Как украсть миллион: преступные схемы в грузоперевозках
Остап Бендер знал 400 способов отъема денег у населения. Мошенники, «специализирующиеся» на кражах грузов, знают их не меньше, но в большинстве случаев успешно пользуются теми же человеческими слабостями, что и великий комбинатор. Разбираемся, как не ошибиться в выборе перевозчика и защитить свой груз во время транспортировки.
«Ежегодно в прокуратуру РФ поступает более 2 тысяч заявлений по статье 159 УК РФ «Мошенничество» по факту пропавших грузов. Их средняя стоимость составляет 3 млн руб., – поясняет Игорь Котов, управляющий партнер онлайн-сервиса GroozGo. – Для того чтобы товары от грузоотправителей грузополучателям попадали в сохранности, необходимо в первую очередь ликвидировать риски, которые могут возникнуть в процессе перевозки».
Предугадать наперед, как именно будут действовать преступники, увы, невозможно. Но, зная несколько самых «популярных» ошибок, совершаемых и отправителями, и перевозчиками, можно усилить контроль на определенных этапах – и снизить вероятность кражи.
Беспечные ездоки
«У всех подобных событий есть общая причина: невнимательность и халатность сотрудников, как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя, – уверен Сергей Потапов, директор по логистике компании «ПрофХолод». – Как правило, мошенники проявляют активность в пиковые сезоны отгрузок, когда внимательность притупляется. В результате ответственные менеджеры могут не заметить подозрительных данных о машине, водителе или самой транспортной компании, могут пойти в обход внутренних регламентов при заказе транспорта. Также есть примеры, когда водитель, получив заказ от незнакомой транспортной компании, псевдозаказчика, сам того не понимая, доставлял груз другому получателю. Не удостоверившись в том, чтобы печать получателя соответствовала той компании, что указана в товарно-сопроводительных документах, или же поленившись позвонить грузоотправителю, уточнить, действительно ли необходимо сделать переадресацию в пути следования».
Известно, что наибольшим спросом у злоумышленников пользуются высоколиквидные товары. К ним относятся электроника и бытовая техника, парфюмерия и косметика, медицинские товары, цветные и черные металлы, замороженное мясо и зерно. Однако, как показывает практика, преступные интересы иногда распространяются на самые неожиданные грузы. Так, в конце 2018 года 25-летний собственник обратился в ГУ МВД РФ по Санкт–Петербургу с заявлением о похищении нескольких тонн репчатого лука. Как уточнили в полиции, неизвестные злоумышленники, находясь на территории овощебазы, завладели принадлежащим ему грузом путем обмана и злоупотребления доверием. Сумма ущерба составила 279 тысяч рублей.
Артем Королев, директор департамента логистики ОТК «ЮниТранс», подтверждает: случаи, когда мошенники воруют грузы целыми машинами, участились.
«Преступники подделывают документацию, регистрируются на сервисах предоставления автотранспортных услуг и предлагают наиболее выгодные для грузовладельца ставки на перевозку груза, – поясняет Королев. – После погрузки вся партия товара исчезает в неизвестном направлении вместе с автомобилем и водителем. Подобная мошенническая деятельность становится возможной при формальном подходе к проверке автотранспорта на КПП предприятий, а также в результате недостаточной бдительности со стороны грузовладельца, экспедитора, диспетчера. Полагаем, что в значительной степени исправить ситуацию могло бы более пристальное внимание к проблеме со стороны территориальных органов внутренних дел».
Цена экономии
Во многих случаях мошенникам развязывает руки желание заказчика перевозки сэкономить. Он выбирает перевозчика с минимальной ставкой – и сам передает груз в руки злоумышленников.
«В таких условиях есть риск нарваться на того, кто планирует исчезнуть сразу после погрузки, – предостерегает Марина Кунова, коммерческий директор международного сервиса грузоперевозок GetTransport.com. – Грузоотправителя должны настораживать цены ниже средних по рынку, а также следующие моменты: работа компании менее года, реорганизация или нахождение в одной из процедур банкротства, блокировка банковских счетов, дисквалификация кого–то из руководителей, судебные запреты и так далее. Если перевозчик изначально планирует кражу, то к месту погрузки может быть подан автомобиль с поддельными номерами или под управлением водителя с фальшивыми документами. В иных ситуациях водителя могут использовать «втемную», только для перегона машины от склада отправителя до отстойника мошенников».
Семь раз проверь
В тех ситуациях, когда речь не идет о сговоре, во многом от бдительности водителя и экспедитора зависит, увенчается ли преступный замысел мошенников успехом.
