Интернет-магазин: оплата и права потребителя
Предлагаем продолжить рассмотрение вопросов, связанных с работой интернет-магазинов.
Разберемся в способах оплаты и правах покупателя при дистанционной торговле.
Способы оплаты:
1. Наличными курьеру – это самый популярный способ оплаты покупок в интернет-магазине. При расчете наличными деньгами или платежной картой курьер должен выдать покупателю кассовый чек. Какое время должно быть выбито на кассовом чеке? Это не праздный вопрос, потому что обеспечить всех курьеров переносными кассовыми аппаратами стоит недешево. Часто при оплате товара из интернет-магазина можно наблюдать, как курьер выдает кассовый чек, заранее пробитый в офисе или на складе, время выдачи которого указано раньше, чем произошла сама покупка. Это, конечно, удобно для продавца, но правомерно ли это?
Удивительно, но до недавнего времени ФНС разрешала такие кассовые чеки, главное, чтобы они были выбиты в день продажи (письмо от 6 мая 2013 года N АС-4-2/8265). Но, буквально через пару месяцев, в письме от 10 июля 2013 года N АС-4-2/12406@, налоговое ведомство пришло к выводу, что выдача покупателям кассовых чеков, отпечатанных ранее, чем за 5 минут до реального времени расчета, не допускается.
Если курьер – ваш работник, то полученные от покупателя деньги он должен сдать в кассу в тот же день. Показания ККТ надо занести в журнал кассира-операциониста и кассовую книгу, а в КУДиРотразить выручку от реализации этим же днем. Кстати, ваш курьер при получении наличности выполняет и функции кассира, поэтому с ним надо заключить договор о материальной ответственности.
Если доставку осуществляет курьерская служба, то лучше, когда договор с ней предусматривает кассовое обслуживание. В этом договоре оговариваются сроки, в которые курьерская служба будет перечислять вам полученные от покупателя деньги. Доход от реализации будет отражаться в этом случае днем поступления денег на ваш счет.
2. Оплата товара через пункты самовывоза или в офисе (складе) интернет-магазина ничем не отличается от рассмотренного выше варианта. Покупатель может расплатиться наличными или платежной картой, и ему должен быть выдан кассовый чек.
3. Оплата через сайт при помощи банковской карты или по выставленному счету – это вариант предоплаты, безналичным путем, когда деньги от покупателя поступают напрямую на ваш расчетный счет. Применение кассового аппарата в этом случае не требуется.
4. Оплата через электронные кошельки. Регулирует такой способ оплаты закон от 27.06.2011 №161-ФЗ «О национальной платежной системе». Для применения в предпринимательской деятельности ИП или организация должны открыть корпоративный электронный кошелек, с обязательной привязкой к расчетному счету. Остаток электронных денег в корпоративных кошельках на конец дня не должен превышать 100 тыс. руб. Платежи на такой кошелек возможны только от покупателей — физических лиц, расчеты с юридическими лицами и ИП не разрешаются. Расчеты электронными деньгами являются безналичными, ККТ для них не требуется. Учет доходов от реализации отражается датой поступления денег на ваш электронный кошелек.
5. Оплата наложенным платежом при доставке почтой РФ. Это более затратный для продавца способ, как по времени, так и по финансам, но зато он позволяет значительно расширить круг покупателей за счет жителей небольших населенных пунктов, где курьерских служб нет. При отправке посылки с продавца возьмут почтовый сбор и плату за страховку, которые можно возместить, если включить их в общую сумму наложенного платежа. После получения посылки и ее оплаты покупателем, почтовое отделение перешлет деньги на расчетный счет продавца. По сути, это тоже вариант безналичной продажи, поэтому кассового чека от продавца не требуется. Отражаются доходы в КУДиР днем поступления денег от почты на ваш счет.
Права потребителя
Интернет-магазин отличается от обычного магазина, прежде всего, тем, что у покупателя нет прямого контакта с товаром. Вещь нельзя взять в руки и трудно оценить ее потребительские характеристики, судя только по фотографиям или видео. Права потребителя при такой форме торговле требуют большей защиты, и это предусмотрено в документе «Правила продажи товаров дистанционным способом», утвержденного Постановлением Правительства N 612 от 27.09.2007.
