Какие риски нужно учитывать, планируя бизнес в сфере фитнес-услуг
Фитнес-клубы никогда не утратят своей актуальности, так как физические нагрузки, здоровый образ жизни или хотя бы попытка его начать, желание хорошо выглядеть – естественные потребности современного человека. Начиная собственное дело в сфере фитнес-услуг, как и везде, составляется бизнес-план, и предусматриваются основные риски, с которыми можно столкнуться в процессе ведения бизнеса.
О каких рисках нужно помнить предпринимателю?
В первую очередь, риски любой организации классифицируются по своему источнику на внешние и внутренние: либо исходят из внешней для организации среды, либо от самой организации, то есть являются результатом ее внутренних проблем: плохая организационная структура, неграмотный менеджмент и прочее.
Внешние риски – это экономические, политические и финансовые.
К экономическим рискам относятся кризис и нестабильность экономики страны, где будет функционировать организация, скачки инфляции и возможные изменения в налоговом законодательстве, системе налогообложения.
Политические риски – это политические кризисы, события революционного характера, а также изменения идеологии, связанной с пропагандой здорового образа жизни.
Риск – это не только возможный убыток, это и возможность выигрыша, как, например, изменения курса валюты. Таким образом, активная пропаганда физической культуры и спорта, состоявшиеся в России Олимпийские игры, борьба с курением – все это способствует росту потребления услуг фитнес-клубов.
Если предположить, что в стране произойдут какие-либо изменения, и пропаганда будет слабее или будет отсутствовать вообще – спрос упадет. Финансовый риск заключается главным образом в возможных изменениях кредитования организации.
Внутренние риски – производственные и коммерческие.
Производственные разумно рассматривать и оценивать так, чтобы «охватить» все области «производственного процесса», поэтому их делят на технические, технологические и управленческие.
Технические – все, что связано непосредственно с оказанием услуги. Это некомпетентность инструктора или фитнес-менеджера, риск поломки или плохой работы спортивного оборудования, травмы работника или клиента по этой причине, риск сбоев в работе музыкального оборудования, освещении, работе кондиционеров, перебоев водоснабжения и электроснабжения и, наконец, критический риск – риск обрушения здания.
Технологический риск один – риск «морального» износа оборудования. Технологическое обновление и модернизация тренажеров – постоянный процесс, и за ним нужно успевать. Управленческие риски заключаются в возможной некомпетентности менеджеров, а также в недостатках построенной структуры управления.
Коммерческие риски – это, прежде всего, контактные, то есть связанные с контактами с клиентами: риски некачественного обслуживания клиента инструктором или менеджером, неадекватного поведения клиента, нарушения клиентом правил посещения клуба, отсутствия в клубе оборудования или специалиста, необходимых для оказания клиенту желаемой им услуги.
Это и риски снижения объемов реализации услуг в результате резкого падения спроса (экономический кризис), усиления конкуренции, повышения расходов на оплату аренды помещения (в случае аренды), электроэнергии и водоснабжения и в результате повышения цены услуг.
И, наконец, маркетинговые риски: риски неудачного территориального размещения организации, неграмотной ценовой политики, неверного определения целевого потребителя при продвижении конкретных услуг и непродуманной маркетинговой кампании (реклама, акции, бонусы).