Как найти партнеров для своего бизнеса? Базовые критерии партнерства
Творить собственный бизнес в одиночку – очень сложно, проблематично и в какой-то мере, бесперспективно. Значит, остается один выход – найти человека, который станет надежным помощником в бизнесе. В финансовых и деловых кругах такого человека называют бизнес-партнер.
Партнерство: понятие и формы
Практически во всех сферах бизнеса, во всем мире существует понятие партнерства и партнера. В экономическом смысле, слово «партнерство» используется относительно недавно – с 20-го века и означает участие в каком-либо деле. Помимо этого, партнерство является основной производной для слова «партнер».
Партнер же обозначает человека (фирму или компанию), который участвует в определенном деле и объединен со своим партнером одной идеей, одним бизнесом и одной целью. Достаточно часто слово «партнер» подменяется словом «компаньон», т.к. эти два слова несут практически одну смысловую нагрузку.
В бизнес-практике существует несколько форматов партнерства: неформальное и официальное (формальное), а также где партнером выступает человек (физическое лицо) или же организация, компания, фирма (юридическое лицо).
Официальное трактование понятия партнерства: форма организации бизнеса, зарегистрированная в установленном законодательством порядке. В данной форме также имеются различные разновидности партнерства в зависимости от целей и ответственности: некоммерческие и коммерческие, полные и ограниченные.
Неформальное трактование понятия партнерства: это одна из форм сотрудничества, юридически неоформленная, но осуществляемая практически и фактически. В данной форме чаще всего используется так называемое стратегическое (целевое) партнерство, которое взаимовыгодно помогает партнерам осуществлять выбранные ими цели в бизнесе и поддерживать выбранную стратегию.
Партнерство, в котором партнером выступает человек – сфера бизнеса, где имеет значение личность человека, чаще всего созданное в виде индивидуального предпринимательства или просто между физическими лицами.
Партнерство, в котором партнером выступает организация – сфера бизнеса, где в основном партнерские отношения строятся между юридическими лицами (компаниями, обществами, учреждениями и т.д.).
В любом бизнесе, будь то развивающийся или процветающий бизнес, при расширении и развитии необходимы партнеры. Сущность партнерства заключается именно в поддержке и не только финансовой, но и организационной, консультационной и т.д. Современный рынок диктует свои императивные условия – в одиночку «выжить» и «остаться на плаву» удается не всем бизнесменам, а надежные партнеры – достойная поддержка, особенно в периоды кризиса.
Идеал бизнес-партнера
Сразу имеет смысл оговориться и напомнить избитую истину – идеалов не бывает, но существуют качества, которые делают партнера в бизнесе приближенным к таковому.
Так по каким качествам необходимо выбирать себе бизнес-партнера?!
Бизнес-практика показывает, что это:
- компетентность;
- профессионализм;
- ответственность;
- трудолюбие;
- упорство;
- надежность;
- порядочность;
- независимость;
- доверие;
- открытость.
Конечно же, данный список можно пополнять и другими качествами и характеристиками, но все вышеуказанное является базовым и решающим. Безусловно, значимым качеством будет и обоюдная приверженность к бизнес-идее, в которую совместно вкладываются усилия и финансы. Помимо этого, существенным фактором считается и финансовая состоятельность, и возможность творческого подхода при решении ситуаций, и здоровая амбициозность, и психологическая устойчивость и т.д.
Кроме того, без единых целей, без взаимных обязательств и ожиданий, а также финансового стимулирования любой совместный бизнес обречен на провал. Также очень важным фактором в партнерских отношениях является взаимодополнение партнеров, смысл которого в том, что один дополняет отсутствующими качествами другого.
В целом же, панацеи в данном вопросе не существует, потому что каждый бизнес, как и личность партнера – индивидуальны. Каждый подбирает партнера по своим меркам и параметрам.
Достоинства и недостатки партнерских отношений в бизнесе
Любые отношения, в том числе и отношения бизнес-партнерства, имеют свои положительные и отрицательные стороны. Привлекая партнера в свой бизнес нужно быть готовым и к недостаткам, и к достоинствам такого сотрудничества.
Достоинства бизнес-партнерства:
- поддержка партнера: финансовая, консультационная, организационная и, что не маловажно – эмоциональная;
- распределение ответственности – в большинстве случаев ответственность за действия и результаты ложится поровну, а не на одного человека;
- возможность разграничения сфер деятельности и контроля;
- быстрое реагирование на проблемы с нескольких сторон и многогранное видение проблемы;
- минимизация рисков в бизнесе за счет знаний и умений каждого партнера и т.д.
