И русские делают бизнес: небольшая инструкция по планированию
Менталитет русских людей объективно противоречит базовым свойствам, необходимыми любому успешному бизнесмену. Самоуверенность, инициативность, отсутствие рефлексии, готовность идти на риск, жажда перемен, постоянный поиск возможностей — это не совсем естественные качества для наших мест и нашего времени. Но, к счастью, есть нюансы.
Основа успеха у любого известного предпринимателя — мистическая энергия, видение на грани «мессианства» и маниакальная убежденность в способности строить свою собственную судьбу. Выдающиеся предприниматели идут не за деньгами, а за возможностью менять окружающее, а в перспективе — и весь мир. Илон Маск, Ричард Брэнсон, Сергей Брин, Джефф Безос — это лишь несколько известных имен из десятков тысяч тех бизнесменов, которые формируют мир будущего прямо сейчас.
Разумеется, далеко не все люди с манией величия становятся великими предпринимателями. Есть масса других требований, совокупность которых приводит к проявлению того самого «предпринимательского духа». Например, упорство — одна из ключевых характеристик хорошего бизнесмена. Именно оно помогает решать те грандиозные задачи, которые ставит перед собой выдающийся бизнесмен. Еще нужна толика авантюризма, здоровый оптимизм, рациональность, интеллект выше среднего и т.д.
Но как не бывает двух одинаковых снежинок, так же различны и истории успеха. Правда, есть определенные закономерности, учитывая которые можно строить основу для развития собственной компании. Кстати, западный опыт для современных предпринимателей зачастую не слишком полезен — как из-за разницы менталитетов, так и из-за окружающей экономической среды. Поясню.
План, строгий план, российский план
Любое дело начинается с идеи, переходит в размышления и затем завершается непосредственным планированием. Возьмем, к примеру, немецкий, американский и русский подход к этому самому планированию. С первыми все предсказуемо: у немецкого бизнесмена есть четкий план, которого он неукоснительно придерживается, что бы не творилось затем вокруг него. Американцы гораздо гибче: у них тоже есть план, но когда обстановка меняется, то в этот план оперативно вносятся изменения, чтобы сохранить эффективность или даже использовать новые обстоятельства для ее преумножения. У типичного русского предпринимателя плана вообще нет. Вместо этого смутные видения и яростное желание что-то сделать.
Не стоит воспринимать это как приговор. Например, при всем гении германского планирования жизнь и рынок всегда найдут чем удивить. В любой ситуации немец все равно будет железно следовать определенному пути, даже если мост впереди немножко взорван. Тщательность планирования сделала германскую технологическую отрасль практически эталонной. Но более креативные отрасли, относящиеся к сфере услуг, явно не их конек.
Гибкость планирования американского предпринимателя тоже имеет свои пороговые значения: здесь возможны ловушки превышения лимита многозадачности и экспоненциального роста рисков при накоплении изменений. С другой стороны, гибкость позволяет легко масштабировать бизнесы, именно поэтому на глобальном рынке у США несомненное доминирование. Есть и серьезный ментальный стимул — это нежелание упустить жизненный шанс. Они предпочтут десять раз ошибиться, лишь бы не пропустить уникальную возможность.
Отсутствие плана мешает русским людям запускать действительно масштабные проекты и выходить на глобальные рынки. Но в условиях, когда вся экономика представляет из себя темный лес с постоянно меняющимися условиями, пресловутая «смекалка», то есть нестандартные подходы и постоянная готовность к прыжку в перевороте, оказывается порой единственно приемлемой стратегией. «Нас никому не сбить с пути, нам все равно куда идти» (с). Плюс в области внедрения инноваций у российского бизнеса несомненный бонус — по практическому использованию новых технологий русские постоянно оказываются в первой десятке.
Зачем планировать?
Если рассматривать психологическую предрасположенность к предпринимательству как сочетание авантюризма, фанатичной уверенности в себе, чувства избранности и несгибаемого стремления брать от жизни максимум возможностей, то воспитать в себе подобные качества практически нереально. Но и считать, что именно в этом состоит история любого успеха, неверно. 90 % работы в бизнесе находится совершенно в другой области. И личные качества лишь помогают восполнять недостающие 10 % и не сдаваться, когда что-то идет не так.
Гораздо полезнее с практической точки зрения сконцентрироваться на технических вариантах решения задачи. А именно на построении действующего бизнеса. Любой проект начинается с оценки доступных ресурсов, преимуществ в рамках своей области компетенций и текущих рыночных реалий. Затем выбираются возможности, где ваш личный уникальный опыт и появившаяся идея даст наиболее эффективный выход.
В России не слишком фестивальная рыночная среда, да и в ресурсах мы обычно серьезно ограничены, так что инициативность здесь очень похвальна. Но перед стартом все же стоит потратить время и понять, какие бизнес-риски могут присутствовать, и подготовить план Б, план В, план Г и т.д.
Необязательно учиться на собственном опыте, часто истории успеха и ошибок других людей подкидывают достаточно новых идей и помогают избежать типовых неприятностей.
Стандартный бизнес-план определяет главную идею основания компании, включает стратегию продаж и маркетинга, дает финансовый анализ, желаемый прогноз развития и пр. Что делает отличный бизнес-план? Направляет вас через море рисков и проблем в столь желанную гавань возможностей. Именно на хорошем планировании строится фундамент будущего бизнеса. Изучение текущих тенденций и изменений на рынке — важная часть построения бизнес-плана, который поможет вам оставаться конкурентоспособным в своей отрасли.
