Как правильно продать готовый бизнес с максимальной выгодой?
Не только покупка, но и продажа готового бизнеса сейчас пользуется популярностью, хоть и в меньшей степени. Если вы намерены продать готовый бизнес, то знайте, что чем более успешна организация, то больше шансов ее продать на ваших условиях.
Для потенциального покупателя в любой бизнес-сфере важно, чтобы приобретенное предприятие было рентабельным, «окупалось» в кратчайшие сроки и переходило «по наследству» вместе с надежными клиентами и партнерами. Важна и налаженная внутренняя структура - сработавшийся коллектив сотрудников и наличие современной технологической базы.
Если ваш бизнес соответствует всем этим требованиям, то у вас есть реальный шанс продать его выгодно. Остановимся на том, как правильно нужно реализовать этот шанс.
Что нужно сделать перед продажей готового бизнеса?
- Определите, насколько веской является причина для продажи
Если вы просто устали от ведения бизнеса, то, возможно, заслуженный отпуск поможет вновь восстановить силы, чтобы продолжить работу. А если вы руководствуетесь экономическими причинами, не в состоянии продолжать руководить своим предприятием, намерены вкладывать свои деньги и время в другие предприятия, то тогда следует начинать готовиться к продаже.
- Определите перспективы
Иногда требуется признать очевидное – ваш бизнес, в который вы вкладывали столько усилий и средств, «прогорел». И даже продажа не будет спасением. Во многих случаях вместо выставления бизнеса на торги, разумнее будет продать активы по частям. Для уточнения рыночной стоимости активов необходимо пригласить профессионального оценщика.
- Определите время для продажи
Прежде чем выставить бизнес на продажу, необходимо посоветоваться с экспертами о том, насколько выгодно сейчас продавать организацию. Какой будет ее рыночная стоимость завтра, через неделю? Если цена на ваш бизнес может вырасти, пусть и ненамного, то имеет смысл повременить с продажей. Помните, что быстрее всего найдутся покупатели только в том случае, если ваш бизнес успешно функционирует (самоокупаемость и прибыль, база клиентов, обученный персонал) уже 4-5 лет. Хотя бывают и исключения, если на данный момент на рынке, где продается бизнес, существует большой спрос.
- Определитесь, какие документы нужно подготовить
Аудиторское заключение, продление арендного договора, оценка недвижимости, справка из банка об отсутствии задолженности, копии балансов - это минимальный набор документов для продажи бизнеса. Учтите, что получение всех этих справок и заверение у нотариуса занимает много времени, поэтому не стоит откладывать сбор необходимых документов в долгий ящик.
- Определите стоимость бизнеса
Если стоимость бизнеса по самым скромным подсчетам составляет более $ 100 000, то имеет смысл потратить деньги на услуги профессионального оценщика (расценки услуг которого могут колебаться в пределах 3-13% от стоимости бизнеса). Помните, что мнение независимого эксперта поможет вам определиться с ценой, но покупатель вправе не согласится с ней или выступить с встречным предложением. Часто при продаже готового бизнеса в России оценочная стоимость отличается от цены непосредственной сделки, иногда цена продажи опускается на 30% ниже от реальной стоимости.
Как выбрать идеального покупателя для своего бизнеса?
В идеале наилучший покупатель – это тот человек, который сможет предложить наибольшую цену за ваш бизнес, не торгуясь, согласившись на все условия. В реальности наилучший покупатель – это тот, кто готов заплатить реальную цену за ваш бизнес согласно текущему состоянию рынка, способен сделать это быстро с минимальными уступками с вашей стороны. Ориентируйтесь на вторую категорию покупателей, так представители первой категории, особенно если в выбранном для продажи бизнес-сегменте существует большая конкурентоспособность, встречаются крайне редко.
Не стоит ждать своего покупателя, лучше постараться найти его самому. Избегайте ситуации: один покупатель – один продавец. Если у вас несколько покупателей с серьезными намерениями, то успешный готовый бизнес можно продать на 10-15% дороже от первоначально оцененной стоимости.
Естественно, не последнюю роль при выборе покупателя является его род деятельности. То есть если вы владеете СТО в Санкт-Петербурге, то продать этот бизнес вам будет выгоднее и проще человеку, который уже руководит несколькими СТО в этом городе и заинтересован в расширении сети.
Как правильно и быстро продать готовый бизнес?
Ответ очевиден – обратиться к профессионалам, который специализируются на продаже и покупке готовых организаций не первый год и смогут помочь продать любой даже самый узконаправленный малый бизнес с максимальной выгодой для своего клиента, то есть для вас.
Какие услуги профессионального агентства доступны продавцам бизнеса:
- брокерское оценивание, проверка ликвидности бизнеса;
- непосредственная подготовка бизнеса к продаже для увеличения привлекательности перед покупателями и инвесторами (широкий комплекс услуг);
- поиски потенциальных покупателей;
- ведение переговоров с покупателями;
- заключение согласно юридическим нормам договора о купле-продаже.
Обращайтесь в компанию с хорошей репутацией, у которой «за плечами» уже много успешно заключенных сделок в пользу их клиентов.
Продажа готового бизнеса: как правильно вести переговоры
- Главное правило ведения переговоров – к ним нужно готовиться.
Будьте морально и физически готовы давать ответы, причем предельно честные, на любые вопросы покупателей, особенно касающиеся слабых сторон вашего бизнеса. Учитесь каждый свой ответ подтверждать не только на словах, но и реальными данными.
- Учитесь слушать, а не слышать покупателя
Реальных покупателей в отличие от «приценивающихся» и «сомневающихся» будет не так уж много. Цените людей, которые серьезно готовы заплатить за ваш бизнес реальные деньги. Умейте выслушать мнения, затем проанализируйте их адекватность и выполняемость, поставив себя на место покупателя. Помните, что достижение понимания и взаимовыгодного компромисса при продаже готового бизнеса – это ваша основная цель.
- Не отказывайтесь от задатка
Покупатель, который серьезно намеревается купить готовый бизнес, также не откажется внести задаток. Такое решение подразумевает, что в течение какого-то времени вы будете обязаны предоставить ему любую помощь в разъяснении истории бизнеса, предоставлении документации и т.д.
Чтобы понять, как правильно продать готовый бизнес с максимальной выгодой, нужно усвоить «золотое» правило – продаваемый бизнес должен иметь репутацию и базу постоянных клиентов, чтобы быть выгодным приобретением для потенциальных покупателей. Иными словами, адекватно оценивайте потенциал своего бизнеса, его себестоимость, мудро выбирайте круг потенциальных покупателей, тщательно готовьтесь к переговорам и вы сумеете выгодно продать свой бизнес.