«Часто груз перехватывают после того, как водитель уже загрузился, – объясняет Артур Мурадян, генеральный директор транспортной компании TRAFT, председатель рабочей группы ВСС по страхованию экспедиторской ответственности перевозчиков. – Звонят, и, представляясь получателем, просят скорректировать маршрут в нужное для злоумышленников место. В таких случаях сам факт подобного звонка немедленно должен фиксироваться экспедитором, а водитель по жесткому регламенту обязан сообщить о попытке «взлома» рейса. Если данные о рейсе передаются водителю на мобильное приложение, то и правки в маршруте должны фиксироваться и официально от лица грузовладельца передаваться на это же устройство. Любые попытки скорректировать рейс «офлайн» сразу означают мошенничество».
Барьером безопасности, по мнению Мурадяна, между компанией и потенциальными злоумышленниками, может стать проверка контрагентов через специализированные платформы «Контур.Фокус» и «СПАРК». Но есть и «ручной» метод: каждого нового клиента и партнера нужно проверять по трем показателям — сроку существования фирмы (не менее двух лет), отсутствию за последний год судебных тяжб о неоплате услуг по договору и количеству юрлиц, зарегистрированных на гендиректора (не более 5). Такой подход, считает Мурадян, отсечет 90% сомнительных контрагентов.
Грабеж среди бела дня
«Воруют грузы и без участия перевозчика, – добавляет Марина Кунова. – Классические кражи и грабежи на дорогах продолжают присутствовать. Это во многом объясняется большими расстояниями и недостаточной развитостью придорожной инфраструктуры. Здесь существует два основных сценария. Первый — кража на неохраняемой стоянке во время отдыха водителя. Второй — силовой захват автомобиля и грабеж на удаленных от населенных пунктов участках трассы».
Так, минувшей весной водитель-экспедитор припарковал фирменную красную фуру «Coca Cola» с грузом напитка на обочине у своего дома, забыв в замке ключи зажигания. Неизвестно, следили ли за товаром преступники или им просто «повезло»: но через несколько минут груз на сумму 460 тысяч 779 рублей уже мчался в неизвестном направлении, а незадачливый водитель звонил в полицию.
Также неудачно покинул свой автомобиль и водитель почтовой машины, следовавший с грузом посылок из Китая из Москвы в Краснодар. Он совершил остановку в Липецкой области в специально предназначенном для этого «кармане» и, по его словам, вышел прогуляться. А когда вернулся, обнаружил, что пломба с машины сорвана, а упаковки от украденных посылок разбросаны возле нее.
А вот воры из Кемеровского аэропорта не смогли довести свой преступный замысел до конца благодаря современным технологиям. Орудовали они без размаха: похитили небольшой прибор, который выпал во время транспортировки груза из прибывшего самолета – мужчины приняли его за миниатюрные колонки. Однако в их руки попал не музыкальный девайс, а автономное навигационное оборудование, с помощью которого можно определять местоположение транспорта – оно–то и привело правоохранителей прямо к преступникам.
Читайте также: Груз ответственности: старые проблемы современного рынка грузоперевозок
Довести до автоматизма
По мнению Игоря Котова, «слабым звеном» в цепочке грузоперевозок часто становятся посредники.
«Например, не имея собственного автопарка, они нанимают сомнительных владельцев транспортных средств, которых находят в непроверенных источниках, – поясняет Котов. – Кроме того, посредники часто приобретают закрывшиеся логистические компании или фирмы на грани банкротства, которые не были замечены в реализации серых схем на рынке. Такие предприятия, как правило, имеют поддельные документы на свои ТС или сомнительные документы аренды или покупки. Если у вас возникли сомнения в отношении посредника, обязательно проверьте данные о нем: найдите информацию о старом владельце компании, убедитесь, что сделка о купле – продаже была официальной, а новый собственник имеет «чистую» историю работы. Такие данные можно найти на госпорталах».
Большинство экспертов едины в одном: обеспечить грузам дополнительную защиту поможет максимальная автоматизация процессов.
«В крупных транспортных компаниях созданы специальные подразделения, которые отвечают за безопасность доставки и призваны проверять подрядчиков. В более маленьких организациях такие функции выполняют логисты, – продолжает Котов. – В нашем сервисе процесс проверки подрядчиков полностью автоматизирован по собственно разработанной технологии и занимает не более 15 минут».
«Обилие игроков на рынке перевозок и невнимательность заказчиков при выборе перевозчика играют на руку мошенникам, – считает Марина Кунова. – Ситуация здесь значительно упростится с введением единого реестра грузоперевозчиков».
Автор: Ирина Громаковская