необходимости платить все вот эти взносы. Суть в том, чтобы он просто заплатил разово за патент?
- Да.
- А если он нанимает работников?
- Пока речь идет о самозанятости. Занимается человек репетиторством...
- Извозом частным.
- Да. Это, по сути, ремесло, у него есть навыки, компетенции, квалификации, и он как ремесленник этим занимается.
- Опять же, Дмитрий, надо ли это тем, кто занимается ремеслом, сдает квартиры, изготавливает погремушки или занимается частным извозом? Кстати, частных извозчиков ещё как-то можно поймать, а этих нет.
- Если речь идет про «поймать», то это немного другая история.
- Зачем патент, если он прекрасно продает свои погремушки?
- Здесь задача не поймать, здесь задача мотивировать на то, чтобы человек работал легально, чтобы шла социальная реклама: «Заплати налоги и спи спокойно». Здесь речь больше идет о том, чтобы он легализовался как гражданин и делал все отчисления для себя, социальные, страховые, пенсионные, и они обеспечивали бы ему гарантии как гражданину, что у него будет страховой полис, у него будет медицинский полис, значит, он идет, получает все эти услуги от государства, иначе он этого не может сделать.
По сборам с 22 видов бизнеса. Была такая бурная реакция: нас не слышат, нас не слушают. Мы собрались, провели слушания. По сути, это были нулевые чтения. И весь бизнес высказал свое мнение по этому законопроекту. После этого остался один вид деятельности и один субъект - только Москва как федеральный центр.
- Медицинский полис, страховой полис - на мой взгляд, мотивация слабовата. Потому что медицинский полис у меня тоже есть, но я хожу в платную клинику. Я здесь услышал единственное, что интересным мне бы показалось, если бы я вдруг решил чем-то заниматься – это налоговые каникулы. Но опять же, налог на прибыль – это какая-то микромера для микробизнеса. Дмитрий, нестабильность законодательной базы?
- Это практически основной вызов, с которым нам приходится сталкиваться. В чем его сущность и актуальность? В том, что у нас есть возможность законодательной инициативы в различных субъектах (это органы исполнительной власти, законодательной власти как регионального, так и федерального уровня). И сейчас принят федеральный закон по ОРВ (оценка регулирующего воздействия), который регламентирует, что все субъекты должны принять соответствующие законы у себя в регионе по оценке регулирующего воздействия в 2014 году. В 2015 году муниципалитеты должны будут принять соответствующие законопроекты у себя, на своем уровне.
В чем суть закона об оценке регулирующего воздействия? Она заключается в том, что любая законодательная инициатива, касающаяся, если мы говорим про субъекты малого и среднего бизнеса, должна проходить процедуру оценки регулирующего воздействия, с участием бизнес-сообщества, с участием тех заинтересованных сторон, кого это касается. И, соответственно, будет заключение, прошел этот законопроект с положительной экспертизой оценки регулирующего воздействия либо с отрицательной. Это уже серьезный шаг к тому, чтобы общество участвовало в формировании законопроектов, которые их так или иначе касаются.
И есть на сегодняшний день несколько узких мест, которые касаются федерального уровня. Например, с этой проблемой мы сталкивались буквально недавно. Тот же комитет по бюджету, предложивший хорошую инициативу по налоговым каникулам и патентам самозанятым, выступил с инициативой о введении так называемых муниципальных сборов, причем 22 вида предпринимательской деятельности попадали под эти сборы.
- Еще раз. Вносится законопроект на дополнительные «поборы» с предпринимателей, 22 вида деятельности...
- Такова была инициатива, причем, она была достаточно интересно сформулирована, и вот здесь закон по ОРВ на нее не распространялся. Это было в виде поправок между первым и вторым чтением в Госдуме. За 2 или 3 дня до проведения вторых чтений законопроект по налоговому маневру в нефтяной отрасли, ничего общего не имеющей с малым бизнесом. Вот это, конечно, история, которая достаточно сильно напрягает все бизнес-сообщества. Здесь была такая активная, бурная реакция: нас не слышат, нас не слушают. Мы собрались, провели слушания на площадке Общественной палаты. По сути, это были нулевые чтения. И весь бизнес высказал свое мнение по этому законопроекту, после этого остался один вид деятельности и один субъект - только Москва как федеральный центр с июля 2015 года.
