Каким должен быть идеальный отдел e-commerce у монобренда?
Если вам нужен чек-лист по ролям в собственной команде екома – тогда эта статья для вас.
Начнём с того, что, конечно же, шаблона для такой задачи не существует – хотя мы все работаем на одном рынке и решаем похожие задачи, всё-таки в каждой компании есть свои особенности, которые влияют на внутренние процессы.
И всё же, мы можем назвать хотя бы несколько характерных черт внутренней e-commerce команды здоровой компании.
E-commerce директор
Необходимость такого менеджера очевидна? Как показывает практика, далеко не всегда.
За e-commerce отвечает PR-директор, директор по маркетингу, IT-отдел, рядовой маркетолог или даже секретарь генерального директора – знакомая ситуация? К сожалению, это не редкость на рынке российского ритейла.
Но всё это полумеры, т.к. невозможно в полной мере быть посвящённым двум делам одновременно – ты либо предпочтёшь одно другому, либо будешь делать оба дела посредственно, постоянно оправдываясь тем, что ты же занят ещё чем-то другим. И это плохо и для сотрудника, и для направления, и для компании.
Поэтому первое, чем я предлагаю заняться, когда мне говорят, что хотят разработать интернет-магазин – это найти опытного руководителя направления. Благо, в последние годы таких специалистов всё больше, хотя всего несколько лет назад они были на вес золота. Я лично почти каждый месяц слышу о знакомых, ищущих работу в этой сфере.
Если вам удалось найти адекватного вашей задаче профессионала – считайте, что полдела уже сделано. Опытный руководитель на своём месте быстро соберёт команду и качественно реализует проект вместе с выбранным подрядчиком, партнёром по веб-разработке.
Кстати, я встречал вполне успешные большие брендовые проекты, где внутренняя команда состояла из одного человека – руководителя направления, а все остальные должности аутсорсились. Но должность руководителя аутсорсить нельзя.
Однако не стоит полагаться только на знания своего руководителя, поэтому вот ещё несколько рекомендованных позиций для штата e-commerce отдела.
Контент-менеджер / Виртуальный мерчендайзер
Кто бы мог подумать, что контент-менеджер является настолько важным, чтобы занимать вторую позицию списка? А он является.
Какова одна из самых частых причин задержек в запуске новых сайтов? Отсутствие готового контента. Не сложность реализации, не форс-мажоры, не задержки разработки, а именно контент. Честно говоря, сколько запускаю еком – редко встречал заранее хорошо подготовленный контент.
Кроме собственно подготовки контента, у этого специалиста широкий круг обязанностей: модерация содержания сайта, оформление карточек товаров, а иногда даже создание акционных механик по заданиям маркетинга и прочие небольшие работы по сайту.
В правильно выстроенном e-commerce подразделении необходим такой человек, т.к. он разгружает руководителя от вороха рутинных задач, освобождая его для более важной задачи развития интернет-магазина.
Веб-разработчик
Почему я использовал такой общий термин, хотя специализаций у разработчиков имеется множество? Потому что узкий специалист inhouse не нужен. А вот разработчик с базовым пониманием технологий, на которых работают современные интернет-магазины – frontend, backend, интеграции – нужен.
Если такого найти не удаётся – то нужно найти хотя бы специалиста по backend. Его основными обязанностями будут: проверка работы аутсорсинговых подрядчиков, выполнение небольших работ по изменениям на сайте и общий контроль состояния проекта.
Иметь свою экспертизу желательно, хотя и не обязательно. Множество проектов в настоящее время аутсорсят разработку полностью, и потребности в штатном разработчике не видят. Хотя это, безусловно, всегда будет плюсом.
Digital маркетолог
Ещё один специалист, наличие которого в штате весьма желательно – это маркетолог, знающий как работать над LTV клиента, повышать конверсию сайта (какие механики и когда лучше использовать) и владеющий инструментами performance маркетинга, способный работать над привлечением целевого трафика на сайт по чётким KPI.
Конечно, эту роль можно аутсорсить (впрочем, как и все остальные, кроме руководителя). Но наличие такого специалиста внутри команды сильно ускорит работу по ключевым для продаж на сайте метрикам. Кроме того, внутренняя экспертиза необходима для контроля работ внешних подрядчиков по маркетингу и продвижению (которые, безусловно, тоже будут).
Менеджер проекта
Наш список рекомендованных ролей для штатной команды по e-com завершает менеджер проекта. Когда проект и команда немного подрастут, без него будет не обойтись.
Дело в том, что задача любого руководителя – это выстраивание бизнес-процессов работы отдела и стратегия/тактика развития направления. Это вещи, требующие постоянного внимания. Согласитесь, сложно на этом сосредоточиться, когда тебе сегодня нужно ещё поставить задачи контент-менеджеру, проверить работу веб-разработчика и скорректировать маркетинговый план с маркетологом?
Эти задачи операционного управления командой и должен взять на себя менеджер проекта. Чтобы руководитель мог заняться своими обязанностями: выбором дополнительного подрядчика, согласованием бюджета на развитие, формированием целей по работе с лояльной ЦА и завариванием чашечки ароматного кофе.
Как видите, при росте команды такой человек становится крайне необходим.
Заключение
Конечно, можно было бы ещё сказать о специалисте в CRM & Loyalty, о специалисте по PR, о специалисте по работе с маркетплейсами и о том, что всех вышеперечисленных специалистов может быть несколько, или какие-то роли можно совмещать в одном сотруднике. Это уже зависит от размера и возможностей компании, а также особенностей внутреннего устройства, которых у каждого хватает.
А ещё можно напомнить о том, что все эти роли спокойно аутсорсятся, и на каждую из них есть не по одному хорошему потенциальному подрядчику.
Российский e-commerce рынок богат сервисами, и уровень их работы достаточно высок. Для реализации почти любой вашей задачи найдётся инструмент или даже готовое решение.
Начните выстраивать свой e-commerce уже сейчас, если ещё не начали это делать. Желаю вам в этом успеха!
Автор: Евгений Горцев
Читайте также: Эмоциональный контакт с покупателями: кейсы популярных брендов