Взяли деньги инвестора – теперь это не ваш бизнес
Бизнесменам необходимо иметь ясное представление о том, когда и зачем привлекать инвестиции, из каких источников брать необходимые суммы и какие последствия возможны при привлечении инвестиций со стороны.
Для начала вспомним определение стартапа – это временная организация, созданная для того, чтобы найти воспроизводимую, способную к росту и развитию бизнес-модель. Разберем это определение дословно:
Временная организация. Стартап создается не для того, чтобы всю жизнь оставаться стартапом. Целью его создания является рост. Если вы видите свою цель иначе, вам не стоит привлекать средства спонсоров или венчурных инвесторов – лучше взять банковский кредит или воспользоваться целевой помощью правительства малому бизнесу.
Поиск. Считаете свою бизнес-идею уникальной и неповторимой, лучшей из всего, что существует в мире? Есть вероятность, что вы ошибаетесь, и если это так, вы рискуете очень быстро потерять все привлеченные средства инвесторов и уйти в глубокий минус. Поэтому одна из главных задач начинающего бизнесмена – непрерывный поиск жизнеспособной бизнес-модели.
Воспроизводимая модель. Можно найти клиентов среди друзей работников стартапа, можно заключить контракт с помощью личных связей директора – но, как правило, это будет разовая сделка и разовая прибыль. Вам же нужна модель, которую можно повторять снова и снова, и которая будет гарантировать вашему предприятию стабильный доход. К примеру, договор с торговой организацией, которая на постоянной основе будет продавать ваш товар, или веб-сайт, с помощью которого ваши клиенты в любое время смогут делать заказы.
Рост и развитие. Ваша цель – постоянно увеличивать число клиентов, поскольку с каждым новым клиентом будет расти ваша прибыль. Каждый раз, когда вы нанимаете нового менеджера по продажам или увеличиваете расходы на рекламу, не забывайте подсчитывать экономическую эффективность этих шагов (покрывает ли доход, полученный в результате этих мер, сопутствующие расходы).
Термин бизнес-модель характеризует основные аспекты вашего бизнеса. Кто является вашими потенциальными клиентами? Какие проблемы у них существуют? Сможет ли ваш товар или услуга решить их проблемы? Как вы планируете привлекать и удерживать клиентов? Какими будут ваши операционные процессы, способы продаж и ценовая политика? Кто ваши партнеры? Какие ресурсы и действия необходимы для того, чтобы бизнес заработал? Каковы издержки? Из ответов на все эти вопросы и складывается понятие бизнес-модели.
Где взять необходимые средства?
Для начала решите, к какому типу стартапов относится ваш бизнес. Если вы увлеченный серфер, и планируете открыть маленький магазинчик товаров для серфинга, просто чтобы покрыть свои расходы и заработать на жизнь, едва ли вы будете представлять интерес для спонсоров и венчурных инвесторов. Парикмахеры, турагенты, плотники, электрики, работающие как ИП, владельцы маленьких магазинчиков и другие подобные представители малого бизнеса также не заинтересуют инвесторов. И в первом, и во втором случае ожидаемый объем прибыли от инвестиций слишком низок для них. Основателям таких стартапов лучше занять денег у друзей или родственников, либо воспользоваться банковским кредитом.
Инвесторы заинтересуются стартапом, нацеленным на гигантский рост. Хорошими примерами послужат Google, Skype, Facebook, Twitter – все они когда-то были стартапами, но их основатели с самого начала знали, что их идеи изменят мир. В отличие от представителей малого бизнеса, цель основателей подобных проектов – не просто прокормить семью. Они строят компанию с постоянно растущим капиталом, акции которой со временем выйдут на важнейшие фондовые биржи мира и принесут многомиллионный доход.
Но даже если ваш стартап имеет потенциал гигантского роста, в самом начале пути, когда вы будете ставить эксперименты для проверки своих гипотез в поисках устойчивой бизнес-модели, вам лучше тратить небольшие суммы денег. Почему небольшие? Стартапы, как правило, тратят не меньше денег, чем привлекают инвестиций. И на этом раннем этапе вам придется отдавать инвесторам более крупную долю в бизнесе. На необходимое финансирование могут обеспечить друзья, родственники – а, самое главное, первые клиенты. Эти источники гораздо спокойнее реагируют на эксперименты и смену бизнес-модели, чем венчурные фонды.
Когда привлекать инвестиции
До тех пор, пока вы не найдете воспроизводимую и способную к росту бизнес-модель, не рискуйте деньгами. Во времена неограниченного притока денег с их помощью можно легко исправлять ошибки – поэтому в этот период вы можете позволить себе больше экспериментировать. В обычные времена, когда лишних денег на исправление ошибок нет, необходимо концентрироваться на работе с клиентами совершенствовать свой продукт в соответствии с потребностями рынка. И только когда вы прочно займете на рынке свою уникальную нишу, вы сможете тратить деньги так, будто они никогда не кончатся.
Не путайте привлечение денег с созданием устойчивого бизнеса. В идеальном мире у вас вообще не было бы потребности в инвесторах - в этом мире вы могли бы финансировать бизнес за счет доходов от продаж. Но в реальности, чтобы добиться роста масштабов бизнеса, стартапам нужен рисковый капитал.
Привлекайте столько денег, сколько сможете – но только после того, как вы будете иметь реальное подтверждение того, что ваш продукт нужен рынку.
Последствия привлечения финансирования
Привлекая деньги венчурных инвесторов, вы автоматически принимаете их бизнес-модель. Поэтому, если вы основатель стартапа, подойдите к доске и набросайте схему, как работает венчурный фонд. Как фонд и его партнеры зарабатывают деньги? Какова у них внутренняя норма доходности? Какова продолжительность жизни фонда? Сколько средств они инвестируют в вашу компанию? Какую долю им нужно иметь в момент продажи компании или ее выхода на биржу? Что они будут считать своим успехом? Почему?
Есть две причины привлекать венчурные инвестиции. Первая – обеспечить своему бизнесу рост, невзирая на риски. При этом вы используете деньги инвесторов для того, чтобы создать спрос со стороны конечных пользователей и привлечь их в свои каналы продаж. Вторая причина – это опыт, модели и контакты, которыми хорошие инвесторы способны с вами поделиться.
Важно лишь выбрать правильный момент.