- Итак, вносился законопроект, инициатива ввести дополнительные сборы, поборы (как угодно) с бизнеса по 22 видам деятельности. Отбились, вроде бы. Пока что введено в Москве для одного вида деятельности?
- Да, этот вид деятельности «торговля», там 4 подвида одного вида деятельности. Основная позиция наша заключалась в том, что отсутствует финансово-экономическое обоснование
- Почему отсутствует? Сборы в бюджет нужны, нужно пополнять бюджет.
- Я имею в виду, что расчеты просто отсутствовали.
- И вот ещё одна проблема – это ограниченность финансовых средств. Проще говоря, либо у меня есть свой стартовый капитал, достаточный для того, чтобы преодолеть порог вхождения в бизнес, либо у меня его нет, но у меня есть идея, есть расчет, мне нужны деньги. Я иду с этой идеей, с проектом – куда? У меня есть возможность пойти в банк и попросить там кредит. Банк требует обеспечение кредита. Если все получится, то процент у нас довольно высокий по кредитам, надо будет платить какие-то арендные ставки. То есть, одна из проблем - недостаточность средств, чтобы войти в бизнес. Дмитрий, как это можно решать?
- Во-первых, очень важно саму идею, если она возникла у вас в голове, обкатать на качественность ее реализации, на возможность ее реализации. Потому что максимальное количество проблем, которые возникают на старте, они как раз из-за того, что сам бизнес-проект недостаточно качественно проработан. И даже если кто-то вам помогал, участвовал в формулировках, в расчетах, все равно их надо проверить на друзьях, а лучше на опытных предпринимателях.
Что касается привлечения денежных средств, банки осторожно идут на выдачу денежных средств по этой причине.
- Они же тоже знают, что 3% выживает.
- Да, есть риск невозврата. Есть типовые проекты у «Сбербанка», на сайт вы заходите и смотрите типовые проекты для малого бизнеса - прачечные, автосервисы, любые другие сферы услуг (там, где в основном живет малый бизнес – это сфера услуг). Торговля традиционно, потому что это то, с чего начинался у нас малый бизнес в стране с 1991 года после закона о кооперации. Вот это те направления, которые сейчас доступны для малого бизнеса в первую очередь, откуда он может стартануть. Существуют типовые проекты, которые точно выведут. Есть примерная доходность, она посчитана с учетом трафика, с учетом группы городов (там, по-моему, 4 группы городов посчитано, от Москвы до наших Березников и Кунгура по тому трафику, который возможен, и той покупательской способности, которая есть в территориях).
Самые удобные схемы для малого бизнеса, я считаю, ближе к франшизе, там, где уже более или менее все обкатано.
- Но франшиза тоже стоит денег.
- Да, но я имею в виду «ближе к франшизе», там, где уже проверенные виды деятельности. Необязательно покупать франшизу, можно взять типовой проект того же автосервиса, там, где уже все расчеты сделаны там, где есть возможность в меньшей степени ошибиться как неопытному начинающему предпринимателю. А все совершают одни и те же ошибки, вот эти 97% погибающих мальков делают одни и те же ошибки, в принципе. Где-то не рассчитали оборотные средства, где-то не рассчитали свою доходность, где-то не рассчитали свой трафик, самые простые элементарные вещи, то, что опытный предприниматель делает на автомате.
- Итак, все-таки денежные средства банк дает неохотно. Чтобы очаровать банк, вам надо дать ему что-то понятное, обкатанное привычное. Если вы собираетесь заниматься инновациями... Не хочу я аптеку открывать, не хочу я автосервис открывать, я придумал антигравитационный пояс, в конце концов! И мне все говорят: «Ты с ума сошел». Я пошел в банк, банк меня завернул и покрутил пальцем у виска. Денег у меня нет, зато у меня есть чумовая идея.
- Если это действительно чумовая идея, и она в производственной сфере, для этих целей определенная структура все-таки создана. Это бизнес-инкубаторы, это возможность участвовать в различных фондах. Дается начальный капитал, фонд Бортника.
- Это в виде гранта дается?
- Да, плюс даются субсидии, когда ты сперва какие-то затраты понес, потом тебе их возместили. И граты тоже даются. И эти вещи проходят конкурсный отбор, тебе надо защитить свою идею.
- Перед кем?