Покупатель имеет право вернуть любой товар, приобретенный в интернет-магазине в течение 7 дней после доставки без объяснения причин. Нельзя только вернуть товар, изготовленный по индивидуальному заказу, если он не является бракованным. При этом возвращаемый товар, конечно, не должен быть использован, и должна быть сохранена его индивидуальная упаковка.
Семидневный срок для возврата товара без указания причины может быть продлен до 3-х месяцев, если покупатель не был письменно проинформирован о порядке и сроках возврата товара. Для этого при доставке товара надо передать покупателю памятку или бланк для оформления возврата. Вернуть деньги покупателю нужно в течение 10 дней с момента получения требования о возврате, но можно сразу же, если возврат происходит через курьера.
Кто оплачивает расходы по возврату товара? Если товар надлежащего качества, то покупатель. Если же товар имеет недостатки или при отправке было нарушено условие заказа о количестве или ассортименте товара, то расходы по возврату ложатся на продавца. При получении товара продавец должен его осмотреть и убедиться, что товар сохранил продажный вид и не имеет следов использования, бирки и этикетки на месте, упаковка сохранена. Если это не так, необходимо отметить эти факты в акте возврата, сделать фотографии товара, чтобы быть готовым аргументированно отказать покупателю в возврате.
Пару слов о расходах на доставку товара. Покупатели в Интернете сейчас достаточно разборчивы, и при совершении покупки обязательно сравнят цены в нескольких магазинах. Часто такая, казалось бы, мелочь, как бесплатная доставка, может стать решающим критерием для покупки именно у вас. Если включать стоимость доставки в общую цену товара, но тогда цена товара, указанная у вас на сайте, может оказаться немного выше, чем у конкурентов. А бесплатная доставка при заказе товара на определенную сумму может даже стимулировать рост продаж. То есть в некоторых случаях продавец может не перекладывать на покупателя стоимость доставки.
Таким образом, лучше указывать цену товара и стоимость доставки по отдельности. Тогда покупатель должен будет оплатить доставку, даже если он не приобрел товар (ст. 497 ГК РФ).
Какие главные выводы можно сделать по вопросам работы интернет-магазина?
1. Применять можно только общую или упрощенную систему налогообложения, ни ЕНВД, ни патент для торговли в интернет-магазине не подходит. Частный случай продажи через интернет, когда применение ЕНВД может быть возможным, называют интернет-витриной. В этом случае у покупателя нет возможности сделать заказ прямо на сайте (через корзину или телефон), а он может только ознакомиться с образцами товаров и узнать контакты стационарного магазина, куда он должен прийти и сделать покупку. Разрешен такой способ письмом Минфина РФ № 03-11-11/77 от 07 марта 2012.
Такую интернет-витрину можно использовать и как способ привлечения покупателей для разносной (развозной) торговли на ЕНВД, то есть покупатель, опять-таки, не может сделать заказ на сайте, а только ознакомиться с ассортиментом и узнать контакты продавца. Этот случай более спорный, т.к. формально продавец должен где-то организовать с покупателем место встречи и предоставить для выбора весь свой товар. Если же продавец привезет какой-то один товар, выбранный покупателем через сайт, то это уже торговля по заказам, и ЕНВД здесь неприменим.
2. Выбирать УСН 15% стоит, только если вы сможете обеспечить документальное подтверждение произведенных расходов, и они будут составлять не менее 60% от доходов. Надо также помнить и о том, что в любом случае реализуемые товары должны иметь документы, содержащие сведения об изготовителе, поставщике или продавце. Согласно ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», такая информация должна содержать:
— сведения об основных потребительских свойствах товаров;
— гарантийный срок;
— срок службы или срок годности товаров;
— контакты изготовителя, импортера или лица, уполномоченного на принятие претензий;
— цену в рублях.
3. При получении оплаты от покупателя наличными деньгами или платежной картой, курьер должен выдать кассовый чек, время на котором не должно расходиться с реальным более чем на 5 минут.
4. Покупатель интернет-магазина должен быть подробно письменно проинформирован о потребительских свойствах товара и о том, кто его произвел. Обязательно надо вкладывать документ, разъясняющий правила возврата товара.