Как открыть бизнес на производстве кваса
Производство кваса – бизнес достаточно выгодный, об этом свидетельствует его ежегодное увеличение на 20-30%. Квас – напиток безалкогольный, который изготавливается методом естественного брожения особого квасного сусла, воды и сахара. В случае, если продукция создается по технологии изготовления газированной воды - она называется квасным напитком.
В отличие от пива, которое продается в течение круглого года, квас из-за сезонных ограничений крупным производителям не интересен. Как следствие, агрессивной конкурентной среды на этом рынке нет. Количество любителей этого напитка, напротив, регулярно увеличивается. Главным образом это обусловлено натуральностью продукта, он свободен от ароматизаторов и красителей. А значит продажа и производство кваса – бизнес прежде всего небольших фирм.
Открытие бизнеса
Начать бизнес можно с продажи, а затем перейти и к запуску линии производства кваса. Есть несколько вариантов торговли: продажа летом с арендованной термоцистерны или бочки; торговля в кегах круглогодично; реализация бутылочного кваса в торговых сетях.
Торговля из бочек - классический путь начало бизнеса. Готовиться к лету рекомендуется заранее, начиная с декабря. Это позволит собрать все необходимые документы, найти сезонных работников, получить согласованное место. Места выделяются на основе конкурса, процедура схожа с получением разрешения торговать на елочном базаре. Чаще всего при выборе компании основываются на результатах ее работы в предыдущих сезонах.
Без разрешения СЭС на проведение торговой деятельности, работать тоже невозможно. Следующий этап - получение разрешения СЭС на осуществление торговли. Оплатить получение подобного разрешения нужно будет в соответствии с государственными расценками. Арендовать или купить бочку можно самостоятельно. Рынок предлагает два варианта: современные цистерны и бочки «старого» образца. Цистерна-термос стоит в пределах трех тысяч долларов, хранить квас в ней можно даже больше пяти суток, тогда как в обычных бочках – максимум двое суток.
Избежать лишних вопрос от контролирующих органов позволит размещение документации на самой бочке: данных о продавце с указанием номеров телефонов, полное наименование продукции, а также реквизитов производителя.
Большое внимание при открытии бизнеса стоит уделить кадровому вопросу. Люди в подобном бизнесе, как и во многих других, решают если не все, то очень многое. Найти подходящих сотрудников не так просто, как может показаться. Особых навыков продавцам кваса не требуется, однако санитарная книжка необходима каждому из них. Желательно также, чтобы все работники бизнеса были настоящей командой и понимали друг друга. В крупных городах опасность представляют приезжие работники, которые нередко могут просто исчезнуть вместе с крупной суммой денег. Что касается оплаты труда, то лучше всего, если это будет фиксированный оклад плюс проценты.
Технология производства
Технология производства кваса включает в себя несколько этапов: приготовление сусла, брожение (не более двух суток), осветление (этот этап позволяет продлить срок хранения кваса на четыре дня), выдержка, фильтрация, розлив. В среднем на создание партии напитка требуется трое суток. Причем срок годности самого продукта равен от трех суток до семи дней (осветленный).
Для организации подобного производство будет необходимо купить оборудование для производства кваса (бродильно-купажные емкости, мерный бак сиропа, холодильную машину, мойку, насосы и др.) либо уже готовый аппарат стоимостью порядка 800 000 рублей. Те, кто собираются реализовывать продукцию в бутылках, должны будут также купить линию по разливке и упаковке (от 500 тысяч рублей).
Экономическая составляющая
Производство, сбыт кваса необходимо наладить до наступления сезона, это позволит получить максимальную прибыль. Основной объем продаж происходит в период с июня по август. Чем выше температура воздуха на улице, тем лучше.
Впрочем, когда продажа напитка осуществляется с помощью торговых сетей, то в зимний период производство можно не приостанавливать, достаточно просто выпускать меньше продукции в соответствии с существующим спросом. Если же вы продаете квас самостоятельно, в торговых точках на улице, то, конечно же, в холодный сезон производство придется законсервировать.
Бизнес план производства кваса должен опираться на то, что для 1000 литров этого напитка понадобится:
- почти 30 кг сухого концентрата квасного сусла,
- 50 кг сахара, дрожжи
- около 3 м3 воды.
Сырье для производства хлебного кваса будет стоить примерно 6 000 рублей. Заработать можно на торговле напитком по цене 50 рублей/литр можно до 50 тысяч рублей.
Общие затраты на организацию производства и реализации бутылочного кваса производительностью тысячу литров в смену составляют примерно 2 млн. руб. (включая цену оборудования для производства, ожидаемые затраты на ремонт, прочие расходов). Окупить вложенные средства, как правило, удается за полтора-два года.
Рентабельность завода по производству кваса превышает 100%, а в случае успеха открытие собственной квасной компании может принести до 300% годовых.
Возможные проблемы
Впрочем, несмотря на все положительные стороны подобного бизнеса, сложностей и проблем в данной сфере деятельности тоже предостаточно. Основной проблемой, конечно же, является сезонность спроса. Ничего не поделаешь, квас - летний напиток. Зимой население предпочитает горячую еду и напитки. Потребление воды, пива, соков и других безалкогольных напитков значительно снижается.
Кроме того, приходится бороться с мифами о бочковой торговле. Многие остерегаются пить напиток из бочек, потому что якобы их либо вообще не моют, либо моют с нарушением санитарных норм. Что далеко от истинного положения дел. Каждая из бочек попадает на завод по специальному пропуску. С помощью специальных растворов она моется как изнутри, так и с внешней стороны. После чего внутренняя поверхность обрабатывается горячим паром и охлаждается водой. И уже в абсолютно чистую цистерну наливают квас, затем бочка пломбируется, это позволяет избежать проникновения каких бы то ни было инфекций.