- Перед представителями этого денежного фонда, который дает эти денежные средства, есть различные направления. Фонд «Наше будущее» поддерживает социальные проекты, фонд Алекперова, «Лукойл», фонд Бортника есть, вплоть до Сколково, у нас есть резиденты от Пермского края, которые проходят эту цепочку и попадают туда. Это реальные деньги, это не фантазия никакая. Есть Пермский центр развития предпринимательства, Фонд развития предпринимательства.
Кстати, важно. Одна из проблем, которую мы обсуждали, когда говорили об эффективности мер господдержки: у нас, по-моему, только треть предпринимателей информированы, что меры господдержки вообще существуют.
- С чем это связано? Уверяю вас: если я сегодня пущу слух, что где-то на окраине Перми стоит вагон с бесплатной сгущенкой, там через полчаса будут все бабульки Перми. Это та категория, которая не пользуется интернетом, но они все будут там с авоськами. Может быть, это не очень-то и нужно, может быть, это не очень работает. Как это так - есть халява и об этом никто не знает?
- Это не халява. Тут нужно разделять понятия.
- Это шанс.
- Да, это шанс, совершенно верно. И еще один из важных показателей, он присутствует в отчете Всемирного экономического форума - рейтинг страны. И там один из показателей наиболее слабых – уровень доверия. Мы говорим о том, что кто-то где-то раздает сгущенку, и если высокий уровень доверия, бабушки туда приедут и в очередь выстроятся. Здесь, видимо, недоверие существует. Да, это доступно, но, может быть, это доступно каким-то своим. Сейчас такое понятие как «своизм» введено в общем сознании - да, я приду, но мне наверняка это не достанется.
И эту историю надо менять, как раз задача выстроить социальный диалог между властью и предпринимателями. Для этого существуют, в том числе, общественные институты, здесь тоже есть определенный уровень недоверия. Почему это возникает? Я предприниматель, я сижу в своем конкурентном рынке, я понимаю, что я со всеми там воюю и я никому не доверю. Так у нас рассуждают в основном. А пойти и заниматься общими проблемами – это очень нетрадиционное поведение.
- Как водится, у нас государство не доверят нам, мы – ему.
- Это ключевая проблема.
Была возможность у регионов снижать с 15% до 5% налог по определенным видам деятельности. Результат знаете какой? Увеличились поступления в бюджет по этим видам деятельности. Я, например, Ульяновскую область могу привести в пример. То есть, когда мы повышаем налоги, мы с этого получим не больше в бюджет, а наоборот.
- Вспоминается старый анекдот: «Слушай, скажи, где ты меня кидаешь?» Ладно, хорошо, есть бизнес-инкубаторы, но я думаю, что большая часть наших предпринимателей идет по типовым проектам. У них это не получилось, то не получилось. Проверки разного рода, госпожнадзор и все такое. Получается, государство, обстоятельства давят и заставляют уходить в тень. И принимаются законы, платятся дикие деньги за то, чтобы это все контролировать, выявлять, наказывать. Также все больше предпринимателей уходят в тень по зарплате – просто, чтобы выжить. И получается замкнутый круг какой-то. У государства не хватает ни средств, ни сил, ни возможностей, чтобы проконтролировать законность всего предпринимательства...
- Я бы даже сказал, что у нас контролируют как раз законных предпринимателей.
- Потому что они уже о себе заявили, им просто сложнее взять и скрыться. А какой-то выход есть волшебный, чтобы на самом деле было невыгодно обманывать?
- Волшебный выход в этой ситуации очень простой. Самый главный вопрос, который задают всегда предпринимателям органы власти, чем вам еще помочь, что сделать…
- Знаете, что отвечают? Оставьте нас в покое
- Совершенно верно, это самый популярный ответ у нас в стране на этот вопрос. Вернее, он единственный. Это основная потребность, которая есть у предпринимателей - простые долгосрочные отношения и стабильная система без внесения каких-то изменений. То есть, есть устоявшаяся система отношений, она уже более или менее понятна. Кстати, есть определенные регионы, которые внутри своих полномочий экспериментируют по налогу на прибыль. Была такая возможность у регионов снижать с 15% до 5% по определенным видам деятельности. Результат, знаете, какой? Увеличились поступления в бюджет по этим видам деятельности. Я, например, Ульяновскую область могу привести. В Общественной палате России у нас этот пример звучал. Обратная связь, непрямая, рефлекторная: когда мы повышаем налоги, мы с этого получим не больше в бюджет, а наоборот.
