Инвестиции в стартап: возможности и риски
Участники круглого стола обсудили ряд наиболее важных вопросов в сфере инвестирования стартапов: способы заключения и особенности синдикативных сделок, мировые примеры синдикативного инвестирования, снижение рисков инвестиций в инновационные проекты путём синергии инвесторов, опыт развития международных компаний, начиная со стартапа.
Спикеры также подробно остановились на обсуждении роли инвестора при работе со стартапами.
«Если инвестор хочет быть инвестором, он не должен участвовать в бизнесе, — уверена Луиза Александрова. — Если у него контрольный пакет акций, то он уже не инвестор, он предприниматель».
Виктория Желтова не согласилась с этой точкой зрения, посчитав это решение не универсальным: «Это правильная позиция, когда работаешь с компанией, которая уже прошла путь становления. Но всё это не касается работы со стартапами. При работе со стартапом инвестор должен знать своё место, но делать ему приходится намного больше».
Спикеры не обошли стороной и вопрос личных качеств перспективного начинающего бизнесмена.
«Чтобы сделать свой бизнес, человек должен быть невменяемым, — говорит Виталий Виноградов. — Наша работа как инвесторов заключается в том, чтобы выслушать всех этих «невменяемых людей», которые изобретают «вечные двигатели» и понять, какой из этих «двигателей» заработает».
В заключение эксперты в сфере инвестиций обсудили риски, связанные с инвестированием в стратап. Луиза Александрова подняла вопрос софинансирования для снижения объёмов возможных финансовых потерь, а Рустам Тайгер назвал три основных риска: непонимание практического применения технологии разработчиками, чрезмерный оптимизм, отсутствие сплочённой команды: «Первый риск связан с тем, что продукт компании — это не технология, а выгода. Предприниматели приходят с технологией и начинают искать варианты, что с ней делать. Они находят, а потом выясняется, что эта технология не нужна для этого продукта, и эту же выгоду потребитель может получить без технологии. Второй риск — чрезмерный оптимизм, который приводит к тому, что предприниматель недооценивает те ресурсы, которые нужны, хватается за всех клиентов, пытается успеть всё. И третий — отсутствие сплочённой команды. Потому что путь от идеи до успеха чрезвычайно долгий и чрезвычайно сложный».