Риски бизнес-прогнозов
Будьте осторожны в отношении бизнес-прогнозов. Подробные маркетинговые исследования и понимание стратегий конкурентов помогают обнаружить важные тенденции в отрасли и создать иллюзию полной компетентности. Но, как показывает практика, при составлении прогнозов следует ожидать наименее оптимистичных вариантов финансового развития. Если прогнозы вдруг превысят ожидания, то дополнительные средства всегда можно реинвестировать или потратить на себя, любимого, а вот ситуация с кассовыми разрывами не всегда кончается хорошо.
Планируя цели на ближайшее будущее, будьте реалистичны в отношении времени и ресурсов. Для малого бизнеса работа над более чем тремя ключевыми задачами в год является трудно решаемой — проще зайца в поле догнать.
Нюансы
Сбор данных — один из самых важных разделов бизнес-плана и часто один из самых трудоемких.
- Какие продукты или услуги вы предлагаете?
- Что из себя представляет целевой рынок и аудитории?
- Каковы доступные ресурсы?
- Какие проблемы и риски можно предвидеть?
- Каким способом их стоит решать, что делает ваш бизнес уникальным?
Исходя из этих данных уже можно переходить к деталям: ценообразование, маркетинговый план, финансовый план и т.д.
Разумеется, предстоит конкурентный анализ и исследование рынка, позиционирование бренда и продукта, изучение целевых аудиторий и разработка каналов продвижения. Маркетинговые цели: новые продукты, расширение или восстановление рынка, региональная экспансия, увеличение ассортимента, долгосрочные контракты, партнерские программы. Уже все видится не в столь радужном свете? А ведь мы только начали.
Технологические нужды, система управления цепями поставок, планы логистики и распределения, процессы заказа и исполнения, контроль качества, юридическое и бухгалтерское сопровождение, лицензии, патенты и товарные знаки. Мы также формируем и оптимизируем персонал: определяем ключевых членов команды, налаживаем кооперацию владельцев и акционеров, привлекаем консультантов и советников.
Еще предстоит постоянно работать с финансовыми данными — денежные потоки, коммунальные расходы и амортизация, валовой доход, выплаты по кредитам, налоги и зарплаты — нужно всегда держать в голове карту того, откуда активы поступают и куда они выходят из бизнеса. Плюс иметь не только текущую картину, но и ее изменения с течением времени, проследить причинно-следственные связи и постараться спрогнозировать развитие ситуации хотя бы на ближайший год.
Промежуточные точки
Также планирование предполагает регулярную проверку на реперных точках.
- Что прошло хорошо?
- Что не сделано?
- Были ли непредвиденные коммерческие расходы?
- Вы достигли своих целей? Если так — отлично!
Теперь нужно решить, как вы можете использовать эти достижения в будущем. Нереализованные цели тоже важны, поскольку они выделяют болевые точки в бизнесе, которые необходимо решать.
Неважно, какой у вас бизнес и какая сфера, найти ваши болевые точки мне несложно. Например, персонал – всеобщая проблема на российском рынке. Здесь целый комплекс проблем, начиная от мотивации, недостаточной квалификации, личных качеств и т.д. Найти идеальных сотрудников сложнее, чем клад Емельяна Пугачева. Смиритесь с ментальностью, сконцентрируйтесь лучше на повышении навыков. Определите текущие и будущие потребности ваших сотрудников и подумайте, кому необходимо дополнительное обучение, у кого есть потенциал, кого вы хотели бы сохранить в команде.
Проблемы персонала частично решаются через более глубокое использование новых технологий. Современный бизнес-софт снижает риски человеческого фактора, уменьшает нагрузку, в том числе за счет автоматизации скучных рутинных действий. Общая эффективность и производительность труда также растет. И еще универсальный совет — усильте киберзащиту. Виртуальная безопасность в сочетании с регулярным резервным копированием данных — в наши дни это бытовая необходимость.
Не ждите, пока бизнес-план будет идеально написан, вплоть до микродеталей. У вас просто не хватит компетенций, да и рынок за потраченное время успеет дважды измениться. Ничего в бизнес-плане не надо отливать в граните.
Мода пройдет, спрос изменится, маркетинг устареет, экономика преподнесет очередной сюрприз. В общем, придется снова адаптироваться. Сфокусируйтесь на главной цели. Сосредоточившись на пункте назначения, проще находить решения.
Когда вы решаетесь прыгнуть в мир предпринимательства, это не значит, что вы готовы ко всем испытаниям. Рассматривайте это как спортивное соревнование, где временные неудачи закономерны и естественны.
Без толики здорового оптимизма вы быстро сдадитесь. Пессимизм и хандра свойственны русским, как и любым другим северным европейцам. Но если дать ей доминировать, это не просто блокирует достижение цели, но и заставляет бояться вещей, которые того не стоят, избегать препятствий, которые можно преодолеть.
Любая критика и советы — это точки для развития бизнеса, не стоит принимать их близко к сердцу. Все мы часть великого плана — только никто не знает какого. Попробовать реализовать себя в этой жизни — вполне достойная задача.
Автор: Александр Ермаков