- То есть, вышли из тени.
- По сути, да, и бюджет получил гораздо больше средств. Вот в чем интерес, понимаете? Это же психологическое определенное напряжение - поймают, не поймают? Это достаточно тяжело.
- Приходится выбирать: либо бегать и заниматься бизнесом, либо вообще не заниматься бизнесом. Заплатить и спать спокойно... Только я слышал, что не всем после этого спится, потому что на голодный желудок плохо, говорят, спать.
- Совершенно верно.
- Хорошо, один из вариантов - снизить налоговую нагрузку до такой степени, чтобы бегать было невыгодно, было выгодно спокойно заплатить. Коррупционные все составляющие, пожарные… На мой взгляд - пусть меня простят все эти органы надзора - смысл их деятельности сводится не к тому, чтобы обеспечить противопожарную и санитарную безопасность, еще что-то такое. Смысл их деятельности в том, чтобы вовремя выявить плательщика и заставить его заплатить.
- Да, некоторые, кстати, даже контролирующие органы так браво отчитываются о своих достижениях, и основной показатель у них знаете какой? Количество собранных денег штрафами. И они здорово в них разбираются.
- Еще бы, это их хлеб.
- Если говорить предметно и в части проверок: снижение административного давления контролирующих органов - здесь, скорее всего, нужно принимать некий рисковый подход. Допустим, есть малый бизнес, который занимается простыми вещами. Там, где риск травматизма, опасности, общественной угрозы минимален как таковой. А есть объекты, которые эксплуатирует предприниматель, объекты с повышенной опасностью...
- Например, чистят снег на крыше...
- Да, например. Если вообще эта услуга оказывается бизнесом, если это не муниципальное предприятие, ТСЖ или управляющая компания.
- Я читал как-то, что надо, чтобы выпустить работника на крышу с лопатой. Караул просто! Каждый день инструкции. Да пусть оно самое падает!
- Есть несколько узких мест. Трудовая инспекция. В офисе резиновые сапоги нужно иметь уборщице, чтобы помыть помещение! Такой чрезмерный перечень различных требований – это первое. И второе - от того, в резиновых она сапогах мыла пол или она в туфельках мыла пол, риск того, что произойдет какое-то общественно опасное явление, не увеличивается.
Поэтому, здесь нужно, сделав шкалу рисковой оценки тех или иных видов деятельности, которые бизнес малый осуществляет, просто в десятки раз сократить количество проверок по тем направлениям, которые не являются рисковыми. Уверяю вас, порядка 90% всех малых предприятий подпадают под такую социально, общественно неопасную деятельность.
Мы везем предпринимателей туда, чтобы они лицом к лицу встали с руководителем трудовой инспекции РФ и в лицо ему сказали: «Объясните, зачем мне для уборки помещения резиновые сапоги в чистом, цивилизованном офисе?»
- Есть такая инициатива, такая идея? Пока в каком это виде?
- Буквально завтра в Общественной палате России будут слушания по этой тематике (программа вышла в эфир 24 ноября – прим.ред.), наша комиссия проводит, и мы готовим резолюцию в органы власти, чтобы учли этот рисковый подход, в первую очередь это касается пожарных служб, ростехнадзора и так далее, трудовой инспекции это касается. Мы везем прямо предпринимателей туда, чтобы они лицом к лицу встали с руководителем трудовой инспекции РФ и в лицо ему сказали: «Объясните, зачем мне для уборки помещения резиновые сапоги в чистом, цивилизованном офисе?»
- Она все-таки не трансформаторы моет электрические.
- Да, здесь никакой опасности короткого замыкания не существует.
- Давайте предположим. Может быть, грибки на ногах, может быть, она громко цокает каблуками, поэтому сапоги резиновые...
- Сложно предположить.
- Кто-то ведь это когда-то написал.
- Да, кто-то написал. Задача заключается в том, чтобы это переоценить, потому что это явно избыточное.
- Это было бы здорово, мне кажется. Верится с трудом, но мало ли, вдруг получится.
- По поводу «верится с трудом». О доверии. Вряд ли мы с вами вместе можем это изменить. Я, конечно, этой позиции не придерживаюсь. Здесь, как говорится, уперся, выбрал вектор своих усилий и прикладывай их регулярно. Причем, это делаешь ведь не один, вместе с тобой это делают тысячи предпринимателей. И когда ты приходишь и лицом к лицу встаешь с представителем контролирующих органов и говоришь: «Объясните, пожалуйста, предметно, зачем нужны эти резиновые сапоги»... Человек теряется.
