Как сохранить малый и средний бизнес в нестабильной экономической ситуации
Во время перемен и нестабильности в экономике руководителям компании необходимо принимать нестандартные решения и отвечать на вызовы внешней среды. А их в настоящее время достаточно.
Обратите внимание на следующие рекомендации. Возможно, именно в них вы найдете рациональные зерна, чтобы положить их в основу изменений, без которых не обойтись в настоящее время даже самому грамотному управленцу.
Во-первых, сконцентрируйтесь на основном продукте компании (товаре, услуге), продажа которого генерирует основной денежный поток. Направьте усилия менеджеров по продажам, а также маркетинговый и рекламный бюджет на продвижение основного продукта.
Во-вторых, создайте конкурентные преимущества для своих ключевых клиентов. Для этого необходимо структурировать клиентскую базу, выявив ключевых, перспективных клиентов. Это могут быть клиенты, приносящие большую часть выручки; клиенты, с которыми подписаны долгосрочные договоры; клиенты, которые покупают больший ассортимент и т.д. Выяснить у приоритетных клиентов, почему они выбирают вашу компанию, а не компанию-конкурента.
На основе конкурентных преимуществ вы сможете сформировать уникальное предложение для ваших приоритетных клиентов, заложив основные потребности клиента в основу, чтобы тем самым привлечь новых подобных клиентов и обеспечить лояльность существующих.
В-третьих, пересмотрите трудовые функции сотрудников, определив каждому продукт его работы (результат), за который вы платите зарплату. Помните, вас интересует не процесс и обязанности сотрудника – «должен звонить, ездить на встречи и т.д.», а вас интересует результат всей этой деятельности. Оцените «достижительную» мотивацию сотрудников (желание достигать, ориентация на достижения), это должен быть основной критерий, если встанет вопрос об уменьшении штата компании. Возможно, потребуется пересмотреть структуры выплаты заработной платы, увеличив долю переменной части, которая будет зависеть от результатов работы сотрудника. При этом, четко определите результат, который можно измерить или оценить. Критерии должны быть однозначно понятны сотруднику.
В-четвертых, пересмотрите условия длительных договоров, связанных с постоянными платежами (аренда, клининг, интернет и телефонная связь, поставка воды в офис и т.д.). Компании-поставщики также не хотят терять клиентов, с ними можно договориться на какой-то период об уменьшении стоимости услуг, увеличении сроков отсрочки платежа, доп. преференциях и т.д.
В-пятых, рассмотрите возможность вывода на аутсорсинг непрофильных видов деятельности (курьерские услуги, бухгалтерское обслуживание, кадровое обслуживание, юридическое сопровождение, услуги call-центра и т.д.). За счет вывода на аутсорсинг, можно будет сократить арендную площадь, так как штат уменьшится, также сократиться объем выплат «зарплатных» налогов, обязательных отчислений в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования. Кроме того, оплачивая услуги аутсорсинговых компаний, использующих общую систему налогообложения (НДС), вы сможете законным образом уменьшить свою налогооблагаемую базу, чем уменьшите свои налоги (НДС и налог на прибыль).
Важно каждый день повышать эффективность всех процессов в компании: сокращая сроки этих процессов и уменьшая объем ресурсов, который необходим для выполнения задач.
И самое главное, занимайте проактивную позицию в отношениях с клиентом: не просто реагируйте на запросы клиентов, а формируйте их, предлагая больше, чем ожидает клиент.
Ирина Крутских
Генеральный директор Консалтинговой группы «ТРИУМФ»