Возможный список достоинств от взаимовыгодного партнерства в бизнесе носит неограниченный характер и по мере совершенствования бизнеса может существенно расширяться.
Недостатки бизнес-партнерства:
- распределение дохода от бизнеса в зависимости от роли и вложений партнера;
- необходимость в умении приспособиться к личности партнера, учитывая индивидуальные особенности характера;
- в случае разрыва партнерских отношений – раздел бизнеса, что способно нанести непоправимый ущерб, как финансовой стабильности, так и репутации и т.д.
Недостатки партнерских отношений чаще всего вытекают из неумения партнеров ставить границы между своими полномочиями и ответственностью.
Соблюдение дистанции между партнерами всегда должно быть соблюдено – это золотое правило бизнес-партнерства. В противном случае, выход за рамки партнерских отношений (чаще всего из-за дружеских отношений партнеров), приводит к разрушению непосредственно самого бизнеса.
Обязательным компонентом взаимовыгодного бизнес-партнерства является умение пойти на компромисс, который заключается в терпении и внимании к своему партнеру. Умея слушать своего партнера, и услышать то к чему он призывает – позволяет партнерам в бизнесе создать взаимопонимание, что практически всегда ведет к успеху.
Поиск партнера для бизнеса: где и как
Современные возможности по поиску своего бизнес-партнера совершенно не ограничены. Интернет стал просто находкой для тех, кто ищет себе партнера в бизнес.
При помощи интернет-инструментов можно подобрать себе любого партнера и всеми доступными для такого поиска способами:
- создание собственного сайта;
- доски объявлений;
- специализированные сайты и форумы;
- блоги;
- почтовые рассылки и т.д.
При помощи таких нехитрых инструментов можно найти вполне достойного бизнес-партнера, естественно, затратив на это определенное количество времени и средств.
Безусловно, скептически настроенные личности предпочитают искать себе партнеров по знакомству, по рекомендации, выбирают из друзей или хороших знакомых. В этих способах также есть свои плюсы, и минусы, как и в поиске партнера по интернету.
Никто, кстати, не отменял подачу объявлений в газеты, а также банальную расклейку объявлений или более современный способ поиска путем вручения людям флайера с объявлением.
В общем, для того, чтобы найти собственного партнера для бизнеса – все средства не только хороши, но и многогранны, и каким образом будет осуществляться поиск – ограничивается только фантазией.
Условия работы с партнерами
Добропорядочность – важное качество в совместном ведении бизнеса, но зачастую, при успешном развитии дел и хороших доходах у партнеров начинаются разногласия. Там где разногласия, начинают проявляться различного рода проблемы – от личной неприязни и до финансового передела бизнеса. К тому же достаточно часто выясняется, что один из партнеров в начале партнерских бизнес-отношений упустил такую важную деталь, как документальное подтверждение своих прав на долю в бизнесе и на прибыль.
Оптимальным вариантом при равноправном распределении как долей в бизнесе, так и доходов от него в будущем считается создание юридического лица, например, общества с ограниченной ответственностью, при создании которого учитываются все нюансы документального оформления отношений, в том числе и раздел имущества при выходе из состава участников. К тому же, партнеры (они же – учредители) несут ответственность только суммой внесенных вкладов.
В том случае, если партнеры не готовы регистрировать юридическое лицо,можно обойтись банальной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя (при том оба партнера должны быть зарегистрированы в качестве таковых), но стоит помнить, что при такой форме организации бизнеса ответственность человек несет всем своим имуществом.
Ну, уж если и этот вариант не подходит, и партнеры решили заниматься предпринимательством, как физические лица, то рекомендуется составить соглашение между ними, которое можно заверить нотариально.
Для подстраховки обязательно указать в нем: сколько денег каждый партнер вносит в общее дело, на каких условиях, как будет распределяться доход от прибыли и сколько каждому достанется в случае выхода партнера из бизнеса. Кстати, это будет нелишним и при регистрации партнеров в качестве индивидуальных предпринимателей.
Помимо всех вышеуказанных юридических тонкостей в оформлении партнерских отношений в сфере бизнеса, можно страховать собственные финансовые вложения и договорами займа (боясь, что вложенные суммы не будут возвращены). Также практикуется составление соглашений или договоров об оказании различного рода услуг, что тоже может гарантировать, что труд партнера будет оплачен.
В заключение хотелось бы отметить, что бизнес-партнерство – явление, достаточно часто практикующееся в современном деловом мире и при правильном подходе, имеющее гораздо больше достоинств, чем минусов. Грамотный подход к партнерству, юридически правильное оформление всех взаимных интересов, а также увлеченность одной идеей дают плодотворные успехи и процветание каждому из партнеров.