- Вот такие люди как вы, меняют мир. А такие, как я, сидят на кухне и хихикают: «Опять не получилось».
- Возможно, что не получится сегодня, но, может быть, получится завтра.
- Да, вы совершенно правы, надо просто что-то делать.
Структура бизнеса
- Мне теперь интересно узнать о структуре бизнеса. Я посмотрел статистику, 50% - это торговля, малый и средний бизнес. То есть, люди не производят ничего, они перепродают. Значительный сектор – это операции на рынке недвижимости. Производства мало. Неплохой сектор – это услуги. Производство сельхозпродукции, вообще какой-то продукции - где-то в подвале. В связи с этим, вот эта вот структура бизнеса всех устраивает?
- Если говорить с точки зрения государственных задач – конечно, нет. Однозначно таким секторальным драйвером является производственная сфера. Это инновации. Кстати, малый бизнес в этом смысле имеет несколько прорывных направлений, в первую очередь – это IT-отрасль. Программисты наши, у них, благо сохранилась неплохая базовая подготовка образовательная...
- Не только поэтому, мне кажется. Низкий порог вхождения. Ноутбук, мозги, руки и всё.
- Если честно, также достаточно свободная рыночная коммуникация. Ты можешь общаться свободно со всем миром. И потребителя найти себе моментально по средствам интернета в любой точке мира, если ты сгенерировал какой-то интересный продукт. А это возможно делать, вы сами знаете, у нас в Перми есть интересные компании, которые и в мире известны, у нас есть и мелкие компании. А есть просто люди, которые сегодня в серую, по сути, работают, не платят налогов, и при этом неплохие работы выполняют.
Мне кажется, сельское хозяйство - это очень важная отрасль, поскольку это продовольственная безопасность с одной стороны, с другой стороны – социальная стабильность. Потому что у нас люди, которые работают в крестьянско-фермерских хозяйствах - самозанятые, они себя кормят. И вот тут уже точно нужны стабильные отношения, минимальная налоговая нагрузка и стабильный сбыт.
- И отлично себя чувствуют.
- Отлично себя чувствуют в какой-то части, в какой-то не очень.
- Есть фрилансеры…
- На самом деле, если говорить по технологии взаимодействия, там тоже можно выстроить цивилизованные отношения через договоры, фрилансеры тоже должны быть защищены. Потому что там очень часто бывает, что и не рассчитываются с фрилансерами.
- Это становится мгновенно известно всему интернет-сообществу и тот, кто не рассчитался, второго фрилансера уже себе не найдет. Поэтому, в основном, рассчитываются. От чего тут защищать фрилансеров? Разве что от налогов их можно защитить, но они итак защищены хорошо.
И все-таки, что-то делается или планируется, чтобы изменить структуру бизнеса в России, на сельское хозяйство, какое-то производство, еще что-то? Потому что, мне кажется, мы практически ничего не производим, мы только продаем, перепродаем, у нас еще IT-отрасль развита, потому что там все очень просто - сел утром в трусах с чашкой кофе и работаешь...
- Это да, это такая мечта программиста - сидеть, не выходя на улицу.
- Мне кажется, это реальность.
- Я не соглашусь, потому что сам программист по образованию, работал и фрилансером, и первая компания у меня была такая. На самом деле, здесь рынок тоже сейчас плотный, и себе нужно найти свою нишу. Вопрос по поводу сельского хозяйства. Мне кажется, это очень важная отрасль, поскольку это продовольственная безопасность с одной стороны, с другой стороны – социальная стабильность. Потому что у нас люди, которые работают в крестьянско-фермерских хозяйствах, подсобных хозяйствах, они самозанятые, они себя прокармливают, прокармливают свою семью. И вот тут уже точно нужны стабильные отношения, минимальная налоговая нагрузка.
- И стабильный сбыт.
- Да, стабильный сбыт. Да, это как раз та проблема, которую мы заостряем для государства, чтобы организовать логистические цепочки по сбыту, по закупке продукции у таких предпринимателей.
- То есть, эта проблема есть, они осознана.
- Естественно.
- И тоже когда-то, может быть, что-то с ней...
- Рассчитываем, что да.