Где берут деньги микрофинансовые организации?
Выдача микрозаймов — одно из самых быстрорастущих направлений в сфере финансовых услуг. Считается, что микрофинансы в России оформились как рынок в 2011 году. За прошедшие несколько лет число игроков на этом рынке выросло в геометрической прогрессии, — по разным данным, сейчас их более тысячи. В среднем за квартал появляется от пяти до пятидесяти новых сервисов МФО. Но в тоже время, половина закрывается в течение года, не выйдя на окупаемость.
По сути, российский рынок МФО до инициатив ЦБ, появившихся в конце 2013 года, оставался неокрепшим рынком, у которого не было четкого механизма регулирования. Но при этом сложилось несколько моделей работы, исходя из потребностей населения. Это деньги до зарплаты и длинные деньги, больше половины из которых берут взаймы именно в удаленных малонаселенных городах или селах те, кто по какой-то причине не обращается в банки либо уже получил там отказ.
Единых стандартов предоставления потребительских займов не было. У каждой компании были свои правила по начислению процентов, досрочным погашениям, расчету пеней за просрочки. Попытка ЦБ навести порядок на рынке, должна была привести к тому, что потребители смогли бы лучше разбираться в условиях предоставления займов и сравнивать условия разных компаний между собой, что из-за невысокой финансовой грамотности населения до вступления в силу этого закона было сложно.
Компания «Viva-Деньги», например, в основном выдает более крупные, до восьмидесяти тысяч рублей, и длинные займы, сроком до года. Но значительный рост новых игроков в последние годы отмечался именно в нише коротких займов «до зарплаты», поскольку их несложно реализовать многочисленным региональным предпринимателям. Сравнительно высокий доход, быстрый оборот средств и ненасыщенный спрос позволили выстроить сети офисов по всей стране. Эти компании, как правило, не использовали сложные системы оценки рисков, их основная работа строилась на увеличении числа новых клиентов и выявлении откровенных мошенников.
В последнее время ситуация сильно изменилась как из-за жесткой конкуренции за лучшие места для офисов, сотрудников и прочего, так и из-за закредитованности населения и роста просрочки. Такие компании находятся под прессом конкуренции, ведь игроков еще много и барьеры на вход пока минимальные. Компании, выдающие большие и долговременные займы, решают проблему отбора заемщиков и качества своего портфеля. Но и тем и другим для дальнейшего роста необходимо фондирование. Одним нужно постоянно открывать новые офисы, другим — увеличивать портфель, так как их клиенты берут более долговременные займы.
В России сейчас доступно всего несколько способов дополнительного фондирования МФО:
• привлечение денег от населения. В России законодательно ограничен порог приема вкладов от населения, поэтому этот источник фондирования не играет такой заметной роли. Порог входа в полтора миллиона рублей отсекает неквалифицированных инвесторов, которые не могут грамотно оценить риски. При этом на рынке МФО не работает система страхования вкладов от АСВ;
• облигационные займы. Один из лидеров российских МФО — «Домашние деньги» — в 2013 году использовала этот инструмент, и разместила облигационный заем на сумму в один миллиард рублей. Однако, этот механизм фондирования пока доступен, только если компания довольно большая и прибыльная, отчетность — аудируемая по МСФО, собственный капитал не менее тридцати миллионов долларов, а структура собственников прозрачна;
• мезонинный кредит. Это не самый известный вид финансирования в России, хотя он подходит для средних компаний на развивающихся рынках. По сути это вариант смешанного финансирования с элементами кредита и дополнительной доходности, которую обычно получают акционеры. Именно этот способ фондирования использовался в «Viva-Деньги» в конце 2013 года для роста портфеля и географической экспансии. Пока это единственный пример привлечения финансирования западного фонда МФО, но сам инструмент может стать более популярным на российском рынке из-за дополнительных гарантий для кредитора;
• кредит в банке. Еще один механизм финансирования, который широко развит на зарубежных рынках МФО, — финансирование банковской группой. В России он работает, к сожалению, только при условии аффилированности МФО с тем или иным банком. В 2013 году было насчитано около пятидесяти МФО, таким образом связанных с банками. Среди них МФО «Микрофинанс» (ВТБ 24), «Мигкредит», (банк Открытие), «Нано-Финанс» (Анкор-банк) и другие. Но независимым МФО пока очень сложно получить доступ к банковскому финансированию;
• частный капитал. Практически единственный постоянный источник фондирования для МФО — частный капитал, тот, который невозможно получить на публичных рынках. То есть если у компании нет публичных инструментов, она может фондироваться либо частными, либо банковскими деньгами. Этот вид фондирования сейчас является для МФО основным, и составляет около семидесяти процентов.
По мере развития рынка, его укрупнения, появления четких методов регулирования со стороны ЦБ, должны развиться и стать доступными основным игрокам и другие формы финансирования, уже привычные на Западе — квазиэкъюти, облигационные займы, банковское инвестирование и привлечение средств в ходе IPO. В ближайшие полтора, а то и два года можно ожидать значительных изменений на рынке МФО вслед за консолидацией и усилением регулирования. Кому-то новые правила работы на рынке микрофинансов покажутся жесткими, кому-то нет, но в целом этот процесс будет влиять на оздоровление рынка.