Homo Commandus – новый тип современного предпринимателя
Конечно, образ предпринимателя – хваткого бизнесмена, успевшего купить подешевле и продать подороже, безнадежно устарел и фактически вымылся из культурологической памяти. На смену ушлым пришли молодые и коммуникабельные. Они словно шутя, строят огромные корпорации, обходя рифы, потопившие не одного бывалого бизнесмена. Как и, главное, благодаря каким качествам это происходит?
Чем вас привлекают некоторые люди, которых вы встречаете? Почему вы чувствуете, что один человек действительно заинтересован в том, что вы хотите сказать, а другому на самом деле наплевать? Харизма — это не нечто мистическое. Просто эффективные люди освоили «универсальное» поведение, особенно важное для привлечения нового человека или группы. А если такой человек оказывается во главе компании, то и бизнес-процессы часто строит особенным образом. Хотя в случае с этими особенными людьми они и не выступают в качестве начальника в традиционном его восприятии.
Президент, председатель правления Сбербанка России Герман Греф ввел в нескольких отделениях Среднерусского банка Сбербанка России систему, которая направлена на задействование потенциала каждого сотрудника и исключает централизованную функцию руководителя. В новой парадигме команда меняется изнутри: сотрудники учатся быть самостоятельными и несут ответственность за свои решения.
Андрей Кривенко семь лет назад с нуля создал сеть «ВкусВилл» и «Избенка», которая в 2015 году году принесла 5,6 млрд руб. выручки и 278 млн руб. прибыли. Принцип самоуправления Андрей ввел еще в 2013 году. Сегодня из двух с лишним тысяч сотрудников только восемь человек занимают управляющие должности, доходы продавцов целиком зависят от продаж магазина, а сотрудники офиса приходят на работу, когда захотят. По словам Кривенко, именно система самоуправления позволила ему закрепиться на рынке и открывать по шесть новых магазинов в неделю.
Можно выделить три важнейших фактора эффективного поведения в рамках таких систем: вежливость, открытость и автократия.
Вежливость
Вежливость довольно просто определяется как «быть корректным, дружественным, душевным, внимательным, искренним, чуткими, строгим, но справедливым, цивилизованным и чувствительным». (Слова, описывающие отсутствие вежливости, включают: грубый, жесткий, циничный, высокомерный, неуважительный, критичный, резкий, наказывающий, негативный, осуждающий и снисходительный.) Вот некоторые динамики вежливости:
- Показывать неподдельный интерес к людям, видеть в людях потенциал для развития в нечто большее, чем они являются, но предоставлять право быть самими собой.
- Устанавливать хороший баланс между интересом к жизни других людей и их правом на личную независимость, неприкосновенность частной жизни и свободу. Лидер заботится без любопытства или навязчивости.
- Слушать, не отвлекаясь и без эгоцентризма, хотя можно выразить личную ограниченность во времени, честно и прямо.
Открытость
Открытость выражается двумя способами. Во-первых, это степень, в которой лидер является искренним, понятным, делящимся, доступным и эмоционально «на высоте». Открытость напрямую зависит от степени доверия людей друг к другу: если мало доверия, то и открытость будет слабой.
Так, Борис Дьяконов, в прошлом председатель правления в Банк24.ру, сейчас развивает вместе со своей командой и корпорацией «Открытие» новый проект, – банк для предпринимателей «Точка». Борис посадил классических банковских управленцев, которые привыкли давать задания, рядом с программистами и операторами поддержки. Около 20% руководителей такой подход не приняли и ушли, а те, кто остались, работают как частные предприниматели внутри компании — пользуются неограниченными правами, гибким графиком и сами формируют свой доход.
Во-вторых, открытость подразумевает, что критическая информация является доступной и свободно распространяется, не давая пищу для слухов и толкований. Это означает не много болтовни и обниманий, а ясный, краткий и точный обмен как сведениями, так и чувствами, не опасаясь репрессий или эксплуатации.
Автократия
В последние годы упор делался на более мягкие тона, участие в управлении, совместное принятие решений и демократизацию рабочего места. Я поддерживаю эту тенденцию, но она не отменяет требований в отношении ответственности и точки контакта.
Сами организации, во главе которых стоят представители нового вида Homo Commandus также обладают рядом типовых признаков:
- Функции являются голографическими. Продажи, бухгалтерия, обучение, безопасность и качество существуют везде, в сознании всех людей, а не в отдельной нише пирамиды.
- Поскольку есть открытость, информация течёт через минимум фильтров.
- Внешние и внутренние миры постоянно сканируются для выявления едва уловимых изменений, потенциальных точек кипения.
- Морфинг (изменение формы) происходит на постоянной основе. Организация может скорректировать свой стиль, чтобы соответствовать потребностям клиентов, покупателей и др.
- Различия между «внутренним» и «внешним» являются размытыми, поскольку части целого могут отделиться, чтобы соединиться в стратегические альянсы и партнёрства аутсорсинга, а затем присоединиться обратно, когда задачи выполнены.
Все вышеназванное является не только результатом наблюдений и анализа, а представляет собой принципы эффективного функционирования социальной системы, группы людей, компании. Изначально условия задает лидер, он создает среду, в которой раскрылся потенциал сотрудников, что ведет к экономической эффективности. И это, кстати, для лидера самая сложная задача. Первое, что нужно – самому себе ответить на вопрос «зачем?». Второе – договориться с людьми и донести до них главную мысль, чтобы им было понятно.
И помните: цели и ценности витают в воздухе и улавливаются на уровне ощущения. Задача лидера – управлять ими.
Автор: Егор Евланников
Источник: New RetailОригинал: https://new-retail.ru/business/homo_commandus_novyy_tip_sovremennogo_predprinimatelya4178/
Ещё по теме:
Комментарии
Добавить комментарий